Экономическая характеристика неравномерности перевозок пассажиров и пути ее смягчения

Пасс. перевозки, как и грузовые, неравномерны в пространстве и во времени, но неравномерность иная.

Неравномерность в пространстве

P Перевозки неравномерно выполняются в регионах страны. На ж/д после Урала выполняются около 15% перевозок, что объясняется разной плотностью населения, густотой дорог, размещением городов.

P Объем пасс. перевозок на разных дорогах различается: на Московской и Октябрьской дорогах выполняется почти 60% общего объема перевозок и около 30% пассажирооборота. На Московской, Октябрьской, Сев.-Кавсказской, Свердловской, Зап.-Сибирской и Горьковской выполняется более 75% объема перевозок и пассажирооборота. В крупных узлах этих дорог – 80% общего объема пригородных перевозок.

P Пасс. перевозки неравномерно распределены по отдельным направлениям. Наибольший объем перевозок выполняется на:

o направлениях, связывающих Москву и крупные центры,

o международных линиях,

o направлениях Москва – юг.

На них в ближайшее время планируют существенно увеличить скорость движения поездов. Проводятся работы по укреплению верхнего строения пути.

P Груз. перевозки неравномерны по направлениям «туда» и «обратно» на одних и тех же участках. Эта неравномерность измеряется коэф. обратности, кот представляет отношение потоков порожнего направления к груженому. Пасс. перевозки также неравномерны по направлениям, но эта неравномерность другая. Каждый пасс. едет туда и обратно, искл. составляют перевозки, связанные с переменой жительства, командировки, сезонные работники. Неравномерность «туда» и «обратно» проявляется тогда, когда пасс. в 1 направлении пользуется одним видом тр-та, а в обратном – другим (когда тарифы по видам тр-та незначительно отличаются). Такая неравномерность приводит к повышению на ж/д тр-те себестоимости перевозок в направлении с наименьшим пассажиропотоком в результате меньшего использования вместимости ваг. Наиболее ярко проявляется неравномерность в течение года, когда в летнее время пассажиропотоки увеличиваются в сторону баз отдыха и по окончании периода увеличиваются в обратном направлении.

Неравномерность во времени

Квартальная и месячная неравномерность вызвана увеличением перевозок в летнее время. Она наблюдается как по объему перевозок, так и по пасс-км. Неравномерность по пасс-км больше, чем по объему, т.к.в летнее время пасс едут на большее расстояние. Квартальная и месячная неравномерность измеряется к оэф.неравномерности перевозок – отношение объема перевозок максимального месяца/квартала к среднемесячному/ среднеквартальному за год. Квартальный коэф.неравномерности перевозок в дальнем следовании составляет 1,3, а в пригородном – меньше. Наиболее напряженным месяцем в дальнем следовании является июль и август и минимальным – 1 квартал года. Коэф.месячной неравномерности больше, чем квартальной. В дальнем следовании = 1,4 – 1,6, а в пригородном – 1,4.

Неравномерность по дням месяца в дальнем следовании незначительна. Несколько увеличиваются перевозки в начале и конце месяца из-за начала и окончания отпусков, увеличиваются перевозки в пятницу-субботу.

В пригородном сообщении неравномерность перевозок по дням выражена в большей степени. Особенно она значительна по дням недели. В летнее время увеличиваются пассажиропотоки в предвыходные, выходные дни и праздники. На некоторых участках, где много садово-огороднических баз, пассажиропотоки увеличиваются на 30-60%.На участках, по которым едет рабочее население, неравномерность выражена в меньшей степени.

Неравномерность по часам суток наблюдается особенно в пригородном сообщении, когда в утренние часы пассажиропотоки увеличиваются по направлению к головной станции, а в вечернее время следуют обратно. На отдельных направлениях утренние потоки составляют до 60 % от суточных потоков. В дальнем направлении наблюдается неравномерность прибытия и отправления поездов на ст. оборота составов. В утренние часы на эти ст. поезда прибывают, а вечером отправляются обратно. Это прибытие и отправление предусмотрено для удобства пасс, но существенно осложняет работу ст.: для отстоя поездов требуются дополнительные пути, обустройства для подготовки составов в рейсы, что существенно увеличивает станционные расходы.

Неравномерность пасс перевозок отрицательносказывается на работе ж/д. Она требует содержания дополнительного контингента, подвижного состава, вокзальных площадей и касс, которые используются только в летнее время.

На ж/д тр-те проводятся работы по учету и смягчению неравномерности пасс перевозок:

* В расписании поездов предусмотрены дополнительные поезда, кот работают в летнее время, изымаются из расписания при уменьшении пассажиропотока.

* Изменяется периодичность курсирования поездов

* В зимнее время уменьшается количество вагонов в поезде

* В зимнее время практикуется вождение поездов, состоящих из групп вагонов

* Предусмотрены гибкие тарифы на оплату поездок в фирменных поездах

* С 2003 г. стали применяться гибкие тарифы, когда в течение года они меняются несколько раз (≈14 раз). Т.к. тарифы на перевозку в общих и плацкартных вагонах устанавливаются гос-вом, а тарифы на перевозку в купейных и мягких – Федеральной пасс дирекцией, то гибкость для них разная (в меньшей степени меняются тарифы на перевозку в менее комфортных вагонах).

Смягчению неравномерности могут способствовать мероприятия, проводимые в др отраслях, например, широкое развитие видов отдыха в зимнее время. Однако полностью смягчить неравномерность невозможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: