Качество и эффективность пассажирских перевозок. Основные пути их повышения в современных условиях

Пассажирские перевозки, их планирование и экономическое регулирование. Основные пути повышения их качества и эффективности в современных условиях.

Осн. задачей планирования пасс.перевозок явл. реализация потребностей населения в передвижении при оптимальном исп-ии трансп.ср-в. Перевозки пассажиров планируются как в целом, так и по видам сообщения. Для каждого вида пасс.перевозок характерны свои закономерности разв-я. На изм-е объема приг.перевозок могут оказывать влияние увеличение частоты движения поездов, изменение режимов труда и отдыха населения, расширение пригород.зоны. Ур-нь платежеспособн.спроса населения и конкурентоспособности др. видов тр-та, развитие промыш-ти и с/х в экон.р-нах и др. факторы могут изменить потоки пассажиров в дальнем следовании. При планир-ии пасс.перевозок учитывают изм-я доходов населения, тарифов у конкурентов, состояние санаторно-курортн.базы в стране др. Для сети рассчитываются показ-ли: отправление, ср.дальность, пасс-оборот, ср.густота пасс.перевозок. Для дороги: отправление, прием с др.дорог, прибытие, сдача, объем перевозок, местн. сообщение, ввоз, вывоз, транзит, пасс-оборот, ср.дальность, ср.густота перевозок. Распределять перевозки по видам сообщений необходимо для планир-я доходов, расходов, расчета с/с, для определ-я потребности в подв.составе, для орг-ии работы подв.состава, опред-я потребности в инвестициях.

Развитие конкуренции между видами тр-та на рынке трансп.услуг населению ведет к повышению кач-ва обслуж-я пассажиров. Важными качест.характеристиками явл. безопасность тр-та, необходим.ур-нь комфорта и сервиса, скорость передвижения, удобство расписания., создание сервис-центров, предоставляющих широкий диапазон услуг пассажирам, формирование фирменных поездов, состоящих из вагонов последних лет постройки, отвечающих требованиям надежности и комфорта.

Отправление = вывоз + местное сообщение;

Пасс-оборот = объем перевозок * ср.дальность;

Густота = пасс-оборот / эксп.длина

Перевезено = прием + отправление = прибытие + сдача

Прибытие = ввоз + местное сообщение

Вывоз = сдача – транзит = отправление – мест.сообщение

Сдача = транзит + вывоз

Прием = ввоз + транзит

Местное сообщение = отправлено – вывоз = прибытие – ввоз

Транзит = сдача - вывоз = прием - ввоз

Ввоз =прием – транзит

Качественные показатели:

1. населенность вагона = пасс-км/ ваг-км

рассчитывается коэф использования вместимости ваг (по типам ваг) γпасс = Рпассl/ (Pместl)

2. состав поезда в ваг n = nS/Nl

3. скорость движения

a. техническая: Vтех = Nl/ Ntчист.движ

b. участковая Vуч = Nl/ (Ntчист.движ+Ntпромеж.ст)

c. маршрутная V марш = Nl/ (Ntчист.движ + Ntпромеж.ст + Ntучастк.ст.)

Ntучастк.ст. – смена лок, лок бригаж

d. ходовая (без разгона и торможения)

4. среднесуточный пробег ваг и лок рассчитывается как в груз движении.

5. оборот состава

6. среднесуточный пробег состава

7. обобщающим показателем, характеризующим использование ваг по мощности и во времени явл производительность ваг

Значение качественных показателей

Высокое качество перевозок обеспечивается высоким качеством работы подвижного состава. В пасс движении м/у показателями качества перевозок и качеством работы подвижного состава при определенных условиях могут возникать противоречия: увеличение населенности вагона всегда эффективно для ж/д тр-та, но это ухудшает качество поездки пасс. Слишком большое кол-во ваг в поезде ухудшает условия посадки и высадки пасс. Для пасс меньшее значение имеет увеличение технической и участковой скоростей. Для них важно увеличение маршрутной скорости. В целом при увеличении качества работы подвижного состава увеличивается качество перевозок. Поэтому на ж/д тр-те улучшению качественных показателей работы подвижного состава уделяется большое внимание. До формирования рыночных отношений качественные показатели улучшались, но незначительно, т.к. скорость движения поездов сложно было увеличивать частично из-за неудовлетворительного состояния верхнего строения путей, а также из-за больших размеров движения грузовых поездов. Населенность вагонов незначительно увеличивалась за счет включения в поезда более комфортных вагонов, вместимость кот меньше. С переходом к рыночным отношениям кач показатели стали ухудшаться. Улучшение показателей позволит:

- сократить расходы на перевозку

- уменьшить потребность в ваг и лок парках → сократятся инвестиции на их развитие и модернизацию

- увеличить производительность труда

улучшение качественных показателей в рыночных отношениях позволяет сэкономить тр-тные затраты и затраты пасс, → успешнее конкурировать с др видами тр-та. Если за счет кач показателй себестоимость перевозок создаются условия для сокращения пасс тарифов, что дает дополнительный эффект пасс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: