Решение как связующий процесс функций менеджмента. Виды решений. Рациональное решение, его этапы

В современном менеджменте решения приходится принимать в трех формах: в сфере управления и администрирования (организац-ые решения); в изобритательской, научно-технической и технологической сферах, в разработке, проектировании и производстве товаров; в сфере маркетинга (выбор рынка сбыта, система торговли и распространение товара, рекламы и т.д.)

С т.з. применяемых ресурсов, управленческие решения можно разделить на: решение в материально-технической сфере; решения при работе с финансами; решения при работе с персоналом; решения при работе с информацией; решения при работе со временем.

Принятие решений – одна из основных функций менеджмента. Она пронизывает организацию снизу вверх. Принимать решение приходится руководителям, специалистам, экспертам, консультантам, аналитикам и системотехника – всем от кого зависит эффективность работы организации.

С т.з. полномочий и власти решения могут быть: волевыми, подкрепленными полномочиями и властью; волевыми, неподкрепленными полномочиями и властью.

С т.з. взаимодействия с предыдущими решениями они могут быть: запрограмировпнными (жестко связанные с предыдущими решениями); незапрограммированными.

С т.з.предварительного анализа: рациональными (рациональное решение – это решение принятое на основе предворительного анализа и прогноза); нерациональными.

Решения могут приниматься: в условиях неопределенности или риска, когда вероятности это риска известны; в условиях неопределенности или риска, когда вероятности это риска неизвестны

Методы принятия решений:С использованием точного инструментария (математические модели, эвм); Чисто автократичными (т.е. принимаю решение сам, слушаю толь себя); Автократичными с предварительными консультациями со специалистами; Автократичными с предварительным обсуждением в коллективе; Коллегиальные (принимает решение группа большинством голосов, а рук-ль лишь утверждает его); На основе проведенного ситуационного анализа.

Процесс принятия рацион.решения состоит из след. составляющих: 1. набор альтернатив (с анализом эффект-ти имеющихся проектов); 2. набор рез-тов или преимуществ, связанных с каждым проектом (чистая прибыль от каждого проекта). Рез-ты м.б. определеннвми, т.е.выбор любой альтернативы ведет к единствен. Конкретн.рез-ту, и неопределенными, т.е. с любым конкретным решением м.б. связано несколько рез-тов; 3. Параметры окр. деловой среды; 4.Цели и задачи, кот-ые хотят решить принимающие решение (максимизация прибыли); 5. Критерии, позволяющие классифицировть альтернативы с т.зр.того, насколько их рез-ты способствуют достижению целей принимающего решение;6. Ограничения на альтернативы; 7. Лицо, принимающее решение. Эти элементы образуют общую модель принятия решения.

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности.

Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, со­кращающих разрыв между настоящим и будущим желательным со­стоянием организации. Данный процесс включает много разных эле­ментов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности органи­зации, так как план — это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных Целей.

В управлении организацией принятие решений осуществляется Менеджерами различных уровней и носит достаточно формализо­ванный характер, так как решение касается не только одной личнос­ти, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в Целом. Выделяют два уровня решений в организации: индивидуаль­ный (решение на уровне индивида) и организационный (на уровне организации).

Принятие решений в организации характеризуется как:

• сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;

• поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;

• процесс взаимодействия членов организации;

• выбор альтернатив в рамках социального и политического со­стояния организационной среды;

• часть общего процесса управления;

• неизбежная часть ежедневной работы менеджера;

• важно для выполнения всех других функций управления.

То, как правильно принимать решения, изучается и описывается наукой и может быть познано из книг. Принятие правильных реше-ний — это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность первого и второго, знания и умения составляют компетентность любого руководителя и, в завивисимости от достигнутого уровня компетентности, говорят об эффективности работы менеджера.

Модели принятия решения: В зависимости от того, как процесс принятия решения восприни-интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном или организационном), можно выделить четыре модели принятия решений.

Рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. В рамках тако­го подхода требуется всестороннее определение проблемы, изнурительный поиск альтернатив, тщательный подбор данных и их углубленный анализ. Оценочные критерии в этом случае обычно определяются в начале процесса. Обмен информацией должен происходить беспристрастно на основе выбора лучшей альтернативы для организации в целом.

Модель ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждений, g зависимости от преобладания первого или второго модель может иметь две разновидности: личностью ограниченная рациональность- организационно ограниченная рациональность. Определение пробле­мы при этом подходе происходит упрощенным образом, и поиск альтернативы осуществляется, по крайней мере, в начале процесса в известных для менеджера или организации областях. Анализ данных также упрощается, сдвигаясь с долгосрочных ориентиров на кратко­срочные. Обмен информацией точен только отчасти и отражает во многом индивидуальные предубеждения, основанные на целях от­дельных подразделений. Оценочные критерии сводятся до уровня прошлого опыта. Первая из альтернатив, превысившая этот уровень, кладется в основу выбора. Люди преследуют цели удовлетвореннос­ти, а не максимизации. Удовлетворенность при этом трактуется как курс действий, который достаточно хорош для организации в целом и требует минимума усилий со стороны членов организации. Приме­ром может служить факт того, что очень часто инвестиции в органи­зациях направляются туда, где можно получить удовлетворительную прибыль, без попытки найти лучший вариант из всех имеющихся.

Политическая модель организационных решений обычно отра­жает желание членов организации максимально реализовать в пер­вую очередь свои индивидуальные интересы. Предпочтения устанав­ливаются еще на раннем этапе процесса, исходя из групповых целей. Обмен информацией носит спорадический характер. Определение проблемы, поиск альтернативы, сбор данных и оценочные критерии выступают, скорее всего, как средства, используемые для того, чтобы склонить решение в чью-либо пользу. Решение в данном случае становится функцией распределения власти в организации и эффективности политики, используемой различными участниками про­цесса.

Процесс принятия управленческих решений

Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему.

Первая стадия рассматриваемого процесса состоит в признания необходимости решения и включает в себя следующие этапы:

• признание проблемы; формулирование проблемы; определение критериев успешного решения проблемы.

Вторая стадия – стадия выработки решения. Состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив.

Завершающая стадия – это выполнение решения. Она состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: