В современном менеджменте решения приходится принимать в трех формах: в сфере управления и администрирования (организац-ые решения); в изобритательской, научно-технической и технологической сферах, в разработке, проектировании и производстве товаров; в сфере маркетинга (выбор рынка сбыта, система торговли и распространение товара, рекламы и т.д.)
С т.з. применяемых ресурсов, управленческие решения можно разделить на: решение в материально-технической сфере; решения при работе с финансами; решения при работе с персоналом; решения при работе с информацией; решения при работе со временем.
Принятие решений – одна из основных функций менеджмента. Она пронизывает организацию снизу вверх. Принимать решение приходится руководителям, специалистам, экспертам, консультантам, аналитикам и системотехника – всем от кого зависит эффективность работы организации.
С т.з. полномочий и власти решения могут быть: волевыми, подкрепленными полномочиями и властью; волевыми, неподкрепленными полномочиями и властью.
С т.з. взаимодействия с предыдущими решениями они могут быть: запрограмировпнными (жестко связанные с предыдущими решениями); незапрограммированными.
С т.з.предварительного анализа: рациональными (рациональное решение – это решение принятое на основе предворительного анализа и прогноза); нерациональными.
Решения могут приниматься: в условиях неопределенности или риска, когда вероятности это риска известны; в условиях неопределенности или риска, когда вероятности это риска неизвестны
Методы принятия решений:С использованием точного инструментария (математические модели, эвм); Чисто автократичными (т.е. принимаю решение сам, слушаю толь себя); Автократичными с предварительными консультациями со специалистами; Автократичными с предварительным обсуждением в коллективе; Коллегиальные (принимает решение группа большинством голосов, а рук-ль лишь утверждает его); На основе проведенного ситуационного анализа.
Процесс принятия рацион.решения состоит из след. составляющих: 1. набор альтернатив (с анализом эффект-ти имеющихся проектов); 2. набор рез-тов или преимуществ, связанных с каждым проектом (чистая прибыль от каждого проекта). Рез-ты м.б. определеннвми, т.е.выбор любой альтернативы ведет к единствен. Конкретн.рез-ту, и неопределенными, т.е. с любым конкретным решением м.б. связано несколько рез-тов; 3. Параметры окр. деловой среды; 4.Цели и задачи, кот-ые хотят решить принимающие решение (максимизация прибыли); 5. Критерии, позволяющие классифицировть альтернативы с т.зр.того, насколько их рез-ты способствуют достижению целей принимающего решение;6. Ограничения на альтернативы; 7. Лицо, принимающее решение. Эти элементы образуют общую модель принятия решения.
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план — это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных Целей.
В управлении организацией принятие решений осуществляется Менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в Целом. Выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный (решение на уровне индивида) и организационный (на уровне организации).
Принятие решений в организации характеризуется как:
• сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;
• поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;
• процесс взаимодействия членов организации;
• выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
• часть общего процесса управления;
• неизбежная часть ежедневной работы менеджера;
• важно для выполнения всех других функций управления.
То, как правильно принимать решения, изучается и описывается наукой и может быть познано из книг. Принятие правильных реше-ний — это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность первого и второго, знания и умения составляют компетентность любого руководителя и, в завивисимости от достигнутого уровня компетентности, говорят об эффективности работы менеджера.
Модели принятия решения: В зависимости от того, как процесс принятия решения восприни-интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном или организационном), можно выделить четыре модели принятия решений.
Рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. В рамках такого подхода требуется всестороннее определение проблемы, изнурительный поиск альтернатив, тщательный подбор данных и их углубленный анализ. Оценочные критерии в этом случае обычно определяются в начале процесса. Обмен информацией должен происходить беспристрастно на основе выбора лучшей альтернативы для организации в целом.
Модель ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждений, g зависимости от преобладания первого или второго модель может иметь две разновидности: личностью ограниченная рациональность- организационно ограниченная рациональность. Определение проблемы при этом подходе происходит упрощенным образом, и поиск альтернативы осуществляется, по крайней мере, в начале процесса в известных для менеджера или организации областях. Анализ данных также упрощается, сдвигаясь с долгосрочных ориентиров на краткосрочные. Обмен информацией точен только отчасти и отражает во многом индивидуальные предубеждения, основанные на целях отдельных подразделений. Оценочные критерии сводятся до уровня прошлого опыта. Первая из альтернатив, превысившая этот уровень, кладется в основу выбора. Люди преследуют цели удовлетворенности, а не максимизации. Удовлетворенность при этом трактуется как курс действий, который достаточно хорош для организации в целом и требует минимума усилий со стороны членов организации. Примером может служить факт того, что очень часто инвестиции в организациях направляются туда, где можно получить удовлетворительную прибыль, без попытки найти лучший вариант из всех имеющихся.
Политическая модель организационных решений обычно отражает желание членов организации максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы. Предпочтения устанавливаются еще на раннем этапе процесса, исходя из групповых целей. Обмен информацией носит спорадический характер. Определение проблемы, поиск альтернативы, сбор данных и оценочные критерии выступают, скорее всего, как средства, используемые для того, чтобы склонить решение в чью-либо пользу. Решение в данном случае становится функцией распределения власти в организации и эффективности политики, используемой различными участниками процесса.
Процесс принятия управленческих решений
Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему.
Первая стадия рассматриваемого процесса состоит в признания необходимости решения и включает в себя следующие этапы:
• признание проблемы; формулирование проблемы; определение критериев успешного решения проблемы.
Вторая стадия – стадия выработки решения. Состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив.
Завершающая стадия – это выполнение решения. Она состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения.