В современном менеджменте решения приходится принимать в трех формах: в сфере управления и администрирования (организац-ые решения); в изобритательской, научно-технической и технологической сферах, в разработке, проектировании и производстве товаров; в сфере маркетинга (выбор рынка сбыта, система торговли и распространение товара, рекламы и т.д.)
С т.з. применяемых ресурсов, управленческие решения можно разделить на: решение в материально-технической сфере; решения при работе с финансами; решения при работе с персоналом; решения при работе с информацией; решения при работе со временем.
Принятие решений – одна из основных функций менеджмента. Она пронизывает организацию снизу вверх. Принимать решение приходится руководителям, специалистам, экспертам, консультантам, аналитикам и системотехника – всем от кого зависит эффективность работы организации.
С т.з. полномочий и власти решения могут быть: волевыми, подкрепленными полномочиями и властью; волевыми, неподкрепленными полномочиями и властью.
|
|
С т.з. взаимодействия с предыдущими решениями они могут быть: запрограмировпнными (жестко связанные с предыдущими решениями); незапрограммированными.
С т.з.предварительного анализа: рациональными (рациональное решение – это решение принятое на основе предворительного анализа и прогноза); нерациональными.
Решения могут приниматься: в условиях неопределенности или риска, когда вероятности это риска известны; в условиях неопределенности или риска, когда вероятности это риска неизвестны
Методы принятия решений:С использованием точного инструментария (математические модели, эвм); Чисто автократичными (т.е. принимаю решение сам, слушаю толь себя); Автократичными с предварительными консультациями со специалистами; Автократичными с предварительным обсуждением в коллективе; Коллегиальные (принимает решение группа большинством голосов, а рук-ль лишь утверждает его); На основе проведенного ситуационного анализа.
Процесс принятия рацион.решения состоит из след. составляющих: 1. набор альтернатив (с анализом эффект-ти имеющихся проектов); 2. набор рез-тов или преимуществ, связанных с каждым проектом (чистая прибыль от каждого проекта). Рез-ты м.б. определеннвми, т.е.выбор любой альтернативы ведет к единствен. Конкретн.рез-ту, и неопределенными, т.е. с любым конкретным решением м.б. связано несколько рез-тов; 3. Параметры окр. деловой среды; 4.Цели и задачи, кот-ые хотят решить принимающие решение (максимизация прибыли); 5. Критерии, позволяющие классифицировть альтернативы с т.зр.того, насколько их рез-ты способствуют достижению целей принимающего решение;6. Ограничения на альтернативы; 7. Лицо, принимающее решение. Эти элементы образуют общую модель принятия решения.
|
|
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план — это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных Целей.
В управлении организацией принятие решений осуществляется Менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в Целом. Выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный (решение на уровне индивида) и организационный (на уровне организации).
Принятие решений в организации характеризуется как:
• сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;
• поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;
• процесс взаимодействия членов организации;
• выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
• часть общего процесса управления;
• неизбежная часть ежедневной работы менеджера;
• важно для выполнения всех других функций управления.
То, как правильно принимать решения, изучается и описывается наукой и может быть познано из книг. Принятие правильных реше-ний — это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность первого и второго, знания и умения составляют компетентность любого руководителя и, в завивисимости от достигнутого уровня компетентности, говорят об эффективности работы менеджера.
Модели принятия решения: В зависимости от того, как процесс принятия решения восприни-интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном или организационном), можно выделить четыре модели принятия решений.
Рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. В рамках такого подхода требуется всестороннее определение проблемы, изнурительный поиск альтернатив, тщательный подбор данных и их углубленный анализ. Оценочные критерии в этом случае обычно определяются в начале процесса. Обмен информацией должен происходить беспристрастно на основе выбора лучшей альтернативы для организации в целом.
Модель ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждений, g зависимости от преобладания первого или второго модель может иметь две разновидности: личностью ограниченная рациональность- организационно ограниченная рациональность. Определение проблемы при этом подходе происходит упрощенным образом, и поиск альтернативы осуществляется, по крайней мере, в начале процесса в известных для менеджера или организации областях. Анализ данных также упрощается, сдвигаясь с долгосрочных ориентиров на краткосрочные. Обмен информацией точен только отчасти и отражает во многом индивидуальные предубеждения, основанные на целях отдельных подразделений. Оценочные критерии сводятся до уровня прошлого опыта. Первая из альтернатив, превысившая этот уровень, кладется в основу выбора. Люди преследуют цели удовлетворенности, а не максимизации. Удовлетворенность при этом трактуется как курс действий, который достаточно хорош для организации в целом и требует минимума усилий со стороны членов организации. Примером может служить факт того, что очень часто инвестиции в организациях направляются туда, где можно получить удовлетворительную прибыль, без попытки найти лучший вариант из всех имеющихся.
|
|
Политическая модель организационных решений обычно отражает желание членов организации максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы. Предпочтения устанавливаются еще на раннем этапе процесса, исходя из групповых целей. Обмен информацией носит спорадический характер. Определение проблемы, поиск альтернативы, сбор данных и оценочные критерии выступают, скорее всего, как средства, используемые для того, чтобы склонить решение в чью-либо пользу. Решение в данном случае становится функцией распределения власти в организации и эффективности политики, используемой различными участниками процесса.
Процесс принятия управленческих решений
Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему.
Первая стадия рассматриваемого процесса состоит в признания необходимости решения и включает в себя следующие этапы:
• признание проблемы; формулирование проблемы; определение критериев успешного решения проблемы.
Вторая стадия – стадия выработки решения. Состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив.
Завершающая стадия – это выполнение решения. Она состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения.