3) определение целей (направления действия)= 4 момента:
1. что я должен получить, чтобы устранить потребность.
2. что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю.
3. в какой мере я могу добиться того, что желаю.
4. насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.
4) осуществление действия ((затрачиваем усилия=чтобы добиться цели и можем что-то пересмотреть, если не устраивает!))
5) вознаграждение за осуществление действия= выясняется насколько выполнение действий дало желаемый результат, и в зав-ти от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо усиление мотивации к действию. ((у сотрудника возникает усиление мотивации=есть большое желание работать!))
6) устранение потребности ((в зав-ти от того, как была устранена потребность, может возникнуть эта же потр-ть вновь=если было плохо!))
Исследователи разделяют современные теории мотивации на 2 типа:
1) содержательные теории= базируются на идентификации потребностей, кот. заставляют людей действовать так или иначе. (Работы Маслоу, Альдерфера, Макклеланда, Герцберга)
|
|
2) процессуальные теории= более современные =как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания (это основные теории: теория ожидания; справедливости; комплексная модель мотивации Портера-Лоурера.)
Выделяют следующие способы мотивации:
1. нормативная мотивация - это побуждение человека к определенному поведению по средствам идей, но психологических взаимодейств (по средствам внушения)
2. принудительная мотивация - основана на использовании власти
3. стимулирование - это воздействие на внешние обстоятельства по средствам стимулов, побуждающих работника к определённым действиям.
Основные элеменеты механизма мотивации:
1. Потребности - выражают необходимость для человека определенных благ, предметов или форм поведения. Потребности подразделяются на врожденные и приобретенные в процессе жизни
2. Притязание - определенный уровень, удовлетворяющий потребности человека
3. Ожидание - это конкретизация ожиданий, применений
4. Стимулы - это те или иные блага, способные удовлетворять потребности человека
5. Оценки - представляют собой анализ, содержащий в стимуле информацию, и ее соотношение с ценностями личности, ситуации и возможность человека
Основные теории мотивации:
1. Классическая теория Тейлора, кот. основным мотиватором рассматривал "деньги"
2. Теория Мак-Грегора (х; у), включающая две составляющие
· теория "X" говорит о человеке как о плохом работнике и описывает черты авторитарной деятельности управления
· теория "У" говорит о том, что работникам надо предоставлять больше свободы для инициативы. Эта теория описывает демократический стиль управления
|
|
3. Теория человеческих отношений - в данном случае трудовая мотивация определяется в первую очередь существующими в организациях социальными нормами.
4. Теория потребностей Маслоу, включающая в себя следующие виды потребностей:
· физиологические потребности
· потребности в безопасности
· социальные потребности (потребность в дружбе)
· личностные потребности (потребность в самоуважении со стороны других)
· духовные потребности (потребности в творчестве)
5. Теория Зендоучи - это развитие теории на основе коллективистского принципа мотивации. Мотивация работников должна исходить из ценностей предприятия как одной большой семьи.
6. Теория Альдерфера - развивает теорию потребности Маслоу и включает в себя:
-потребность существования (безопасность)
-социальные потребности (личностные потребности)
-потребность личностного роста (духовные пторебности)
Система мотивации труда в Компании «РЖД» состоит из трёх уровней:1) уровень рабочего места. На этом уровне система мотивации труда должна обеспечивать условия, при которых каждый работник и специалист использовал бы все свои возможности, весь свой потенциал для повышения производительности и качества своей работы;
2) уровень структурного подразделения. На этом уровне предполагается создание экономических условий для повышения эффективности работы структурных звеньев Компании;
3) уровень Компании. На этом уровне система мотивации труда должна обеспечивать заинтересованность каждого работника и специалиста в создании условий для эффективной работы Компании «РЖД» в целом. Достижение высокой степени мотивации будет обеспечиваться через развитие таких мотивационных методов, как: · использование гибкой системы денежных премий и надбавок;· совершенствование системы социальной защиты, льгот и гарантий;· поднятие статуса профессии железнодорожника и престижа работы в Компании;· совершенствование системы корпоративного соревнования;· коллективное признание индивидуальных достижений;· участие в руководстве;· дополнит. учёба, повышение квалификации, стажировки, творческие командировки;
- другие методы.
55.Стратегическое планирование и управление на транспорте. Задачи их организации в рыночной экономике.
Стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Стратегич.планирование явл. одним из осн.способов успешного управления деят-тью крупных компаний, к кот-ым можно отнести и РЖД. Оно координирует работу ж.дорог и их подразделений, намечает долгосрочн. И среднесрочн.цели и определяет тактику эффективного исп-я ресурсов для достижения этих целей.
Стратег.планир-е – процесс создания и поддержания соответствия между целями организации, ее реальными возможностями и шансами на успех в области реализации продукции и услуг.
Отличие стратегического планирования от перспективного заключается в направленности его формирования от будущего к настоящему.
Осн. принципы стратегич.планирования:
-устремленность в долгосрочную (10 иболее лет) и среднесрочную (до 3-5 лет) перспективы деят-ти организ-ии;
-ориентация на решение ключевых целей и задач, от достижения кот-ых зависит прогресс в разв-ии орг-ии;
|
|
-способность предвидеть изменения внутр. и внешн. среды и приспособить к ним процесс функционирования орг-ии;
-учет воздействия на деят-ть орг-ии внешних факторов (инфляция, налоги, конкуренция).
-адаптивность системы, то есть способность предвидеть изменения внутренней и внешней среды и приспособить к ним процесс функционирования организации.
Разработка стратегич.плана работы ж.д.тр-та состоит из нескол.последовател. этапов: 1. На первом этапе проводится анализ перспектив разв-я трансп.рынка на основе маркетинг.исслед-й товарных и трансп.рынков, изучение стратегий разв-я грузообразующих отраслей и спроса на перевозки, изучение конкурентов, разв-е внешнеэкон.деят-ти и соц.политики гос-ва. 2. На 2-ом–проводится комплексно-экон.анализ собств.ресурсов, опред-е конкурентн.позиций отрасли на рынке трансп.услуг, выявление сильных и слабых сторон деят-ти ж.д. тр-та; 3.Проводится анализ ситуации на рынке и самой компании.(проводятся SWOT-анализ, PEST –анализ и т.д.)
Осн. показ-лями стратегич.плана ж.дороги явл: Объем перевозок(отправление) грузов; грузооборот; пассажирооборот; с/с перевозок; расходы по перевозкам; доходы от перевозок; прибыль общая; рентабельность; производ-ть труда; объем инвестиций.
Учитывая территор-отраслевой принцип управления на ж.д.тр-те, выделяют 4 ур-ня разработки стратегич.планов работы: корпоративный – для сети РЖД; территориально-производственный – для отд.ж.дорог; функциональный – для функцион.служб дорог (движения, локомотивной, вагонной, пути и др.); линейный – для отраслевый и линейных пред-й.
Осн.принципы упр-я ж.д.тр-том:
системность (комплексн.подход, выражающийся в в единстве гос.и хоз.рук-ва);
многомерность и иерархичность (распределение функций управ-я по горизонтали и вертикали с соблюдением требованиййединоначалия);
целенаправленность (плановость упр-я на всех участках работы).
Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года
ЦЕЛЬ: Транспортное обеспечение социально-экономического роста в России, повышения конкурентоспособности национальной экономики, возрастания мобильности людей и оптимизации товародвижения на основе опережающего и инновационного развития железнодорожного транспорта.
|
|
2008 – 2030 годы:
ü I этап - модернизация железнодорожного транспорта – 2008 – 2015 годы.
II этап - динамичное расширение сети железных дорог – 2016 – 2030 годы.
Перечень целевых программ и основных мероприятий
1. Разработка ФЦП «Развитие транспортной системы в 2010 – 2015 годах».
Стратегией предусмотрены следующие основные мероприятия:
ü структурное реформирование железнодорожного транспорта;
ü модернизация и развитие инфраструктуры;
ü расширение сети железных дорог;
ü обновление подвижного состава;
ü совершенствование системы тарифообразования на железнодорожном транспорте в Российской Федерации;
ü подготовка задач по приоритетам развития промышленного комплекса, поставляющего продукцию для железнодорожного транспорта;
ü научно-техническое развитие;
ü развитие международной деятельности и повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта Российской Федерации;
ü обеспечение безопасности перевозок и антитеррористической безопасности;
ü обеспечение железнодорожной отрасли трудовыми ресурсами.
56. Принципы корпоративного управления и их применение на железнодорожном транспорте.
Корпоративная стратегия – это общий план управления для диверсифицированной компании. Корпоративная стратегия распространяется на всю компанию, охватывает все направления деятельности, которыми она занимается.
Разработка корпоративной стратегии предусматривает четыре вида действий:
1. действия по достижению диверсификации, т.е. определение сферы деятельности, в частности, в каких отраслях будет действовать компания и каким образом: путем открытия новой компании или приобретения существующей;
2. шаги по улучшению общих показателей в тех отраслях, где уже действует фирма;
3. нахождение путей получения синергического эффекта среди родственных хозяйственных подразделений и превращение его в конкурентное преимущество. Это означает, что компания, расширяя свою деятельность в бизнесе с похожими технологиями, аналогичным характером работы и каналами сбыта, теми же покупательскими или другими похожими условиями, достигает преимущества перед фирмой, переключающейся на абсолютно новую для нее деятельность в несвязанных отраслях;
4. создание инвестиционных приоритетов и перелив ресурсов корпорации в наиболее перспективные отрасли.
Корпоративная стратегия создается руководителями высшего звена. Они несут главную ответственность за анализ сообщений и рекомендаций, поступающих от руководителей более низкого звена управления.
Основным принципом корпоративной системы управления ОАО «РЖД» является централизация процессов принятия стратегических управленческих решений в сочетании с делегированием хозяйственных полномочий и ответственности по уровням управления компании.