Самостоятельная работа. Работа по данному разделу не является для студентов обязательной, но позволяет тем, кто желает более глубоко познакомиться с философией или реализовать свой

Работа по данному разделу не является для студентов обязательной, но позволяет тем, кто желает более глубоко познакомиться с философией или реализовать свой интерес по конкретному вопросу, сделать это.

I. Формы самостоятельной работы студентов:

А. Письменная работа:

а\ Смысловой конспект:

Комментарии: Конспект Имя философа и название источника с указанием библиографических данных
Авторская справка: Время жизни философа, философская школа, к которой принадлежит, чем известен в философии, круг проблем, которыми он занимался.   Проблема такая-то
Здесь могут быть: понятийная, именная, хронологическая справки по конспектируемому тексту, а также реплики и заметки студента по конспекту Тезисно– главные идеи философа по проблеме, его аргументация и выводы, представленные либо в виде кратких цитат, либо в пересказе собственными словами. (Задача: реконструировать логику, цепь рассуждений философа, отразить процесс его мышления)
Итак: Вывод по конспектируемой проблеме, выражающий в краткой форме – 1-2 предложения – суть ее решения философом.

б\ Философское эссе, в котором должны быть отражены следующие позиции:

1. Актуальность: Обоснование выбора студентом именно этой проблемы и/или обоснование ее актуальности в контексте современности / культуры / общественного развития / профессии или т.д....

2. Философский анализ решения избранным философом проблемы – главные тезисы авторского видения проблемы, аргументы их обосновывающие, объяснение философских, социальных и социокультурных причин такого авторского решения проблемы.

3. Собственный личностный подход к проблеме студента: личностная обоснованная оценка авторского решения и/или предложение собственного видения или решения сформулированной философом проблемы.

В конце работы приводится Список использованной литературы.

в\ Миниэссе (0,5-1,0 стр.), представляющее обоснованную, аргументированную позицию студента по какой-либо философской проблеме или вопросу.

Б. Устная самостоятельная работа может быть представлена студентом на семинарах как информационное сообщение, авторская или библиографическая справка, теоретико-практический доклад по философской проблематике.

II. Тематика самостоятельной работы:

История классической философии:

1. Античная философия о предназначении философии.

2. Философия Платона как первая философская система.

3. Роль Сократа в становлении философского знания.

4. Решение проблемы бытия в философии Аристотеля.

5. Место философии Конфуция в истории и культуре Китая.

6. Трактат ”Дао дэ Цзин” (Лао цзы): дао воина, дао правителя, дао совершенно мудрого.

7. Основная философская проблематика древнеиндийских Вед.

8. Философские основания буддизма.

9. Философское обоснование теоцентризма Средневековья.

10. Концепция истории Августина Блаженного.

11. Августин Блаженный о пути человека (по ”Исповеди”).

12. Фома Аквинский: доказательства бытия Бога.

13. Особенности философствования в эпоху Возрождения.

14. Представление о человеке в философии Возрождения.

15. Скептицизм М.Монтеня (по ”Опытам”).

16. Ф. Бэкон: методология опытной науки (по работе ”Новый органон”).

17. К.А. Гельвеций: о счастье и несчастье народов и индивидов (по работе ”О человеке”).

18. Проблема человека и общества в философии 17-18вв.

19. Просвещение о сущности и существовании человека.

20. Просветители о вере и знании.

21. Ж.-Ж. Руссо о преодолении неравенства между людьми.

22. Сенсуалистическая мораль Ламетри.

23. Рационализм Р. Декарта: cogito ergo cum.

24. Концепция ”Я” и ”не-Я” в философии И.Г. Фихте.

25. Учение И. Канта об антиномиях познающего разума.

26. Проблема человека в свете категорического императива И. Канта.

27. Идея свободы в этике Канта.

28. Проблема бытия Бога в философии Канта.

29. Г.В.Ф. Гегель: искусство как сфера абсолютного духа.

30. Философские заслуги Гегеля: диалектика.

31. Философия религии Л. Фейербаха.

32. Немецкие философы-романтики (Ф. Шлегель, Новалис, Жан-Поль и др.) о человеке-творце.

33. Классический марксизм: учение о человеке – его происхождении, сущности, свободе.

34. Марксистская концепция отчуждения и труда.

35. Судьбы философии марксизма в ХХ-ХХIвв.

Русская философская мысль:

1. Русская душа и русская философия.

2. Русская философия и Византийская традиция.

3. Учение о всеединстве Вл. Соловьева.

4. Идея Богочеловечества В. Соловьева (по работе ”Три силы”).

5. Этический и социальный идеал Вл. Соловьева.

6. Русская философия о Софии (Премудрости Божьей).

7. Полифонизм славянофильских идей в русской философии Х1Х-ХХ вв.

8. А.Пушкин и П. Чаадаев: поиски основ русской культуры и философии.

9. Почвенничество Ф.М.Достоевского.

10. Л. Толстой – этика ненасилия.

11. Философские идеи в “Исповеди” Л.Толстого.

12. Западничество А.И. Герцена (по работе ”Московский панславизм и русский европеизм”).

13. А.И. Герцен- русский гегельянец.

14. К. Леонтьев и Ф. Ницше: переклички и отторжения идей.

15. Богоискательство русской философии в конце Х1Х – начале ХХ вв.

16. Философский феномен русского нигилизма.

17. Персонализм Н. Бердяева: сущность и назначение человека.

18. Н. Бердяев как философ свободы.

19. Концепция любви Н. Бердяева.

20. Философия творчества Н. Бердяева.

21. Антропокосмизм русской философии.

22. Н. Федоров ”Философия общего дела” – реальность и иллюзии вечной жизни и всеобщего воскрешения.

23. К.Э. Циолковский о бессмертии как реальности.

24. Концепция ноосферы – сравнительный анализ взглядов В.И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена.

25. Историко-культурологическая трактовка общественного развития Я.Данилевского.

26. Проблема Запада и Востока в русской философии.

27. Анархия и свобода (по работе М.А. Бакунина ”Государственность и анархия”).

28. Учение о смысле жизни С.Л. Франка (по работе ”Смысл жизни”).

29. Религиозный экзистенциализм Л. Шестова.

30. “Вехи“ о роли и ответственности русской интеллигенции.

31. Космическая техника как идея русской философии.

32. Особенности философского стиля работ В.В. Розанова.

33. Философия искусства Павла Флоренского.

34. Л. Карсавин ”О личности”

35. И. Ильин: этика трагического подвига (по книге ”О сопротивлении злу силою”)

Современная философия (ХХ -ХХI вв.):

1. Нигилизм Ф. Ницше: критика культуры и науки.

2. Переоценка ценностей Ф. Ницше.

3. Ф. Ницше о сверхчеловеке и воле к власти.

4. О. Конт о функциях науки и задачах позитивной философии.

5. Феноменология Э. Гуссерля.

6. Л. Витгенштейн о проблемах познания.

7. Философский смысл психоанализа З. Фрейда.

8. З. Фрейд о роли культуры в жизни человека и общества.

9. К.Г. Юнг: философские аспекты теории личности.

10. Метафизические основания социальной этологии К. Лоренца.

11. Герменевтическая интерпретация истины (по работе Х.-Г. Гадамера ”Что есть истина?”).

12. Герменевтика как философия текста.

13. Проблема локальных культур О. Шпенглера.

14. Проблема бытия в экзистенциальной философии.

15. Человек как проект бытия (по работе Ж.-П. Сартра ”Экзистенциализм – это гуманизм”).

16. Свобода как главная проблема современной философии.

17. А. Камю: проблема абсурдности бытия и смысла жизни.

18. А. Камю: бунтующий человек.

19. Учение об экзистенциальной коммуникации К. Ясперса.

20. Проблема свободы и ответственности как проблема экзистенциальной философии.

21. Э. Фромм: механизмы бегства от свободы (по работе ”Бегство от свободы”).

22. Философия любви и одиночества Э. Фромма.

23. Э. Фромм о проблеме технического отчуждении.

24. Индивидуальность человека (по работе Ю. Хабермаса ”Понятие индивидуальности”).

25. Сущность философии (по работе М. Хайдеггера ”Что такое – философия?”).

26. Ю. Хабермас: модернизм как методологический принцип

27. Принцип деконструкции Ж. Дерриды.

28. Постмодернистская теория знания (по работе Ж.-Ф. Лиотара ”Состояние постмодерна”).

29. Методология постмодернизма: ризомный паттерн.

30. Концепция ”открытого общества” К. Поппера.

31. Западная философия техники: проблема сущности и роли техники в современном мире.

32. Т.С. Кун: структура научной революции.

33. Нелинейное мышление и современная научная парадигма.

34. Культура и цивилизация как проблема современной философии.

35. Глобализация социальной реальности – глобальные проблемы современности в рамках философского видения.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Специфика философского знания: предмет, методы, функции в культуре и жизни человека и общества. Структура развитого философского знания.

2. Философский стиль мышления. Универсальные методы мышления: диалектика и метафизика. Рационализм и иррационализм.

3. Философия как мировоззренческое знание. Основная мировоззренческая ситуация в контексте отношения человека к миру.

4. Диалектика и принцип историзма немецкой классической философии. Диалектика как метод мышления и наука о развитии: принципы, законы и категории диалектики. Объективный идеализм Гегеля: принцип тождества мышления и бытия.

5. Механицизм гносеологии 17-18 вв. Агностицизм Д.Юма и И.Канта.

6. Социологизм марксистской философии: сущность материалистического понимания истории. Диалектика марксистской трактовки общества и истории.

7. Русская философия: становление и развитие, место в мировой философии и своеобразие идей.

8. Русская философия Х1Х - начала ХХ века: главные имена, школы и проблематика.

9. Религиозная картина мира и место человека в ней (принцип теоцентризма). Проблема веры и разума как главная гносеологическая проблема средневековья.

10. Философская картина мира: от космоцентизма античности к русскому космизму. Человек как космический фактор (проблема кооэволюции).

11. Философская картина мира: эволюция диалектико-материалистической концепции материи.

12. Научная картина мира: специфика миропостижения и типы научных картин. Рациональность как способ осмысления действительности - рациональность и наука: типы научной рациональности.

13. Антропосоциогенез: проблема происхождения человека, сознания и языка в современной философии и естествознании.

14. Философское понимание сущности и природы сознания. Его структура, особенности функционирования и развития. Проблема самосознания и его роль в жизни человека.

15. Сущность человека: социологизаторские концепции (Аристотель, Гегель, Маркс).

16. Биологизаторские трактовки сущности человека (Ницше, Фрейд, Лоренц).

17. Проблема познаваемости мира как главная гносеологическая проблема и проблема сущности познания (рационализм и сенсуализм ХУ11-ХУ111вв., диалектический материализм, позитивизм и неопозитивизм).

18. Философские представления об обществе и историческом процессе в истории философской мысли: круг проблем и основные подходы. Проблема свободы и исторической необходимости.

19. Понимание личности в классическом психоанализе и неофрейдизме (Фрейд, Юнг, Фромм): особенность трактовок и главные проблемы.

20. Экзистенциализм о личности: проблемы сущности и существования (Ясперс, Хайдеггер), свободы и ответственности (Сартр, Камю).

21. Основные идеи марксистской теории личности: сущность личности, ее взаимоотношения с обществом, свобода, отчуждение.

22. Религиозная философская мысль о свободе личности и ее ответственности. Проблема Бога и человека в русской философии: ведущие имена и особенности разных подходов.

23. Индивидуализм, свобода, одиночество, любовь как проблемы ХХ века и их философское осмысление ведущими школами (экзистенциализм, психоанализ, марксизм).

24. Философия техники: сущность техники и понятие о техницизме, технократизме и гуманизме в системе отношений человека с миром (место и роль техники). Проблема технического отчуждения человека: его последствия и пути преодоления.

25. Современная научная парадигма: главные черты и следствия синергетического видения мира (понятие о сложных открытых системах, идея нестабильности и эволюции, понятие бифуркации и десипативных структур).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: