≪Пророком≫ ислама стал Мухаммед. С превра-
щением ислама в господствующую религию Мухам-
мед сделался фактически главой всей Аравии.
С первой половины VII в. объединенная Аравия пе-
реходит к массовым завоеваниям. Арабы захваты-
вают Палестину, Сирию, Египет, покоряют Иран,
распространяют свою власть на Северную Африку
и юг Испании, на Закавказье и Среднюю Азию.
Образуется огромная арабская держава, известная
под названием Арабского Халифата. Центром ее
становится город Багдад. На новые земли пересели-
лась значительная масса аравийского населения.
Политический строй, сохраняя черты рабовладель-
\/ ческого, стал быстро приобретать черты феодал из ма. Большая часть завоеванных земель была превра-
щена в государственную собственность. Сидевшие на
ней крестьяне платили поземельные подати как на-
следственные арендаторы. На новые земли пересе-
лилась значительная часть населения Аравии.
Государственное устройство Халифата пред-
ставляло собой централизованную монархию.*
|
|
Халиф являлся духовным и светским главой госу-
дарства. Соединение в одном лице высшей светской
и духовной власти представляет важную особен-
ность монархии, придающую ей сложный характер
феодально-теократического государства.
Среди высших чиновников государства главную роль
имел визирь. Важное значение приобретают так на-
зываемые диваны. Во главе областей стояли назна-
ченные халифом эмиры. С началом феодальной раз-
дробленности на территории Халифата многие из них
превратились в независимых феодальных властителей.
В первый период Халифата право и религия слива-
лись воедино. Основным источником права призна-
вался Коран. Его автором считается Мухаммед. Му-
сульманское право получило название ≪шариата≫
(прямой путь). Помимо религиозных предписаний,
шариат заключает в себе нормы уголовного, граж-
данского и процессуального права. Дополнением
к Корану служили и служат сборники преданий о су-
дебных решениях Мухаммеда (сунна) и толкования
авторитетных мусульманских творцов законов.
Если в писаном праве имелся пробел, дозволялось
прибегать к старому обычному праву - адату. Право-
вые, религиозные, этические нормы не отделяются друг
от друга, составляя все вместе единый комплекс. Со-
храняется государственная собственность на землю, но
по мере развития феодальных отношений получает рас-
пространение и частная собственность на землю.__