Зиса путем священной войны против неверных

≪Пророком≫ ислама стал Мухаммед. С превра-

щением ислама в господствующую религию Мухам-

мед сделался фактически главой всей Аравии.

С первой половины VII в. объединенная Аравия пе-

реходит к массовым завоеваниям. Арабы захваты-

вают Палестину, Сирию, Египет, покоряют Иран,

распространяют свою власть на Северную Африку

и юг Испании, на Закавказье и Среднюю Азию.

Образуется огромная арабская держава, известная

под названием Арабского Халифата. Центром ее

становится город Багдад. На новые земли пересели-

лась значительная масса аравийского населения.

Политический строй, сохраняя черты рабовладель-

\/ ческого, стал быстро приобретать черты феодал из ма. Большая часть завоеванных земель была превра-

щена в государственную собственность. Сидевшие на

ней крестьяне платили поземельные подати как на-

следственные арендаторы. На новые земли пересе-

лилась значительная часть населения Аравии.

Государственное устройство Халифата пред-

ставляло собой централизованную монархию.*

Халиф являлся духовным и светским главой госу-

дарства. Соединение в одном лице высшей светской

и духовной власти представляет важную особен-

ность монархии, придающую ей сложный характер

феодально-теократического государства.

Среди высших чиновников государства главную роль

имел визирь. Важное значение приобретают так на-

зываемые диваны. Во главе областей стояли назна-

ченные халифом эмиры. С началом феодальной раз-

дробленности на территории Халифата многие из них

превратились в независимых феодальных властителей.

В первый период Халифата право и религия слива-

лись воедино. Основным источником права призна-

вался Коран. Его автором считается Мухаммед. Му-

сульманское право получило название ≪шариата≫

(прямой путь). Помимо религиозных предписаний,

шариат заключает в себе нормы уголовного, граж-

данского и процессуального права. Дополнением

к Корану служили и служат сборники преданий о су-

дебных решениях Мухаммеда (сунна) и толкования

авторитетных мусульманских творцов законов.

Если в писаном праве имелся пробел, дозволялось

прибегать к старому обычному праву - адату. Право-

вые, религиозные, этические нормы не отделяются друг

от друга, составляя все вместе единый комплекс. Со-

храняется государственная собственность на землю, но

по мере развития феодальных отношений получает рас-

пространение и частная собственность на землю.__


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: