Основы предпринимательства

1. В чём заключается сущность термина «предпринимательство» как экономической категории.

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) — самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).

Не является предпринимательством деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений.

Субъектами предпринимательства являются:

- физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами республики, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

- группы граждан (партнеров) — коллективы предпринимателей.

Не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностными лицами и специалистами, которые работают в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах.

Осуществление предпринимательской деятельности и отношения, связанные с предпринимательством, независимо от форм собственности, вида и сферы деятельности регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» от 28 мая 1991 г. № 813-XII и другими законодательными актами.

Сущность предпринимательства раскрывается через его функции:

- предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства с факторами рынка (т.е. доведения товара и услуг до потребителя) с целью получения прибыли;

- организует производство, определяет стратегию и тактику поведения фирмы и принимает на себя бремя ответственности за успех;

- внедряет на коммерческой основе новые формы организации дела (новые продукты, новые технологии);

- не боится риска и сознательно идет на него ради достижения цели.

Чтобы успешно выполнить эти функции, предприниматель должен обладать:

- определенными специальными знаниями и умениями;

- инициативой;

- самостоятельным мышлением, способностью принимать решения;

- упорством в достижении цели;

- умением организовывать и вести за собой коллектив.

Таким образом, предприниматель — это энергичный, деловой человек, который владеет материальными ценностями и финансовыми ресурсами и использует их для организации своего дела (бизнеса). Предпринимательством считается всякая деятельность, цель которой — получение дохода за счет привлечения собственных или заемных средств, или опосредованное участие в такой деятельности путем вложения в дело собственного капитала.

Целью предпринимательства является производство и предложение на рынке такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль или доход, для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества.

2. Какие характерные признаки присущи предпринимательству.

Признаки предпринимательской деятельности – это присущие ей характерные черты, позволяющие отграничить его от других видов деятельности (хозяйствования, некоммерческой организации), отражают сущность явления как экономической и правовой категории.

К признакам предпринимательской деятельности относятся:

- Непосредственность – осуществление такой деятельности самостоятельно, непосредственно и реально. Данный признак позволяет отграничить лиц, осуществляющих предпринимательство непосредственно и несущих все неблагоприятные последствия этого и тех, кто занимается прибыльной деятельностью и получает доходы от инвестирования. Самостоятельность как признак предпринимательства вытекает из характера и содержания права собственности. Собственник имущества непосредственно сам определяет способ владения, характер использования, направление и правовую природу распоряжения им. Предпринимательство зависит не только от его имущественной или интеллектуальной основы, но и от субъективных факторов.

- Самостоятельность – возможность лица самостоятельно принимать решения и совершать юридически значимые действия по реализации своей предпринимательской правоспособности (заниматься бизнесом или нет), выбора видов объема (мелкий, средний или крупный бизнес), способов, материальной и иной основы такой деятельности. Это проявляется в возможности самостоятельно выбирать организационно-правовую форму, контрагентов, поставщиков сырья и комплектующих. Предприниматель на основе маркетинга самостоятельно разрабатывает и реализует стратегию и тактику проникновения на рынок и завоевания, самостоятельно выбирает пути и правовые средства реализации произведенного товара и может это осуществлять самостоятельно или с помощью посреднических структур.

Выбирая сферу своей деятельности (сегмент рынка) он ориентируется на вид товара, его ассортимент, номенклатуру, категорию потребителей.

Предприниматель может войти в систему государственного контракта, и сбывать свой товар для удовлетворения государственных или региональных потребностей. Он самостоятельно принимает решение о создании филиалов, представительств, дочерних предприятий, выбирает банковские учреждения, в которых открывает соответствующие счета, определяет способы минимизации рисков и т. п.. Он принимает решение о реорганизации, приостановления предпринимательской деятельности, распоряжения принадлежащим ему имуществом и о прекращении такой деятельности вообще.

Самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности гарантируется запрещением для государственных органов и их должностных лиц вмешиваться в эту деятельность, применение дискриминационных мер.

Самостоятельность определена волей предпринимательства, что проявляется в принципах его осуществления. Если какая-то деятельность запрещена, если для нее установлены императивные требования, то они являются своеобразными табу, которые обойти невозможно, необходимо выполнить определенные действия по получению в соответствующих государственных органах специальных разрешений. Самостоятельность юридического лица-предпринимателя проявляется в экономическом признаке – самостоятельном балансе, в пользовании и распоряжении принадлежащим имуществом, осуществлении инвестиционных проектов.

Физическое лицо-предприниматель может на определенное время прекратить или приостановить свою деятельность и т. п.

Систематичность как признак предпринимательства характеризуется определенной повторяемостью (цикличностью) в ее осуществлении. Ни законодатель, ни общество не заинтересовано в создании коммерческих структур-бабочек. Систематичность неразрывно связана со стабильностью рыночных механизмов, является гарантом защиты прав потребителей и контрагентов, позволяет иметь полное представление о динамике и структуре рынка, получать полную и достоверную информацию.

Легальность (правомерность, законность) предпринимательства должна рассматриваться в широком и узком аспектах. В первом случае она должна соответствовать всем без исключения требованиям относительно реализации права на предпринимательство, его осуществления, организации, ведения и документации такой деятельности. Предприниматель должен пройти легализационную процедуру, соблюдать установленные законодательством правила и ограничения (не нарушать прав потребителей и антимонопольного законодательства, законодательства о недобросовестной конкуренции, представлять полную и достоверную информацию государственным органам о своей деятельности, не препятствовать в осуществлении контроля его деятельности и т.д.). При этом легальность его деятельности презюмируется.

Тот, кто в этом сомневается и имеет весомые доказательства, должен это в установленном порядке доказать. Если же нет, то считается, что предприниматель действует в соответствии с требованиями действующего законодательства. В узком смысле легальность определяется как необходимость соблюдения в каждом конкретном случае императивного требования или своих частных обязательств.

3. Сколько этапов развития прошло предпринимательство на территории Беларуси.

Десятилетие 1991-2001 гг. - это период преодоления последствий распада СССР и системных преобразований экономики Беларуси. Оценка совокупности основных экономических показателей этого периода позволяет выделить две тенденции: падение производства и снижение уровня жизни населения (1991-1995 г.); стабилизация экономики и начало экономического роста (1996-2000 г).

Первый этап характеризуется углублением кризисных процессов, начавшихся в 1991г.: ростом инфляции, спадом производства, увеличением безработицы и падением уровня жизни населения. На данном этапе структурные изменения происходили в основном стихийно: в результате сворачивания отдельных производств, уменьшения или прекращения хозяйственной деятельности из-за потери рынков сбыта, отсутствия сырья и топлива, комплектующих, не конкурентоспособности продукции и нерентабельности производства.

С целью вывода страны из кризисного состояния в 1994 г. была разработана Программа неотложных мер, реализация которой позволила к концу первого этапа приостановить обвальный спад производства, заметно снизить уровень инфляции и дефицит госбюджета, затормозить падение уровня жизни народа. На новой основе была восстановлена система управления экономикой, отвечающая реалиям переходного периода, внесены коррективы в обеспечение социальной защиты населения.

Второй этап характеризуется целенаправленной деятельностью органов государственного управления по обеспечению стабилизации экономики и росту производства товаров и услуг. Были разработаны и утверждены Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 г., где в качестве приоритетов определены экспорт-жилье-продовольствие, предусмотрен переход к проведению реформ по мере созревания объективных предпосылок и не в ущерб уровню жизни населения, отказ от ценового беспредела, усиление контроля за разгосударствлением и приватизацией.

4. Какие правовые отношения регулирует Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь».

Настоящий Закон определяет правовые, экономические основы предпринимательства, общие положения организации предпринимательской деятельности, регламентирует порядок регистрации и прекращения деятельности, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, устанавливает меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь.

Закон направлен на создание условий для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.

Порядок создания и регистрации конкретных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности регулируется соответствующим законодательством Республики Беларусь.

5. Кого можно отнести к субъектам предпринимательской деятельности.

В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:

- без образования юридического лица — единоличная деятельность;

- с образованием юридического лица — коллективная деятельность;

- предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным лицом — работа по контракту управляющим (директором) фирмы либо предприятия.

Предпринимательство может осуществляться без использования наемного труда и с использованием наемного труда.

6. Какие виды предпринимательской деятельности вам известны.

Главной задачей любого субъекта хозяйствования является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли или дохода. Для этого он может осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законодательством РБ, создавать оптимальные организационно-правовые структуры.

В агропромышленном комплексе выделяют следующие виды предпринимательской деятельности:

1. По виду (направленности) деятельности: производственная; коммерческая; финансовая; инновационная; посреднические услуги;

2. По содержанию деятельности: управление производством; финансирование; консультативная деятельность;

3. По отраслевым направлениям: промышленность, сельское хозяйство, рыбоводство, лесное хозяйство, строительство и др.;

4. По сложности деятельности: не требующая специальных знаний; требующая специальных знаний; основанная на уникальных знаниях и высоких технологиях;

5. По количеству видов деятельности: однопрофильная и многопрофильная.

7. Какие отличительные черты присущи индивидуальной предпринимательской деятельности физических лиц.

Особенность предпринимательской деятельности состоит в том, что она направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного домашнего, семейного и тому подобного потребления.

Непосредственно в процессе предпринимательской деятельности производятся все потребляемые обществом товары, создаются рабочие места, государство получает денежные средства путем налогообложения результатов предпринимательской деятельности, которые направляются на содержание учреждений образования, здравоохранения социального обеспечения, поддержание внутреннего порядка и внешней безопасности страны.

Предпринимательскую деятельность могут осуществлять зарегистрированные в установленном порядке юридические лица, а также граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Другими словами, предпринимательская деятельность может быть коллективной (юридические лица) и единоличной (индивидуальный предприниматель).

Правовое положение индивидуальных предпринимателей как субъектов хозяйствования определяется ст. 22 Гражданского кодекса, Законом «О предпринимательстве в Республике Беларусь»; порядок государственной регистрации - Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.

Граждане Республики Беларусь вправе осуществлять пред-принимательскую деятельность без образования юридического лица после государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Государственная регистрация граждан в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется облисполкомами и Минским горисполкомом, которые вправе делегировать эти правомочия местным исполнительным и распорядительным органам.

На основании решения о государственной регистрации регистрирующий орган вносит соответствующую запись в Единый государств венный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Регистрирующий орган в течение 15 дней представляет сведения о произведенной государственной регистрации индивидуального предпринимателя в налоговые органы и органы государственной статистики.

В соответствии с Законом, индивидуальный предприниматель вправе:

- создавать в соответствии с законодательством юридические лица;

- привлекать денежные средства, имущество и имущественные права физических и юридических лиц Республики Беларусь и иностранных государств для ведения предпринимательской деятельности;

- участвовать имуществом, находящимся у него на законном основании, в предпринимательской деятельности других субъектов хозяйствования;

- самостоятельно планировать свою деятельность, выбирать контрагентов;

- самостоятельно (в пределах, установленных законодательством) определять цену своей продукции (работы, услуги);

- нанимать и увольнять работников в соответствии с Трудовым кодексом и иным законодательством о труде;

- открывать счета в учреждениях банков;

- получать любой доход без ограничений в размерах;

- свободно распоряжаться полученным доходом после уплаты налогов и иных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

- пользоваться в установленном порядке государственной системой социального обеспечения и социального страхования;

- приобретать иностранную валюту и осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством;

- быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде;

- осуществлять иную деятельность, не запрещенную законодательством.

Индивидуальный предприниматель обязан:

- выполнять все возложенные на него законодательством обязанности, а также обязательства, вытекающие из договоров гражданско-правового характера;

- заключать с гражданами, принимаемыми на работу, трудовые договоры и контракты, а в необходимых случаях - коллективные трудовые договоры;

- обеспечивать работникам по найму предусмотренный законодательством минимальный размер оплаты труда, а также иные социальные гарантии;

- своевременно и в полном размере уплачивать взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь;

- обеспечивать при производстве работ экологическую безопасность, охрану труда, производственную гигиену и санитарию;

- соблюдать права и законные интересы потребителей произведенной продукции;

- осуществлять деятельность, на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия), после получения такого разрешения в установленном законодательством порядке;

- выполнять законные решения государственных органов, определяемых Президентом Республики Беларусь, осуществляющих регулирование и контроль в области ценообразования;

- соблюдать установленный порядок ценообразования и формирования себестоимости производимой продукции;

- предоставлять органам, регулирующим ценообразование, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен и тарифов, а также для осуществления указанными органами контроля за ценообразованием.

Индивидуальный предприниматель обязан встать на учет в налоговых органах и получить учетный номер налогоплательщика (УНН), открыть расчетный и иные счета в банковских учреждениях; вести бухгалтерский учет в соответствии с законодательством; представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налоговых платежей. Индивидуальный предприниматель несет также и иные обязанности, предусмотренные национальным законодательством.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются законодательные нормы, регулирующие деятельность коммерческих юридических лица.

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить платежные требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, решением суда может быть признан экономически несостоятельным (банкротом).

Другой формой предпринимательской деятельности является коллективное предпринимательство, которое осуществляется юридическими лицами.

Предприниматели вправе осуществлять любую хозяйственную деятельность, не запрещенную действующим законодательством, в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательными актами; на основе любой формы собственности.

Предприниматели (индивидуальные предприниматели и коммерческие юридические лица) отвечают по своим обязательством всем принадлежащим им имуществом.

Зашита гражданских прав субъектов предпринимательской деятельности осуществляется путем:

- признания права;

- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

- признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

- признания недействительным акта государственного органа или местного исполнительного или распорядительного органа;

- самозащиты прав;

- присуждения к исполнению обязанности в натуре;

- возмещения убытков;

- взыскания неустойки;

- компенсации морального вреда или защиты деловой репутации;

- прекращения или изменения правоотношения;

- неприменения судом акта государственного органа или акта местного исполнительного или распорядительного органа, противоречащего законодательству;

- иными способами, предусмотренными законодательством.

Защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав субъектов предпринимательства, в соответствии с подведомственностью дел, осуществляет суд, а в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, - орган исполнительной власти и управления в административном порядке.

8. В чем состоит сущность коллективного предпринимательства как экономической категории.

Предпринимательскую способность можно определить как один из экономических ресурсов, влияющих на характер и темпы экономического развития. В состав данного ресурса следует включать, прежде всего, предпринимателей, к которым относятся, в первую очередь, владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих.

Помимо собственно предпринимателей, т. е. непосредственных носителей предпринимательских способностей, в состав данного ресурса следует включать всю предпринимательскую инфраструктуру страны, а именно действующие институты рыночной экономики, т. е. банки, биржи, страховые компании, консультативные фирмы. Наконец, к данному ресурсу, несомненно относятся предпринимательская этика и культура, а также предпринимательский дух общества. В целом предпринимательский ресурс можно охарактеризовать как особый механизм реализации предпринимательских способностей людей, основанный на действующей модели рыночной экономики.

Уникальность значения предпринимательского потенциала состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы — труд, капитал, земля, наука. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост. Как показывает опыт многих стран с рыночной экономикой, их экономические достижения, в том числе темпы экономического роста, инвестиционная активность, технологические нововведения, напрямую зависят от реализации предпринимательского потенциала. Так, экономический курс, ориентированный на поддержку предпринимательства, уменьшение государственных расходов и государственного регламентирования, позволил США и ряду других западных стран весьма эффективно преодолеть многие экономические трудности 80-90-х гг.

Можно утверждать, что предпринимательская способность как ресурс более эффективно реализуется в условиях максимально либеральной экономической системы, не обремененной чрезмерной государственной бюрократией, имеющей также устоявшиеся предпринимательские традиции и соответствующее законодательное оформление. При этом очевидно, что залогом успешной реализации предпринимательского потенциала являются, прежде всего, сами предприниматели, их квалификация и уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высоко конкурентной среде, а также их чувство социальной ответственности.

В странах с высоким предпринимательским потенциалом важную роль обычно играет малый и средний бизнес, являющийся питательной средой предпринимательства, своего рода «кузницей» предпринимательских кадров. В США, например, 40% ВНП создается на предприятиях малого и среднего бизнеса. Государство оказывает предпринимательству широкую поддержку. В стране, наряду с поддерживающим предпринимательство федеральным органом — Администрацией малого бизнеса, при органах исполнительной власти на местах действуют 19 тыс. региональных комиссий по экономическому развитию, призванных способствовать развитию бизнеса в конкретном регионе, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос в данной местности. Кроме того, в США в середине 90-х гг. действовало около 600 так называемых предпринимательских инкубаторов, т. е. специализированных государственных и частно государственных учреждений, осуществляющих многоплановую поддержку вновь создающимся компаниям. Такой бизнес-инкубатор территориально объединяет новые компании под одной крышей и способствует их «выращиванию» и становлению.

Предпринимательская способность как ресурс имеет свою специфическую оплату — предпринимательский. В реальной хозяйственной жизни его трудно выделить, тем не менее, это не абстрактная экономическая категория. Предпринимательский доход — это та плата, которую получает предприниматель за свои организаторские способности по объединению и использованию экономических ресурсов, за риск убытков от использования этих ресурсов, за хозяйственные инициативы (инновации) и монопольную рыночную власть.

В экономической теории предпринимательский доход делят на две части: нормальную и экономическую прибыль. К первой относят как бы гарантированный доход предпринимателя, своего рода его заработную плату; ко второй — плату за риск, инновации, монопольную власть. Понятно, что величина предпринимательского дохода колеблется, прежде всего, за счет второй составляющей, т.е. экономической прибыли.

9. Какие организационно-структурные формы предпринимательства вам известны.

В мировой экономической практике выделяют четыре категории экономических субъектов:

  • Фирмы
  • Банки
  • Страховые и трастовые компании
  • Инвестиционные структуры

Фирмы – основные субъекты предпринимательской деятельности, остальные – обслуживающие. Фирма – это любая организационно-хозяйственная единица, осуществляющая предпринимательскую деятельность в области промышленности, торговли, строительства, транспорта и т.д., преследующая коммерческие цели и пользующаяся правами юридического лица.

Согласно Закона РБ от 15.01.92 № 1419-XII «О предпринимательстве в РБ», предпринимательство (entrepreneurship) – это самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).

Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятия.

В зависимости от формы собственности различают предприятия, основанные на государственной, коллективной, частной, совместной, смешанной формах собственности.

Как особый вид деятельности предпринимательство предполагает наличие у субъектов этой деятельности определенного образа мышления, особого стиля и типа хозяйственного поведения:

  • творческое отношение к делу;
  • свободное проявление инициативы;
  • постоянное стремление к новаторству, поиску новых нетрадиционных решений;
  • и что особенно важно, постоянная готовность к риску и изысканию способов его преодоления;
  • потребность в самореализации и самоутверждении предпринимателя как личности;
  • стремление к обладанию прочными позициями на рынке, общественному признанию, сохранению начатого дела.

В РБ допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:

  • частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или имущества, полученного и используемого на законном основании;
  • коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.

В качестве организационно-структурных форм коллективного предпринимательства могут выступать:

  • Акционерные общества (АО);
  • Общества с ограниченной ответственностью (ООО);
  • Общества с дополнительной ответственностью (ОДО);
  • Арендные, народные предприятия;
  • Совместные предприятия.

Кооперативные предприятия, имущество которых выкуплено у государства.

Осуществление предпринимательской деятельности и отношения, связанные с нею, независимо от форм собственности, вида и сферы деятельности регулируются уже упоминавшимся Законом РБ от 15.01.92 № 1419-XII «О предпринимательстве в РБ» и другими законодательными актами, а для юридических лиц – также Законом РБ «О предприятиях в РБ» и другими.

Как самостоятельная деятельность, она предполагает свободу и самостоятельность субъектов хозяйствования этой деятельности в следующих направлениях:

  • Выбор вида и сферы предпринимательства;
  • Выбор направлений и методов деятельности;
  • Принятие хозяйственных управленческих решений и выбор средств их реализации;
  • Формирование производственных программ, выбор источников финансирования, поставщиков, источников получения трудовых ресурсов;
  • Выбор каналов и методов сбыта;
  • Установление систем и размеров оплаты труда и других видов доходов лиц, работающих по найму;
  • Установление уровня цен и тарифов на продукцию и услуги;
  • Распоряжение прибылью (доходами) от предпринимательской деятельности.

Как хозяйственная деятельность она предполагает организацию и управление хозяйственным процессом независимо от вида и сферы деятельности предприятия или индивидуального предпринимателя.

Физические лица – это индивидуальные предприниматели, правовое положение которых регулируется соответствующими законами, по которым они наделяются правоспособностью и дееспособностью (способностью к совершению юридических актов – заключению сделок, к наделению правами и обязанностями, к несению имущественной и другой ответственности – индивидуальное, частное предпринимательство).

Юридическое лицо – это носитель имущественных прав и обязанностей; выступает от своего имени, существует независимо от лиц, входящих в его состав; несет самостоятельную имущественную ответственность по обязательствам, в которые оно вступает (коллективные).

Предприниматель (entrepreneur) – это лицо, которое вкладывает собственные средства в организацию дела и принимает на себя личный риск, связанный с его результатами, всю полноту ответственности за конечные результаты деятельности, как индивидуальной, так и коллективной.

Таким образом, суть предпринимательства – находить возможности наилучшего использования собственности в виде капитала, имущества, патентных прав и других ресурсов и добиваться реализации этих возможностей в практическую деятельность. Оно предполагает наличие экономических субъектов рыночного хозяйства (партнеры, контрагенты, стороны в сделке и др.). Из них складывается фирменная структура рынка – отраслевого, национального, мирового.

10. Какова роль коммерческой тайны в системе экономической безопасности предприятия.

Институт коммерческой тайны является одним из важных компонентов системы обеспечения устойчивости рынка, ограничения монополизма в производственно-экономических отношениях. Многие фирмы за рубежом обязаны своим процветанием или вообще самим существованием умелому сохранению своих секретов. Не будем акцентировать внимание на актуальности института коммерческой тайны в Беларуси, тем не менее такие правоотношения существуют и регулируются законодательством.

ПРЕЖДЕ всего, ст.140 Гражданского кодекса определяет коммерческую тайну как информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законодательством.

В ряде стран, в том числе и Российской Федерации, незаконное получение, использование, разглашение коммерческой тайны рассматриваются как форма недобросовестной конкуренции, что представляет собой другой круг правоотношений и влечет более жесткие последствия для недобросовестного конкурента.

Правда, есть иное определение коммерческой тайны, закрепленное Положением о коммерческой тайне (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6.11.92г. N 670), которое дает следующую формулировку: "Коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственной, хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования".

Нe углубляясь в анализ приведенных определений, следует все же отметить, что ГК исключает из объектов гражданского права экономические интересы юридического лица, считая, очевидно, что они не могут иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность, а раз такой ценности нет, то и объектами рыночного оборота указанные интересы быть не могут.

Кроме того, Положение связывало, охрану коммерческой тайны с интересами конкуренции. Действительно, в 1992 г. это было актуально.

Вместе с тем, используя ГК и указанное Положение, можно выделить совокупность признаков, характерных для коммерческой тайны:

1) информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его законном владении, пользовании, распоряжении;

2) коммерческая тайна имеет действительную или потенциальную ценность, т.е. способность быть объектом рыночного оборота;

3) она не является общеизвестной или общедоступной;

4) ее конфиденциальность сохраняется через систему классификации информации как тайной информации. Обладатель ее разрабатывает внутренние правила засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организует секретное делопроизводство;

5) она не должна касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования.

Может сложиться ситуация, когда информация, составляющая коммерческую тайну, попадает в разряд государственной тайны. В этом случае, естественно, она защищается как государственная тайна и на нее распространяется законодательство о государственной тайне.

Указанными нормативными актами не исчерпывается перечень актов законодательства, которые в той или иной степени затрагивают вопросы коммерческой тайны. Нередко в таких актах употребляются термины "охраняемая информация", "охраняемая законом тайна", другие понятия, из смысла которых ясно, что речь идет о коммерческой тайне.

Вот несколько примеров:

"Не допускается использование средств массовой информации для раскрытия сведений, составляющих государственную либо иную специально охраняемую законом тайну" (ст.5 Закона "О печати и других средствах массовой информации").

"Научный работник имеет право: информировать общество о результатах своей научной деятельности, если они не являются государственной или иной охраняемой законом тайной..." (ст.17 Закона "О научной деятельности").

"Собственник информационных ресурсов в отношении к объектам своей собственности пользуется правами, предусмотренными законодательством о собственности..." (ст.15 Закона "Об информатизации").

Конечно, нельзя сказать, что обозначение одного и того же явления различными определениями относится к положительным моментам нашего законодательства. Однако при таких обстоятельствах изучая ту или иную норму следует учесть, что, к примеру, под "иной охраняемой законом тайной" понимается и коммерческая тайна.

АКТУАЛЬНОЙ проблемой является реальная защита коммерческой тайны. К сожалению, сегодня вполне законным путем можно стать обладателем тщательно скрываемой информации.

К примеру, ст.ст.115 и 122 УПК Республики Беларусь определяют, что суды, органы дознания, предварительного следствия имеют право требовать проведения ревизий, предоставления предметов и документов, необходимых для установления фактических данных по делу. Безусловно, в группу необходимой для этих органов информации может попасть и информация, составляющая коммерческую тайну. УПК (ст. 23) вроде бы предоставляет возможность не подвергать коммерческую тайну разглашению. Для этого предусмотрено рассмотрение дела в закрытом судебном заседании.

Однако посмотрим на количество участников, без которых закрытое заседание суда состояться не может: судья или судья и два народных заседателя (при коллегиальном рассмотрении дела), защитник, подсудимый, потерпевший, представитель потерпевшего, частный обвинитель, гражданский истец, его представитель, гражданский ответчик, его представитель, законные представители несовершеннолетних, переводчик (если он необходим).

Практически все они имеют право знакомиться с материалами уголовного дела в целом (за исключением переводчика) и участвовать в его рассмотрении. Где гарантия, что кто-либо из этих лиц не воспользуется в дальнейшем информацией, составляющей коммерческую тайну и содержащуюся в качестве необходимого документа в уголовном деле?

Аналогичную схему можно построить, описывая рассмотрение гражданских и хозяйственных дел.

НЕСКОЛЬКО нелогично то, что Закон "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" не уделил внимания особенностям отношения к коммерческой тайне предприятия, заявившего о банкротстве. Нет смысла перечислять, какое количество лиц принимает участие в процессе производства о банкротстве, при котором рассматривается и информация, представляющая ценность и могущая быть классифицированной как коммерческая тайна. Однако специальной оговорки в отношении коммерческой тайны банкрота Закон не делает, специальной защиты не предоставляет.

Вместе с тем уголовное законодательство не выпустило из виду защиту коммерческой тайны. Уголовно наказуемым деянием является коммерческий шпионаж (ст.254 УК). Установлена также и гражданско-правовая ответственность, направленная на защиту коммерческой тайны. Основным способом этой защиты является возмещение убытков (ст.14 ГК).

Надо полагать, защита коммерческой тайны будет оттачиваться вместе с развитием рыночной экономики.

11. Какие каналы утечки коммерческой тайны наиболее распространены в Беларуси.

В связи с усилением конкуренции в промышленности, в банковской сфере (не говоря уже о системе безопасности страны) особое значение приобрела утечка информации. Ее можно рассматривать как выход коммерческой информации за пределы организации или круга лиц, которым эта информация была доверена.

На получение охраняемой информации конкурент затрачивает определенные силы и средства.

Причины утечки информации:

- несовершенство норм по сохранению коммерческих секретов;

- нарушение этих норм работниками;

- отступление от правил обращения с соответствующими документами.

Предпосылками для утечки коммерческих секретов становятся:

- недостаточное знание работниками предприятия правил защиты коммерческой тайны и непонимание (или недопонимание) необходимости их тщательного соблюдения;

- использование неаттестованных технических средств обработки конфиденциальной информации;

- слабый контроль за соблюдением правил защиты информации правовыми, организационными и инженерно-техническими мерами;

- текучесть кадров, владеющих сведениями, составляющими коммерческую тайну.

Утечке информации способствуют также стихийные бедствия; неблагоприятная внешняя среда; катастрофы; неисправности технических средств.

Канал утечки информации? это совокупность источника информации, материального носителя или среды распространения, несущего эту информацию сигнала и средств выделения информации из сигнала или носителя. Иногда под каналами распространения тайны (утечки) понимают отношения, устанавливаемые между источником и потребителем тайны.

Практика разного рода совместительства является одним из наиболее вероятных каналов утечки служебной информации. Вторым по значимости каналом утечки конфиденциальной информации являются всевозможные публикации в печати, депонированные рукописи, монографии, отчеты по НИОКР.

Наиболее вероятные источники утечки информации:

- персонал, имеющий доступ к информации;

- документы, содержащие эту информацию;

- технические средства и системы обработки информации, в том числе линии связи, по которым она передается.

Под каналом утечки информации будем понимать физический путь от источника конфиденциальной информации к злоумышленнику, по которому возможна утечка или несанкционированное получение охраняемых сведений. Для установления канала утечки информации необходимы определенные условия, а также средства восприятия и фиксации информации.

Современная предпринимательская деятельность немыслима без разнообразных технических средств и систем, предназначенных для приема, передачи и обработки. Физические процессы, происходящие в таких устройствах при их функционировании, создают в окружающем пространстве побочные акустические и электромагнитные излучения, которые в той или иной степени связаны с обрабатываемой информацией.

Технические средства и системы способны обрабатывать технические каналы утечки информации. Любое техническое средство или система обладает не одним, а несколькими каналами утечки информации.

Чтобы предотвратить утечку информации, необходимо четко знать, какие каналы утечки информации возможны, физические принципы их образования, характеристики и особенности проявления, с тем, чтобы выработать оптимальные решения на их выявление и локализацию. Следует оценить, какая информация о вас конкурентам более всего необходима, какие источники обладают этой информацией и каким путем возможно овладение ею.

Необходимо рассматривать внутренние и внешние факторы, которые могут привести к утрате охраняемых сведений. Внутренние факторы или действия инициируются персоналом объекта, внешние - конкурентами.

К числу условий, способствующих овладению конфиденциальной информацией, можно отнести:

- ошибки людей в их действиях с охраняемыми сведениями;

- выход из строя, отказы или сбои технических средств производства, обработки информации и охраны;

- побочные явления в виде электромагнитных излучений и наводок;

- стихийные бедствия, в том числе пожары, аварии, наводнения, взрывы, ураганы и другие происшествия.

Такие ситуации могут планироваться и специально создаваться конкурентами.

Разглашение информации ее обладателем есть умышленное или неосторожное действие должностных лиц и граждан, которым соответствующие сведения в установленном порядке были доверены по работе, приведшие к не вызванному служебной необходимостью оглашению охраняемых сведений, а также передача таких сведений по открытым техническим каналам или обработка их на некатегорированных ЭВМ.

Оно выражается в сообщении, передаче, предоставлении, пересылке, опубликовании, утере и оглашении любыми иными способами конфиденциальной информации лицам и организациям, не имеющим права доступа к охраняемым секретам.

Разглашение возможно в ходе деловых встреч, бесед, при обсуждении совместных работ, в договорах, в письмах и документах, в официальных и в неофициальных условиях, при встречах с отечественными и иностранными представителями. В ходе таких мероприятий партнеры ведут интенсивный обмен информацией. Именно при общении между ними устанавливаются "доверительные" отношения, приводящие к оглашению коммерческих секретов. В значительной степени этому способствуют неофициальные условия: рестораны, пикники, рыбалка и т.п.

Открытый показ рабочей технологии и организации производства, экономических расчетов без оговоренной степени конфиденциальности наносят урон коммерческим интересам предприятия.

Устный обмен мнениями, выступления перед аудиторией, рассказы на выставках, обмен письмами и т.д.? это так называемая неформальная информационная коммуникация. По оценкам некоторых зарубежных исследователей, по неформальным связям передается (разглашается) от 30 до 80% наименее доступной информации, практически отсутствующей в каких-либо иных формах.

Для диалога используются различные системы связи национального и международного масштабов, в том числе телефонная, реже телеграфная или факсимильная системы открытой передачи информации.

Под пересылкой понимается передача материальных носителей информации посредством почты, курьера, посыльного. В основе пересылки лежит традиционное убеждение, что если пакет, например, передан почте, то она отвечает за его целостность и своевременную доставку адресату. Однако с момента передачи пакета владелец информации, по существу, теряет контроль над его движением. Довольно часто письма попадают не по адресу или вообще теряются. Пакет в пути может быть вскрыт и прочитан.

Если это делается намеренно, имеет место прелюстрация, то есть тайное вскрытие пересылаемой по почте корреспонденции с целью ознакомления с ней. Даже опечатывание пакетов не гарантирует безопасность конфиденциальной информации. Развитие технических средств пересылки документальной информации типа факсимильной связи и "электронной почты" не уменьшило опасности разглашения охраняемых секретов. Теперь "почтовым ящиком" стали персональные компьютеры, факсимильные аппараты и даже электронные аппараты, куда могут передаваться письма и даже целые рукописи.

Опубликование бывает "открытым" и "закрытым". Под открытым опубликованием каких-либо документов имеется в виду публикация материалов в открытой печати, передача по радио и телевидению, оглашение на международных и внутренних съездах, конференциях, совещаниях, семинарах, при публичной защите диссертаций и других выступлениях, а также свободная рассылка, вывоз материалов за границу или передача их в любой форме иностранным фирмам, организациям или отдельным лицам вне сферы прямых служебных обязанностей.

Информация о научных достижениях и новых разработках содержится в различных научных трудах, которые по степени доступности подразделяются на опубликованные и неопубликованные. Неопубликованные документы содержат наиболее ценную информацию. Среди неопубликованных документов следует особо отметить отчеты о научно-исследовательских работах и пояснительные записки к опытно-конструкторским разработкам, диссертации и авторефераты к ним, депонированные рукописи, научные переводы из иностранных журналов и сборников, конструкторскую документацию и другие материалы (отчеты о командировках, решения научно-технических и ученых советов и т.п.). Особое значение придается сборникам научных трудов организаций и предприятий. Они издаются оперативно, распространяются только среди специалистов, как правило, узкого круга, и выпускаются ограниченным тиражом.

Источниками необходимой закрытой информации становятся "утери". Теряют все, теряют официальные деловые и личные документы, письма, бланки, отчеты и другие материалы. Это не редкость во все времена. В поиске и возврате утерянных (или украденных) документов принимают участие официальные органы, газеты и даже центральное телевидение в виде обращения вернуть забытые (похищенные) документы их владельцам. Ознакомление с содержанием утерянных документов хотя бы из любопытства неизбежно.

Итак, можно заключить, что разглашение коммерческих секретов, пожалуй, наиболее распространенное действие, приводящее к неправомерному овладению конфиденциальной информацией.

Разглашение коммерческой тайны, равно как и ее утечка и несанкционированный доступ к ней, неизбежно приводят к отрицательным последствиям:

- разрыву деловых отношений с партнерами;

- срыву переговоров при заключении выгодного контракта;

- отказу от коммерческих решений, ставших неэффективными в результате утечки информации;

- созданию трудностей в снабжении, производстве и сбыте про-дукции;

- необходимости проведения новых маркетинговых исследований;

- применению экономических санкций при нанесении ущерба другим участникам сделок и многое другое.

Защита информационных ресурсов предприятия может быть организована двумя способами, в зависимости от статуса информации, подлежащей защите.

Первый способ - это защита информации путем использования институтов авторского и патентного права как инструмента охраны интеллектуальной собственности, к которой прежде всего относятся программы для ЭВМ и объекты промышленной собственности.

Правила закрепления прав на интеллектуальную или промышленную собственность, распоряжение и использование установлены законодательством. Права оформляются соответствующим документом, подлежащим государственной регистрации. При нарушении прав собственника информации он обращается за защитой в органы государственной власти.

Второй способ представляет собой защиту информации, которая не подпадает под вышеуказанную категорию, но которую в силу ее значимости предприниматель хочет сохранить в тайне путем использования института коммерческой тайны.

Несмотря на то, что после Октябрьской революции понятие коммерческой тайны перестало существовать, в России до революции оно широко использовалось. И нам приходится учиться этому искусству заново.

12. Какова организационная структура службы безопасности предприятия.

Экономическая безопасность — это такое состояние производственных отношений и организации информационно-правовых связей материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов, при котором гарантируется стабильность функционирования, финансово-коммерческий успех, прогрессивное использование научно-технических достижений и социальное развитие субъектов хозяйствования различных форм собственности.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что основную роль в обеспечении сохранности коммерческой тайны и экономической безопасности играют сами предприятия, а не государственные органы. Для защиты коммерческих секретов предприятия создают собственные службы безопасности. Важной предпосылкой создания службы безопасности предприятия является разработка ее структуры, состава, положений о подразделениях и должностных инструкций для руководящего состава и сотрудников.

Меры обеспечения сохранности информации на отдельном предприятии могут быть различны по масштабам и формам и зависеть от производственных, финансовых и иных возможностей предприятия, от количества и качества охраняемых секретов. При этом выбор таких мер необходимо осуществлять исходя их принципа разумной достаточности, придерживаясь в финансовых расчетах «золотой середины», т.к. чрезмерное закрытие информации, так же как и халатное отношение к ее сохранению, могут вызвать потерю определенной доли прибыли или привести к серьезным убыткам.

Итак, проект обеспечения безопасности объекта представляет собой единый организационно-технический комплекс, в ходе формирования которого разрабатывается концепция обеспечения безопасности объекта или политика безопасности. Ее основу составляет перечень обязательных мероприятий, направленных на выработку плана действий по защите объекта: определение состава службы безопасности (далее — СБ), ее место в организационной структуре предприятия, сфера ее компетенции, права и полномочия, варианты действий в различных ситуациях во избежание конфликтов между подразделениями.

Подоплека конфликтов обычно состоит как раз в том, что многие считают требования, предъявляемые СБ, необоснованно завышенными либо в том, что СБ «везде сует свой нос». Соблюдение вышеизложенных условий позволит ликвидировать почву для подобных ситуаций или разрешать их быстро и безболезненно. Политика безопасности определяет правильный с точки зрения организации способ использования коммуникационных и вычислительных ресурсов, правила доступа на объект, правила обращения с конфиденциальной информацией, а также процедуры предотвращения нарушений режима безопасности и реагирования на них.

Следует отметить, что эффективность политики безопасности будет находиться на должной высоте только в том случае, когда ее реализация будет представлять собой результат совместной деятельности сотрудников организации, способных понять все ее аспекты, и руководителей, способных влиять на ее претворение в жизнь. Не менее важным фактором, влияющим на действенность политики безопасности, представляется готовность персонала к выполнению ее требований, доведение до каждого его обязанностей по поддержанию режима безопасности. Соблюдение политики безопасности должно гарантироваться наличием ответственного по каждому виду проблем.

Разумеется, все основные положения политики экономической безопасности должны быть закреплены в соответствующих распорядительных документах, состав и содержание которых определяются спецификой предприятия. Однако, как правило, ни одна организация не сможет обойтись без положений о коммерческой тайне, о защите информации, об администраторе безопасности сети, правил, разграничивающих доступ к информации, содержащейся в автоматизированных системах, правил допуска персонала и посетителей в помещения, где производится обработка критичной информации, порядка проведения служебного расследования по факту нарушения правил безопасности.

Работы по оснащению и поддержке деятельности службы защиты информации, создание системы распорядительных документов входят в комплекс организационных мер, на основе которого может быть достигнут высокий уровень безопасности информации. Тем не менее перечисленные меры не позволяют на должном уровне поддерживать функционирование системы защиты без проведения целого ряда организационно-технических мероприятий. Их полный перечень слишком широк для того, чтобы полностью привести его в данной статье, скажем лишь, что они позволяют своевременно выявлять новые каналы утечки информации, принимать меры по их нейтрализации, совершенствованию системы защиты и оперативно реагировать на нарушения режима безопасности.

Разработанные документы определяют функции, необходимые для организации работы СБ, а также контрольно-проверочные и другие специальные функции, осуществляемые ею в процессе деятельности, среди которых можно выделить:

- административно-распорядительную — подготовка решений по поддержанию режимов безопасности и конфиденциальности, определению положений, прав, обязанностей и ответственности должностных лиц по вопросам безопасности, а также по осуществлению представительских функций предприятия в данной области;

- хозяйственно-распорядительную — определение (совместно с другими подразделениями предприятия) ресурсов, необходимых для решения задач по обеспечению безопасности предприятия, подготовка и проведение мероприятий организационно-технического и правового характера, направленных на сохранность его собственности, в т.ч. интеллектуальной;

- учетно-контрольную — определение критически важных направлений финансово-экономической, производственно-коммерческой и других видов деятельности, подлежащих защите, а также возможных каналов утечки информации и других угроз финансовой стабильности и устойчивости предприятия, оценка источников их возникновения, налаживание действенного контроля;

- организационно-техническую — создание организационной структуры СБ, а также других структур по отдельным направлениям работы (защита информации, экономическая безопасность), организация взаимодействия между отдельными структурными подразделениями предприятия, способствующими достижению целей политики безопасности;

- планово-производственную — разработка комплексных программ и отдельных планов обеспечения безопасности предприятия, подготовка и проведение соответствующих мероприятий;

- материально-техническую — материально-техническое и технологическое обеспечение деятельности СБ, оснащение ее специальной техникой;

- научно-методическую — накопление и распространение передового опыта в области обеспечения безопасности, организация обучения сотрудников других подразделений (в необходимом объеме);

- информационно-аналитическую — сбор, накопление и обработка данных, относящихся к сфере безопасности, создание и использование необходимых для этого технических и методических средств.

Тем не менее следует иметь в виду, что обеспечение СБ надежным инструментарием, грамотная расстановка приоритетов ее деятельности, как и всякая квалифицированная работа, требует участия в ней специалистов, имеющих соответствующую профессиональную подготовку и, что не менее важно, обладающих большим практическим опытом в этой области. Систему безопасности предприятия должны создавать профессионалы, а сотрудничество с ними может быть плодотворным, только если оно долгосрочное.

При организации системы экономической безопасности руководителю предприятия (фирмы) необходимо:

- ознакомиться с действующей нормативной и правовой базой, выделить из нее положения, которые могли служить руководством по созданию системы;

- сформулировать концепцию защиты коммерческой тайны для своего предприятия с учетом реальной опасности посягательства на нее;

- выработать рекомендации по устранению на предприятии (фирме) режима коммерческой секретности (безопасности), основной целью которого является повышение экономической эффективности и увеличение его прибыли за счет максимально полного, без потерь, использования своих информационных ресурсов.

Следовательно, роль подразделения, ответственного за проведение данной работы на предприятии, выполняющего функции соблюдения правил политики безопасности и плана защиты, управления средствами защиты, контроля за правильностью их эксплуатации, выявления попыток и фактов нарушений и принятия мер по их нейтрализации, также выходит на первый план. Ослабление практически любой составляющей инфраструктуры предприятия непосредственно отражается на его безопасности, поэтому процесс управления предприятием находятся в тесной взаимосвязи с вопросами безопасности.

13. Какие функции выполняют структурные подразделения службы безопасности предприятия.

Служба безопасности на предприятии создается для сохранения: материальных ценностей, коммерческой тайны и интеллектуальной собственности. Так же сюда можно отнести такое понятие как сохранность персонала. Часто встречаются такие случаи, когда конкуренты переманивают или вербуют подготовленный и обученный персонал, из-за чего предприятие терпит убытки. Поэтому важно вовремя выявлять такие случаи и принимать соответствующие меры.

Важным моментом при создании службы безопасности предприятия является разработка структуры СБ, должностных инструкций для всех подразделений и положений о подразделениях.

Возглавляет службу безопасности предприятия начальник СБ в должности заместителя директора предприятия по безопасности. Начальник службы безопасности подчиняется непосредственно первому руководителю предприятия и имеет самые полные полномочия, позволяющие ему в интересах безопасности влиять на другие подразделения и разные сферы деятельности предприятия. Как показывает практика, именно такая форма взаимодействия дает самые положительные результаты.

Структура службы безопасности и её состав зависит от формы собственности предприятия, от вида производственной деятельности, числа сотрудников, от наличия материальных ценностей, от информации составляющую коммерческую тайну, от активности конкурентов и других структур. Поэтому не существует единой универсальной структуры службы безопасности.

Для разработки структуры службы безопасности необходимо произвести следующие мероприятия:

- Определить какие интересы предприятия на данный момент являются наиболее жизненно важными.

- Выявить, что в данный момент может угрожать безопасности предприятия.

- Провести анализ этих угроз и выявить возможное нанесение ущерба при их реализации.

- Разработать план устранения каждой из угроз безопасности и просчитать затраты на выполнение этого плана.

- Исходя из полученных данных и финансовых возможностей, разработать структуру службы безопасности предприятия.

- Дальше при необходимости вносить изменения, в структуру службы безопасности исходя из целесообразности.

Давайте рассмотрим максимально возможную структуру службы безопасности, которая может существовать на крупных промышленных предприятиях, холдингах и т.д.

Служба безопасности предприятия может состоять из следующих структурных единиц:

1. Начальник службы безопасности.

2. Юридический отдел.

3. Отдел защиты информации.

4. Отдел по работе с персоналом предприятия.

5. Отдел ИТСО.

6. Отдел безопасности внутренней деятельности.

7. Отдел безопасности внешней деятельности.

8. Аналитический отдел.

9. Отдел режима и охраны.

Юридический отдел.

Юридический отдел предназначен для контроля договорных отношений и соблюдения законности всех структур и подразделений. Ведение переговоров в органах исполнительной власти, в правоохранительных органах и представлять интересы предприятия в суде.

Отдел защиты информации.

Отдел предназначен для организации и обеспечения системы защиты информации.

Основными функциями отдела являются:

- Организация мероприятий по защите документов (порядок и форма выдачи).

- Разработка и организация защиты электронных носителей и автоматизированных систем обработки информации.

- Определить права доступа кразного рода информации между пользователями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: