Социальные проблемы, угрожающие безопасности России

Социальные проблемы, препятствующие социально-экономическому развитию России и угрожающие ее безопасности:

1. Резкое и существенное ухудшение здоровья и качества жизни населения, снижение уровня рождаемости и продолжительности жизни, деградация генофонда страны.

2. Широкое распространение и самовоспроизводство бедности, включая крайние формы ее проявления. Вызванная десятью годами экономического спада региональная безработица.

3. Недопустимо высокий уровень доходного и имущественного расслоения, территориальной, профессиональной, должностной и отраслевой дифференциации в оплате труда, нарушающий единство общества и экономики.

4. Деградация института семьи как определяющей социальной и экономической структуры, массовая безнадзорность и социальное сиротство детей.

5. Падение индивидуальной и общественной нравственности, пренебрежительное отношение к чужой жисши и собственности, широкое распространение мошенничества, резкое возрастание цинизма, агрессивного индивидуализма, варварского отношения к социальной и природной среде. Расширение внеправовых методов решения личных и общественных проблем.

6. Общая неурегулированность трудовых отношений, порождающая снижение трудовой мотивации, неэффективность труда и, как следствие, неэффективность товаропроизводства.

7. Недооценка в общественных отношениях роли интеллектуального труда, знаний и способностей работников, приводящая в условиях мирового распространения «экономики знаний» к потере конкурентоспособности России.

8. Очевидная непродуманность, неполнота и дезориентация социальной политики правительства в последние годы, тяжелые для населения последствия неудачных экономических реформ и преобразований последних 15 лет. Увеличившийся разрыв между спросом на социальную поддержку со стороны населения и предложением этой поддержки со стороны государства. Падение доверия к государству, социальная апатия населения.

На уровне отношений субъектов хозяйствования противоречия интересов реализуются через противоправные действия (хищения кредитов, псевдоприватизация, коррумпирование чиновников, мошенничество и т.д.).

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Последствиями глубокого социального кризиса являются:

- резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране,

- деформация демографического и социального состава общества,

-подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства,

- ослабление фундаментальной ячейки общества-семьи,

- снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.

3. Социальная политика и со­циальная защита как осно­ва механизма обеспечения социального благополучия населения. Место и роль социальной работы в обеспечении со­циального благополучия «слабых» групп населения. Проблемы благополучия семьи в контексте теории социальной работы

Социальная работа в системе мер обеспечения социальной защиты населения.

Одна из главных задач социальной политики на современном этапе – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание благоприятных условий для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе. Социальная справедливость должна конкретизироваться и дополняться системой социальной работы на местах.

Социальная политика и социальная работа взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Но, в свою очередь, и социальная работа не может не сказаться на социальной политике, ее ориентирах, целях и задачах.

В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Происшедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению спектра социально незащищенных и уязвимых контингентов. Профессиональная социальная работа - один из главных способов реагирования общества на изменения в мире – это деятельность по гармонизации человеческих отношений через оказание помощи отдельным людям, группам людей посредством их защиты, поддержки и реабилитации. Чаще всего под социальной работой понимается – комплекс конкретных практических действий правовой, экономической, психологической помощи немощным, социально-незащищенным, социально дезадаптированным людям (инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодежи, пожилым и др.). Проблемы: 1. Социальная работа в развитых странах занимает важное место в системе социальной защиты населения. Она хорошо финансируется, в том числе и из частных источников. В России же больше развита система денежной помощи непосредственно получателям – нуждающимся в ней. Причем, как правило, этих денежных пособий не хватает на самое необходимое, так, пенсии по старости зачастую ниже прожиточного минимума. 2. Система же социального обслуживания населения развита мало, а выплата денежных дотаций (например, по безработице) приводит зачастую к тому, что человек привыкает к роли иждивенца и уже не желает сам о себе заботиться. Развитие социальной работы в России позволило бы этого избежать, ведь специалист по социальной работе способен научить человека заботиться о себе самостоятельно, если это необходимо. Социальная работа помимо материальной помощи оказывает и психологическую, и правовую, и моральную помощь, чего не делают деньги, получаемые людьми в виде пенсий и различных пособий и дотаций. А ведь социальная защищенность подразумевает не только защиту в экономическом плане. Таким образом, социальная работа в России должна занять лидирующее место в системе социальной защиты населения.

3. Авторы книги «Взаимосвязь социальной работы и социальной политики» изданной в 1997 г. под редакцией англичанина Ш. Рамон и переведенной на русский язык утверждают: «В России социальная работа и социальная политика находятся сейчас в стадии становления», «так как вся структура социальных служб претерпевает в настоящее время существенную трансформацию» (М., 1997, с. 9-10). Законодательной базой этого процесса является Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», принятый в ноябре 1995 г. Исходя из Закона, можно вывести контуры поля социальной работы и деятельности субъектов социальной работы. Это - государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, аналогичные муниципальные предприятия и учреждения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Некоторые количественные характеристики российского «поля» социальных услуг, субъектов социальной работы. За 1995-1999 годы число учреждений социального обслуживания и оказания помощи семьи и детям возросло более, чем в 2 раза и составляет 2-240 единиц. Конечно, этого еще не достаточно. Создано 8 государственных кризисных центров, которые только в 1998 году оказали помощь почти 5 тысячам женщин и более тысячи семей. Действуют также 33 кризисных центра (из которых 10-это центры помощи женщинам-жертвам насилия). Эти центры созданы преимущественно неправительственными женскими организациями на зарубежные гранты.

Своеобразие форм социальных центров велико: комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых людей; центры экстренной психологической помощи по телефону (телефоны доверия) и другое.

Очень активную роль в социальной работе сейчас играют неправительственные организации, особенно женские. Официально зарегистрировано более 650 неправительственных организаций на уровнях федеральном и межрегиональном уровнях. В целом в городах и селениях России работают до 15 тысяч неправительственных женских организаций.Государство строит свою работу со многими неправительственными организациями на основе договоров о совместной деятельности. Заслуживает внимание подписание соглашений о социальном партнерстве между государственными органами и общественными организациями, хотя эта форма широкого развития еще не получила.




Подборка статей по вашей теме: