Развитие социологии в России

Обратимся к истории отечественной социологической школы. Становление российской традиции анализа общественной жизни по форме прошло те же этапы, что и на Западе, но имело значительное своеобразие по содержанию, так как было сосредоточено вокруг ключевой для существования российского общества проблемы — проблемы целостности огромной страны. Как создать из разноплеменных, рассредоточенных по необъятной территории людей единое общество? Анализ этой проблемы начат в XI в. одном из древнейших и ценнейших памятников древнерусской литературы - «Слово о законе и благодати». Его автором считают киевского митропоита Иллариона - известного книжника, философа и оратора. Далее эти проблемы изучения общественного устройства анализировали многие выдающиеся деятели России (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, декабристы, западники и славянофилы,революционеры-демократы, А. И. Герцен и др.русских философы руб.XIX-XX вв.

В середине XIX века русское общество стояло перед необходимостью коренных изменений в полит.и эконом. сферах. Реформы 60-х годов - отмена крепостного права, реформы земств и судеб. реформа были непоследова­тельны, нерешительны и компромиссны. Россия по-прежнему оставалась сословным бюрократически-дво­рянским государством. Она не стала ни демократической, ни конституционной стра­ной. Поэтому произошло колоссальное оживление обще­ственной жизни. В России в 60-70-е годы впервые в истории на общественно-политическую сцену выступило общественное мнение. Одни призывали к продолжению реформ, к их радикализации, а другие - к восстанию и слому всей системы вообще. С этого времени в России стало открыто звучать требование широкой обществен­ности о необходимости прогресса общества.

Социолог.мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Выдающиеся деятели русской социологии (М.М. Ковальский, Л.И. Мечников, Н.К. Михайловский и др.) оказали существенное влияние на ее становление как самостоятельной науки об обществе, вышедшей за пределы национальных границ. В то же время она испытывала заметное влияние концепций западных социологов.

Уже через три года после выпуска заключительного тома «Курса позитивной философии» в рос.печати появляются первые упоминания имени и идей О.Конта. С основными идеями О. Конта русская публика знакомилась по публикациям Данилевского, Лаврова, Д. И. Писарева и др. Авторы этих статей относились весьма критично к концепции основателя соц-и и давали ей собственную оценку. В России всегда теоретические достижения социологической мысли были связаны с практическими запросами и являлись своеобразным ответом на вопрос: «Что считать наиболее важным для блага народа?» Как и на Западе, социология в России возникает в контексте позитивистских идей О. Конта. Складываются два течения – субъективизм и объективизм. Наиболее влиятельным направлением в русской социологии стала так называемая «субъективная школа», которую часто называют «русской» школой в социологии (среди представителей в качестве одного из первых русских социологов и родоначальника особого «субъективного» направления, рассматривавшего укрепление солидарности как закономерность развития общества, следует выделить Лаврова)

Петр Лаврович Лавров (1823 - 1900) первым ввел в социологическое знание такие термины, как «антропологизм», «субъективный метод», «субъективная точка зрения».

Социология представлялась Лаврову наукой не описательной, а нормативной, направленной на поиск путей и средств изменения общества, решения конкретных его проблем. По его мнению, индивид является единственной реальной силой общества, а потому пренебрегать его интересами - значит игнорировать самые важные социальные явления. П.Л. Лавров определяет социологию как «науку о солидарности». Под солидарностью он понимал «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным», «что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Прогресс рассматривается как процесс развития в человеке сознания. Смысл прогресса состоит в увеличении солидарности. Эгоизм и диктат социальной группы рассматриваются как патологические проявления жизни.

Другой крупный русский социолог Николай Константинович Михайловский (1842 - 1904) считал, что социология неразрывно связана с этикой. Михайловский утверждал, что нельзя беспристрастно относиться к фактам общественной жизни. «Скажите мне, - говорил он, - каковы ваши социальные связи, и я скажу, как вы смотрите на мир».

Михайловский отверг эволюционную теорию Ч. Дарвина и Г. Спенсера и исходил из теории необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия социального контроля. Обратив внимание на то, какое влияние оказывают подражание, внушение, престиж, Михайловский предвосхитил психоанализ З. Фрейда.

Социальный идеал Михайловского — развитие всесторонней, «разнородной» личности, осуществимое только при преодолении «разнородности» общества. При этом суть прогресса, по Н.К. Михайловскому, состоит в приближении истории к личности, которая должна жить полной и всесторонней жизнью. Личность никогда не должна приноситься в жертву.

Если общество прогрессирует, а личность регрессирует, то это не прогресс.

Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885). Представлял религиозно-консервативное панславистское течение в русской социологии. Он выдвинул в работе «Россия и Европа» теорию обособленных культурно-исторических типов (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Д. выделяет 10 таких типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития. Качественно новым, перспективным с точки зрения истории типом Д. считает «славянский тип», наиболее полно выраженный в русском народе. Самым перспективным в истории культурно-историческим типом Данилевский считал «славянский», наиболее выраженный в русском народе. Эта концепция была подвергнута жесткой критике со стороны российских социологов. Данилевский считал, что именно в России произойдет взлет культуры после падения ее на Западе. Наиболее значительными сочинениями Данилевского являются: «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-римскому» (1869) и «Дарвинизм. Критическое исследование» (1885).

Лев Ильич Мечников (1838 - 1888). Главное его произведение - «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» (1889). В этой работе Мечников выступил как крупнейший представитель географической школы в социологии.

Мечников выделял три периода в истории цивилизации:

1) речной - со времен возникновения первых рабовладельческих государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга;

2) средиземноморский - от основания Карфагена;

3) океанический - после открытия Америки.

Усматривая критерий общественного прогресса в «нарастании общечеловеческой солидарности», Мечников считал неизбежным и закономерным переход человечества от деспотичного правления к свободе, от угнетения к братству всех людей и народов с помощью добровольной кооперации.

Максим Максимович Ковалевский (1851-1916), известный русский историк, юрист, социолог был академиком Петербургской академии наук и издателем журнала «Вестник Европы». Важным фактом в развитии социологической мысли в России можно считать публикацию двухтомного труда Ковалевского «Социология». Ведущая роль в социологической теории М.М. Ковалевского отводится учению о социальном прогрессе. Сущность прогресса он видел в развитии солидарности между социальными группами. Задача социологии – выявление сущности солидарности, описание и объяснение ее многообразных исторических форм.

Питирим Сорокин (1889 - 1986), родился в России, и до конца жизни работал в США, где приобрел авторитет одного из ведущих социологов, стал первым деканом социол.факультета. Это был самый выдающийся ученый, которого Россия дала мировой соц-и. Его влияние испытали создатели основных школ современной социологии Т. Парсонс, Р. Мертон и др.

Соц-я, согласно Сорокину - наука, изучающая свойства надорганики, которые повторяются во времени и в пространстве, то есть являются общими для всех социокультурных феноменов. Она является генерализующей по отношению к другим общественным наукам. Каждая из этих наук имеет дело лишь с одной сферой социокультурного пространства: экономика с экономическими отноше­ниями, политика с политическими отношениями. Социология имеет дело по своим специальным направлениям со всеми сферами этого пространства. Соц. - это генерализующая наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих родовых видах, типах и разнообразных взаимосвязях.

Большой интерес во всем мире вызвало учение П.А. Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности. П.А. Сорокин впервые обратил серьезное внимание на внутригрупповое социальное расслоение по вертикали. Социальная стратификация – это естественное и социальное расслоение общества, имеющее иерархический характер, устойчиво поддерживаемое институционализацией, и постоянно воспроизводимое и модернизируемое. П.А. Сорокин ввел в социологию понятие «социальная мобильность» и много сделал для разработки этой проблемы. Социальная мобильность – это тоже естественное и нормальное состояние общества. Она подразумевает как социальные перемещения индивидов и групп, так и перемещения социальных объектов (ценностей), т.е. всего того, что создано или модифицировано в человеческой голове. Социальная мобильность – важный показатель общественной жизни. Это показатель существенно различается на разных ступенях развития общества. Так, высокий уровень вертикальной мобильности выступает как важный критерий открытости и демократичности определенного общества.

Главная особенность творчества Сорокина - глобализм, попытка осмысления социол аспектов культуры. Его книги «Социальная и культурная динамика» (1937) и «Социальная мобильность» признаны мировой классикой. Сорокин отмечал кризисное состояние современной культуры и проанализировал его основные причины. В качестве путей выхода из кризиса ученый предлагал нравственно-религиозное возрождение человечества на основе «альтруистической любви» как главной и абсолютной ценности.

Сорокин является создателем наиболее основательной и детально разработанной теории стратификации, изложенной в сборнике его работ «Человек, цивилизация, общество».

Т.О., социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической мысли. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. Российская социология была не хуже и не лучше социологии других стран, у нее было собственное лицо и живой научно - теоретический диалог с зарубежной социологией.

Социология в советской России. С конца 20-х годов прошлого столетия социолог. наука в СССР оказалась в кризисе. Это было связано с изгнанием в 1922 г. большой группы ученых из России. Среди них был и Сорокин. Результатом этого стало снижение уровня филос. и социол.как научных дисциплин. Большевики решили покончить с «буржуазной соц-ей» и на месте социологии утвердились принципы, проповедуемые сторонниками Пролеткульта. В полит.словаре 1958 г. соц-я домарксовского периода называлась буржуазной, проповедывающей расизм и неравенство наций. Подлинной наукой об обществе и законах его развития назывался исторический материализм, созданный Марксом и Энгельсом. Видными учеными и политиками была представлена марксистская социология. Среди них назовем Г. В. Плеханова (1856—1918 гг.), В. И. Ленина (1870—1924 гг.) А. А. Богданова (1873— 1928 гг.).

Первые шаги по возрождению социологии в стране и в Московском университете были сделаны в 60-е годы 20 столетия. В 60-е годы в результате «оттепели» в СССР возрождаются социологические исследования. В 1968 г. был создан Институт конкретных социальных исследований (ныне - Институт социологии). Разработка социологических проблем советскими социологами В. А. Ядовым, Г. В. Осиновым, Т. И. Заславской и другими осуществлялась параллельно с переводом, изучением социологических теорий западных ученых. Однако на состоянии социологии сказалась общая обстановка застоя. Особое внимание социологи уделяли социальной структуре общества, бюджету времени рабочих, социальным проблемам труда, образования и семьи.

Возрождение российской социологии как науки относят к концу 80-х - началу 90-х годов. В 1998 году в вузах страны насчитывалось 780 кафедр, в названии которых присутствовало слово «социология». Во многих крупных городах успешно функционируют социологические факультеты, готовящие профессиональные кадры.

Итак, завершаем краткий анализ длительного исторического пути, по которому шло становление и развитие науки об обществе. Из множества идей и концепций, выдвинутых выдающимися мыслителями различных эпох, постепенно формировалась эта наука как ответ на объективные потребности социального развития. Социология — не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить перспективу общественного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: