Для оценки эффективности деятельности организации используются показатели рентабельности. Они позволяют рассчитать экономический эффект в результате осуществления различных направлений деятельности предприятия.
Рентабельность может исчисляться как коэффициент, т.е. относительная величина и в процентном отношении.
Показатели рентабельности можно разделить на следующие группы:
1) Показатели рентабельности активов (экономическая рентабельность). Отражает эффективность использования имущества организации. Они показывают величину прибыли, приходящуюся на 1 рубль средств вложенных в активы организации. При расчёте показателей рентабельности активов используют, как правило, 2 показателя: прибыль до налогообложения или чистая прибыль. Выбор показателя прибыли зависит от цели анализа и интересов собственников. В процессе анализа рентабельности капитала рассчитывают в первую очередь рентабельность активов. Эта рентабельность рассчитывается по формуле:
,
Где, Рн – прибыль до налогообложения;
|
|
К – средняя стоимость всех активов или всего совокупного капитала.
2) Рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность) означает размер прибыли на 1 рубль вложенных инвесторами или акционерами средств.
Для оценки финансовой рентабельности целесообразно использовать показатель чистой прибыли, поскольку она отражает прирост собственного капитала в результате его использования.
3) Рентабельность продаж показывает сколько рублей валовой прибыли или прибыли от продаж получено на каждый рубль выручки или расходов по основной деятельности. В расчёте рентабельности продаж наиболее часто используются 2 показателя: валовая прибыль и прибыль, убыток от продаж (валовая прибыль – коммерческие расходы – управленческие расходы).
Рентабельность продаж основана на исчислении 2-х основных показателей.
Где, Рв – валовая прибыль; прибыль убыток от продаж;
N – выручка, объём реализации.
4) Рентабельность себестоимости или расходов:
Рентабельность можно рассчитать в коэффициентном выражении или в процентах, умножив на 100%.
Основным критерием эффективности деятельности предприятия является рентабельность активов или эффективность использования всего имущества, которые характеризует состояние экономического потенциала фирмы.
При проведении факторного анализа используются 2 методики: удлинение и расширение факторных систем.
,
Где, Рпо – прибыль по основной деятельности;
Рпп – прочая прибыль;
К – средняя стоимость активов.
,
Где F – внеоборотные активы;
Е – оборотные активы.
|
|
Суть метода расширения заключается в ведении в модель дополнительных показателей.
,
,
- означает рентабельность продаж;
- эффективность использования оборотных активов;
- эффективность использования доли оборотных активов в общей сумме капитала или всех активов организации.