Объекты налогообложения

В теории налогового права разграничивают понятия предмета и объекта налогообложения. Под объектом налогообложения понимаются обстоятельства (юридические факты), которые имеют стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Объекты налогообложения можно классифицировать:

1. Имущество - виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), предусмотренных ГК РФ;

2. Доход (прибыль) - экономическая выгода в денежной или натуральной форме, определяемые в соответствии с главами НК о налоге на доходы физических лиц, налоге на прибыль организации (ст.41). Среди доходов следует особо выделить дивиденды и проценты (ст.43 НК РФ);

3. Реализации товаров, работ и услуг; (разграничены товары, работы и услуги – ст.38; 39 НК)

4. Расход

5. Иные объекты, предусмотренные законом.

В особых пояснениях нуждаются реализация и стоимость реализованных товаров, работ и услуг. Под реализацией товаров, работ и услуг считается передача на возмездной основе права собственности права собственности на указанные объекты и как исключение в случаях, предусмотренных НК РФ - и на безвозмездной основе.

НК РФ (ст.39) содержит перечень операций, которые не являются реализацией товаров, работ или услуг (например, передача основных средств правопреемникам при реорганизации юридического лица, передача вкладов в уставной (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ, передача имущества в пределах первоначального взноса участникам при выходе их обществ, товариществ или ликвидации и др.).

С реализацией связана цена товаров, работ, услуг. Важной новеллой в НК РФ является объявление презумпции цены товаров, работ, услуг указанных сторонами сделки для целей налогообложения (ст.40). Пока не доказано обратное, предполагается, что цена соответствует уровню рыночных цен. Налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам в целях налогообложения только в четырех случаях:

· между взаимозависимыми лицами;

· по бартерным операциям;

· при совершении внешнеторговых сделок (ФЗ от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности);

· при значительном колебании (более, чем на 20% в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в течении непродолжительного времени.

Результат налогового контроля: Если в перечисленных случаях цены товаров (работ, услуг), применяемых сторонами сделки отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более, чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных товаров), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги).

Методы определения рыночных цен установлены ст.40 НК РФ:

1) Метод сложившейся цены на рынке идентичных (при их отсутствии - однородных) товаров, работ и услуг в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях;

2) Метод цены последующей реализации;

3) Затратный метод.

Названные методы применяются в указанной последовательности при невозможности использования предшествующего метода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: