Посредников можно условно разделить на несколько типов по признаку независимости от производителя (самостоятельности):
1. Распределительные органы производителя;
2. Собственно торговые посредники и партнёры по сбыту.
Распределительные органы производителя:
- Отдел сбыта - подразделение фирмы, производящей товар, осуществляет функции получения и ведения заказов. В настоящее время эти функции переходят к отделу маркетинга (или коммерческому отделу).
- Руководство предприятия - часто активизируется в сбытовой деятельности предприятий, работающих на ограниченное количество покупателей.
- Коммивояжер - сотрудник предприятия, который по поручению фирмы имеет ищет покупателей, прелагая им образцы, рекламирует товар, распространяет каталоги товаров.
- Сбытовой филиал - собственное определение по сбыту в рамках головного предприятия.
Партнеры по сбыту:
- Агент - юридическое и физическое лицо, уполномоченное производственными или торговыми предприятиями (принципалами) вести переговоры и совершать действия по сбыту (продаже) товаров, а в некоторых случаях заключать сделки от лица принципала.
- Брокер - участник процесса распределения, оптовый торговый посредник, не обладающий правами собственности на товар, организатор товародвижения: сводит покупателя с продавцом и наоборот, получая комиссионное вознаграждение; иногда кредитует сделку.
- Дилер - торговый посредник, оптово - розничная фирма, которой производитель предоставляет права продажи товара на определенной территории; принимает на себя права собственности, располагает торгово - складской инфраструктурой.
- Дистрибьютор - юридически самостоятельное лицо, получающее от производителя на основе договора право торговать его продукцией на определенной территории и в течение установленного периода.
- Комиссионер - зависимый торговый посредник, не принимающий на себя прав собственности и получающий поручения от принципала продать или купить товар на условиях консигнации.
- Маклер - юридически самостоятельное лицо, представляющее интересы обеих сторон, в функции которого входит поиск возможностей заключения договора; получает вознаграждение от каждой из сторон, участвующих в сделке, в размере, зависящем от суммы сделки.
По стадиям (функциям) сбыта посредники подразделяются на:
|
|
1. оптовых торговцев;
2. розничных торговцев;
3. организаторов торговли;
4. коммерческие фирмы по обслуживанию сбыта.
(Пример: Основные элементы товаропотока в системе управления физическим распределением)
Оптовые торговцы - закупают большие партии товара у производителей, продают партии товара промежуточным пользователям, аккумулируют товары на складах в партии, удобные для транспортировки.
|
|
Розничные торговцы - закупают большой объём товаров у производителей или оптовиков, продают партии товаров поштучно потребителю, аккумулируют в магазинах ассортимент, необходимый потребителю.
Организаторы торговли - представители владельца товара или покупателя, действую за их счёт, часто от их имени, способствуют поиску партнёров по продаже и заключению сделки. Получают вознаграждение в виде комиссии или фиксированных платежей.
Коммерческие фирмы по обслуживанию сбыта - оказывают услуги, сопутствующие продаже. Являются субподрядчиками, выполняющими определенные функции благодаря опыту и специализации. Получают вознаграждение в виде комиссии или фиксированных платежей.
Функции оптовых и розничных торговцев можно представить действиями "прямого" и "обратного" хода, в зависимости от субъекта, для которого они выгодны (табл. 7.1). Если эти функции выполняются по отношению к участникам сбытового канала, которые находятся в цепочке "производитель - конечный потребитель" до рассматриваемого оптового торговца, то это действия "обратного" хода. В противном случае эти функции можно назвать действиями "прямого" хода.
Для розничной торговли если эти выполняются по отношению к оптовому торговцу, то это действия "обратного" хода. Если действия осуществляются по отношению к конечному потребителю, то они "прямого" хода.
Таблица 7.1
Функция | Оптовая торговля | Розничная торговля | ||
Обратного хода | Прямого хода | Обратного хода | Прямого хода | |
Предоставление информации о рынке (о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен и т.п.) | + | + | + | |
Закупки товаров в объемах, более удобных для производственной деятельности | + | + | ||
Разбивка крупных товаров на более мелкие | + | + | ||
Формирование товарного ассортимента | + | + | ||
Осуществление мер по стимулированию сбыта | + | + | + | |
Хранение запаса товара на собственных или арендуемых складах | + | + | + | + |
Транспортировка и экспедирование | + | + | + | + |
Принятие риска (в связи с возможным хранением, повреждением, порчей и устареванием)Финансирование | + | + | ||
Финансирование | + | + | + | + |
Услуги по управлению | + | |||
Рекламные услуги | + | + | ||
Консультационные услуги | + | + | + | + |
Маркировка товаров, проставление на них цен | + | + |
Формами контроля и стимулирования работы посредника являются:
1. комиссионная система оплаты;
2. юридическая основа взаимоотношений производителя и посредника (права, обязанности, ответственность) - контракт.
Указанные критерии выбора служат в качестве ориентиров. Как правило, по сбыту необходимо искать индивидуальные решения.