Посредники, их функции и мотивация

Посредников можно условно разделить на несколько типов по признаку независимости от производителя (самостоятельности):

1. Распределительные органы производителя;

2. Собственно торговые посредники и партнёры по сбыту.

Распределительные органы производителя:

  • Отдел сбыта - подразделение фирмы, производящей товар, осуществляет функции получения и ведения заказов. В настоящее время эти функции переходят к отделу маркетинга (или коммерческому отделу).
  • Руководство предприятия - часто активизируется в сбытовой деятельности предприятий, работающих на ограниченное количество покупателей.
  • Коммивояжер - сотрудник предприятия, который по поручению фирмы имеет ищет покупателей, прелагая им образцы, рекламирует товар, распространяет каталоги товаров.
  • Сбытовой филиал - собственное определение по сбыту в рамках головного предприятия.

Партнеры по сбыту:

  • Агент - юридическое и физическое лицо, уполномоченное производственными или торговыми предприятиями (принципалами) вести переговоры и совершать действия по сбыту (продаже) товаров, а в некоторых случаях заключать сделки от лица принципала.
  • Брокер - участник процесса распределения, оптовый торговый посредник, не обладающий правами собственности на товар, организатор товародвижения: сводит покупателя с продавцом и наоборот, получая комиссионное вознаграждение; иногда кредитует сделку.
  • Дилер - торговый посредник, оптово - розничная фирма, которой производитель предоставляет права продажи товара на определенной территории; принимает на себя права собственности, располагает торгово - складской инфраструктурой.
  • Дистрибьютор - юридически самостоятельное лицо, получающее от производителя на основе договора право торговать его продукцией на определенной территории и в течение установленного периода.
  • Комиссионер - зависимый торговый посредник, не принимающий на себя прав собственности и получающий поручения от принципала продать или купить товар на условиях консигнации.
  • Маклер - юридически самостоятельное лицо, представляющее интересы обеих сторон, в функции которого входит поиск возможностей заключения договора; получает вознаграждение от каждой из сторон, участвующих в сделке, в размере, зависящем от суммы сделки.

По стадиям (функциям) сбыта посредники подразделяются на:

1. оптовых торговцев;

2. розничных торговцев;

3. организаторов торговли;

4. коммерческие фирмы по обслуживанию сбыта.

(Пример: Основные элементы товаропотока в системе управления физическим распределением)

Оптовые торговцы - закупают большие партии товара у производителей, продают партии товара промежуточным пользователям, аккумулируют товары на складах в партии, удобные для транспортировки.

Розничные торговцы - закупают большой объём товаров у производителей или оптовиков, продают партии товаров поштучно потребителю, аккумулируют в магазинах ассортимент, необходимый потребителю.

Организаторы торговли - представители владельца товара или покупателя, действую за их счёт, часто от их имени, способствуют поиску партнёров по продаже и заключению сделки. Получают вознаграждение в виде комиссии или фиксированных платежей.

Коммерческие фирмы по обслуживанию сбыта - оказывают услуги, сопутствующие продаже. Являются субподрядчиками, выполняющими определенные функции благодаря опыту и специализации. Получают вознаграждение в виде комиссии или фиксированных платежей.

Функции оптовых и розничных торговцев можно представить действиями "прямого" и "обратного" хода, в зависимости от субъекта, для которого они выгодны (табл. 7.1). Если эти функции выполняются по отношению к участникам сбытового канала, которые находятся в цепочке "производитель - конечный потребитель" до рассматриваемого оптового торговца, то это действия "обратного" хода. В противном случае эти функции можно назвать действиями "прямого" хода.

Для розничной торговли если эти выполняются по отношению к оптовому торговцу, то это действия "обратного" хода. Если действия осуществляются по отношению к конечному потребителю, то они "прямого" хода.

Таблица 7.1

Функция Оптовая торговля Розничная торговля
Обратного хода Прямого хода Обратного хода Прямого хода
Предоставление информации о рынке (о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен и т.п.) + + +  
Закупки товаров в объемах, более удобных для производственной деятельности +   +  
Разбивка крупных товаров на более мелкие   +   +
Формирование товарного ассортимента   +   +
Осуществление мер по стимулированию сбыта +   + +
Хранение запаса товара на собственных или арендуемых складах + + + +
Транспортировка и экспедирование + + + +
Принятие риска (в связи с возможным хранением, повреждением, порчей и устареванием)Финансирование +   +  
Финансирование + + + +
Услуги по управлению   +    
Рекламные услуги +   +  
Консультационные услуги + + + +
Маркировка товаров, проставление на них цен     + +

Формами контроля и стимулирования работы посредника являются:

1. комиссионная система оплаты;
2. юридическая основа взаимоотношений производителя и посредника (права, обязанности, ответственность) - контракт.

Указанные критерии выбора служат в качестве ориентиров. Как правило, по сбыту необходимо искать индивидуальные решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: