Реализация постановлений Большого Московского собора в период правления патриарха Иоасафа II. Церковно-государственные отношения в период правления патриархов Иоакима и Адриана

Патриаршество Иоасафа II, продолжавшееся 5 лет, было ознаменовано крупными событиями в жизни Русской Церкви и важными церковными реформами. В мае 1667 года проходил Большой Московский Собор, в котором решались важнейшие для того времени вопросы и выносились постановления, направленные на искоренение недостатков Русской Церкви. В своей деятельности Патриарх Иоасаф II стремился реализовать постановления Собора 1667 года, утвердившие церковные реформы Патриарха Никона. Уже в 1668 г. патриархом были наказаны священники, служившие по старым книгам, предпринято издание указов и создание сочинений, направленных на истолкование соборных решений и проведение их в жизнь. Он вел довольно энергичную борьбу с последователями старого обряда, с инерцией устоявшихся привычек, «дондеже уразумятся и возвратятся в правду с покаянием». Кроме того, Собор утвердил к печатанию книгу Симеона Полоцкого «Жезл правления», направленную против упорствующих раскольников. В напечатанном им при "Служебнике" "соборном свитке" исчислен ряд постановлений москов. собора 1667 г.

Патриарх Иоасаф II активно поддерживал культурно-просветительскую деятельность, заботясь о чистоте православной веры. Он продолжил начатое Патриархом Никоном исправление и издание богослужебных книг, были напечатаны Большой и Малый катехизисы, Цветная Триодь, Постная Триодь. В Патриаршество Иоасафа II были возобновлены проповеди в церквах. Он же разослал по всем епархиям наставление об иконном изображении, в результате чего приостановилось вторжение в русскую иконопись западной манеры письма и был узаконен дpeвнeрусский стиль иконописи, по старинным подлинникам.

Среди принятых Иоасафом мер, направленных на упорядочение церковной жизни, следует отметить весьма здравый указ, который запрещал признавать нетленные человеческие останки святыми мощами без их достоверного освидетельствования со стороны церковных властей. Наводя порядок в делах церковных, Патриарх также обратил внимание на то, что клирики носят самые различные одеяния, а потому предписал священнослужителям впредь одеваться строго единообразно.

Патриарх Иоасаф издал ряд определений, которыми запрещалось работать, торговать и вершить суд в дни крупнейших церковных праздников. Патриарх также запретил священнослужителям принимать участие в свадебных торжествах, если они сопровождались скоморошьими игрищами и другими малопристойными увеселениями.

Патриарх Иоасаф II способствовал развитию миссионерской деятельности Русской Церкви. При нем трудами русских подвижников-миссионеров были просвещены многие народности на северо-восточных окраинах России. Особую заботу Патриарх Иоасаф II проявлял о распространении Православия в Сибири, открывая новые епархии, помогая денежными пожертвованиями, отправляя богослужебные книги. Его трудами на Амуре, недалеко от границы с Китаем, был основан Спасский монастырь. Почил 17 февраля 1672 года и был погребен в Успенском соборе Московского Кремля.

Церковно-государственные отношения в период правления патриархов Иоакима и Адриана.

Сразу по вступлении на патриарший престол, в мае 1675 г. Иоаким созвал Собор, на котором постановил, чтобы Монастырский приказ не на словах, а на деле был закрыт, администрация, суд и финансовые вопросы, касающиеся Церкви, перешли к духовенству. Светским чиновникам отводилась вспомогательная и исполнительная служба.

Решениями Собора 1667 г. было определено открыть новые епархии, а в 1675 г. епископат пошел по пути более четкого размежевания епархиальных владений на основе писцовых книг. На Соборе получил развитие принцип неподсудности духовенства светским лицам, Собор определил порядок предъявления исков к лицам духовного звания.

На Соборе 1678 года был поднят вопрос о чине шествия на осляти в неделю ваий, который символически знаменовал вход Господень в Иерусалим и совершался за Спасскими воротами около собора Василия Блаженного. Этот обряд, совершавшийся с большой торжественностью и пышностью, играл некоторую политическую роль. В нем отражалось величие патриаршего сана и смирение перед ним царя, который ведет за повод «осля». Патриарх Иоаким с помощью соборного постановления решил усилить значение чина шествия на осляти, запретив его проведение всем лицам духовного звания, кроме патриарха, и вне столицы государства. Собор 1682 г. был созван по желанию царя Феодора Алексеевича. На обсуждение Собора 1682 г. от имени царя было представлено 16 предложений, которые условно распределяются на три большие группы. Во-первых, о мерах по укреплению православной веры, в числе которых проект о переустройстве епархиального управления и увеличении числа архиереев. Вопросы второй группы составляли определения, направленные на поддержание и укрепление церковной дисциплины. Третья группа — это предложения и определения Собора по чисто церковным вопросам. Предполагалось, что число и границы наместничеств должны совпадать с числом и границами митрополий. Состав наместничеств был заимствован из царского титула и должен был указывать на то, что царь обладает многими покорившимися государствами. Подчинением епископов и архиепископов митрополитам можно было укрепить централизацию церковной власти. Но митрополиты назначались в те же города, что и наместники, и поэтому они неизбежно попадали в зависимость от последних, что усиливало подчинение Церкви светской власти.

Почувствовав опасность именно такого развития событий, епископат на Соборе выступил против царского проекта.

В период патриаршества Иоакима возросли католическое и протестантское влияния, патриарх Иоаким призывал царя запретить строительство костелов и лютеранскую и латинскую проповедь. В государственных делах патриарх Иоаким также проявил себя энергичным и последовательным политиком. Так, его успехом следует считать вынесение на Собор 1682 г. вопросов церковной жизни от имени царя. После смерти царя Феодора Алексеевича в апреле–мае 1682 г. в условиях возникшей смуты в вопросе о престолонаследии выступил посредником между противоборствующими сторонами и предпринимал попытки прекращения стрелецкого восстания. Кроме того, неоднократная смена царствующих особ во время патриаршества Иоакима поднимала значение патриарха, который выступал в качестве высшего лица в государстве, обеспечивающего стабильность власти.

Новый патриарх Адриан, занял престол 24 августа 1690 г. Как доверенное лицо патриарха Иоакима Адриан проявил себя в событиях стрелецкого восстания 1682 г., ходатайствуя перед царями за взбунтовавшихся стрельцов. В марте 1686 г. поставлен Казанским митрополитом.
За кандидатуру Адриана выступала царица Наталья Кирилловна Нарышкина и духовенство. Главным препятствием в проведении церковной политики для патриарха Адриана стал царь Петр I. Если при жизни царицы Натальи Кирилловны патриарх пользовался ее поддержкой, то после ее смерти в 1694 г. и вступления молодого царя в полноправное управление страной полностью нарушилось былое общение между царем и патриархом. Между 1694 и 1696 гг. Петр отменил обряд шествия на осляти. К 1694–1695 гг. относятся известия об учреждении Петром «всешутейшего и всепьянейшего Собора». Этим Петр преследовал осуществление одной своей цели: сокращение влияния Церкви на общественную жизнь народа. При этом царь оказывал внешнее почтение патриарху, не давая поводов к обострению отношений. Более того, в начале петровского правления сохранялось общее для царя и патриарха направление внешней политики. Политическим наследством, доставшимся новому царю, была идея об освобождении Константинополя и борьба с Турцией. Первые Азовские походы Петра в 1695 и 1696 гг. получили поддержку патриарха. Обострение отношений царя и патриарха началось с отказа Адриана насильно постричь в монахини жену Петра Евдокию, а затем последовало публичное оскорбление царем патриарха, который с иконой Богоматери пришел в Преображенское с заступничеством за приговоренных к казни участников стрелецкого восстания 1698 г. Считая патриарха Адриана пособником бунта, Петр воскликнул: «К чему эта икона? Разве твое дело приходить сюда? Убирайся скорее и поставь икону на место». С этого времени вмешательство царя в церковные дела при почти полном игнорировании патриарха приняло систематический характер. Петр поучал духовенство, как оно должно вести себя, как отправлять службы. Церковное имущество он рассматривал как государственное и ввел строгий контроль за расходованием духовенством собственных средств. Для обеспечения строительства флота царь по новой системе обложил епархии особыми сборами. В 1700 г. Петр создал специальную комиссию, которая должна была составить новое государственное Уложение, где предполагалось вовсе уничтожить привилегии Церкви. Инициативе светской власти патриарх Адриан противопоставил трактат «Статьи о судах святительских», где были собраны постановления Номоканона, уставы и узаконения русских князей, ярлыки монгольских ханов относительно привилегий церковной власти и неприкосновенности церковных имуществ. В феврале 1696 г. патриарха Адриана парализовало, а в 1698–1699 гг. он и вовсе отошел от активного участия в делах, что не могло не ослабить влияние патриаршей власти в целом. В целом время предстоятельства патриарха Адриана характеризуется заметным понижением роли патриарха, что и явилось причиной продолжавшегося после его смерти двадцатилетнего местоблюстительства. Эпилогом сложившейся ситуации стали создание Петром I Святейшего Синода и отмена патриаршества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: