Д. святитель Тихон Задонский

Родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии в семье бедного псаломщика Савелия Кириллова.

В 1738 году Тимофейзачислен в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме, которая со временем была преобразована в семинарию.

13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии, с назначением управляющим Новгородским ХутынскимСпасо-Варлаамиевым монастырем.

3 февраля 1763 года, после кончины епископа Воронежского и Елецкого Иоанникия (Павлуцкого), он получил новое назначение — на Воронежскую кафедру.

Святитель Тихон в первую очередь заботился о подготовке достойных пастырей — через развитие и правильную постановку школьного духовного образования — и ввёл строго уставное богослужение и требоисполнение. Святитель обратил особенное внимание на духовное образование.

Постоянные труды и заботы, от которых святитель Тихон никогда не имел отдыха, а также неприятности и частые затруднения при исполнении благих намерений, сильно расстроили здоровье святителя. Все чаще стали появляться и нервные, и сердечные приступы, самые незначительные простуды давали тяжелые осложнения.17 декабря 1767 года он получил разрешение удалиться на покой.

Живя на покое, святитель Тихон показал пример высокого благочестия и аскетизма.

На покое святитель Тихон написал свои лучшие духовные произведения. Плодом размышлений его о природе и о людях, который святитель Тихон завершил на покое, были «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776).

Скончался святитель в воскресенье, 13 августа 1783 года.Погребён святитель Тихон был в Задонском Рождество-Богородицком монастыре, где и ныне почивают его мощи.Причислен к лику святых Русской Православной Церковью в 1861 году.

Е. митрополит Новгородский и Петербургский Гавриил (Петров)

родился в Москве в 1730 году, в семье синодального иподиакона и образование получил в Московской Академии, по окончании кото­рой был назначен справщиком синодальной типографии. В 1758 году его перевели учителем в Троицкую Семинарию..После пострига и рукоположения в священный сан иеромонах Гав­риил был назначен ректором семинарии, а еще через месяц он стал наместником Лавры. Вскоре его перевели в Москву с наз­начением ректором родной ему академии. В 1763 году состоялась его хиротония в епископа Тверского, а через 7 лет он был переведён на столичную Петербургскую кафедру и назначен чле­ном Синода. В 1783 году святитель Гавриил возведен в сан мит­рополита Новгородского и Петербургского.

Главной заботой архипастыря было возрождение духовной жизни в монастырях, разоренных разборами и реформами. Сам человек аскетического настроения, он поддерживал духовное общение со многими подвижниками благочестия из иноческой братии.

Митрополит Гавриил находил неполезным, что настоятелями монастырей обыкновенно назначали ученых монахов. Старался назначать настоятелями силь­ных духом подвижников из обителей со строгим уставом. Особое внимание святитель уделял Валаамскому монас­тырю. В монастырях своей епархии митрополит Гавриил старался ввести общежительный устав. Святитель сам составил текст общежительского устава, взяв за образец Афонский устав. Он содействовал введению и укоренению в монастырях старчества. Митрополит Гавриил состоял в переписке со старцем Паисием (Величковским) и много способство­вал ему в печатании его перевода «Добротолюбия».

Известен он и как духовный писатель, его перу принадле­жит фундаментальный труд «О служении и чиноположении Пра­вославной греко-российской Церкви». Он составил «Доследова­ние о посещении болящих». Писал он глубокомысленные толкова­ния на Священное Писание.

Покровитель монашества, ревнитель аскетической жизни, святитель сам был суровым аскетом и молитвенником. Он целые ночи проводил в молитве, стоя на коленях и в слезах. Несмотря на крайнюю занятость в Синоде и по делам епархии, святитель ежедневно совершал Богослужение.

Первенствующий член Синода митрополит Гавриил был бли­зок к высшим правительственным сферам, и несмотря на то, что атмосфера, царившая при дворе, была ему совершенно чужда, он сумел избежать столкновений с правительством в царствование Екатерины. Но при своенравном и взбалмошном Павле он впал в немилость. В 1799 году митрополита Гавриила пригласили в Гатчину на придворный спектакль, который давали по случаю свадеб великих княжон. Святитель счел неприличным для себя присутствовать на балете и уехал после торжеств до начала спектакля. Император рассердился ¾ и вскоре вышел указ о разделении Новгородской и Петербургской епархии на две от­дельные епархии. Митрополит Гавриил был назначен на Новго­родскую кафедру.

В Новгород он выехал больным, разбитым. Святитель мирно отошел ко Гос­поду 26 января 1801 года. Погребли его в Новгородском Со­фийском соборе, в приделе Иоанна Крестителя.

Ж.митрополит Москов­ский Платон (Левшин).

Родился он в 1737 году в семье дьячка из подмосковного села. Блестяще окончив Московскую Академию в 1758 году, он стал учителем риторики в Троицкой Академии. Пос­ле принятия пострига и рукоположения в сан иеромонаха был назначен ректором Семинарии.

Его связывала здесь тесная дружба со столь непо­хожим на него по складу ума и характера наместником Лавры архимандритомГавриилом (Петровым).

Редкий проповеднический дар молодого монаха сделал его имя известным всей Москве. Когда Троице-Сергиеву Лавру посе­тила Екатерина II, с приветствием к ней обратился ректор Се­минарии. Его слово поразило императрицу высоким ораторским искусством. Екатерина IIпригласила отца Платона в Петербург, назначив его законоучителем наследника и придвор­ным проповедником. В 1766 году архимандрит Платон был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, а еще через два года воз­веден в сан епископа и введен в состав Синода. В 1775 году преосвященный Платон переведен с Тверской на Московскую ка­федру, а в 1787 году возведен в сан митрополита.

Жизнь вблизи двора не погасила искреннего и сердечного благочестия митрополита Платона. Он свято хранил иноческие обеты и был покровителем монашества. Мудрый архипастырь мно­го трудов положил на устроение православных монастырей в своей епархии. Им был основан Лаврский скит в Вифании. Не трепетал он и пред скорым на гнев и опалу императором Павлом. При ко­ронации Павла митрополит остановил царя, хотевшего войти в алтарь со шпагой на боку словами: «Здесь приносится бескров­ная Жертва. Отыми, благочестивый государь, меч от бедра тво­его». И царь послушался иерарха, который некогда был его законоучителем. Последние годы жизни престарелый архипастырь провел в родной Вифанской обители. На его долю выпало пере­жить 1812 год в конце которого, дождавшись изгнания францу­зов из Москвы, он мирно скончался.

Митрополита Платона недаром называли «Петром Могилой Московской Академии». При нем Спасская Академия и Троицкая Семинария переживали подлинный расцвет. Его содействием под Москвой была устроена еще одна ¾ Вифанская Семинария. Святи­тель много заботился о том, чтобы поднять культурный уровень духовенства. Он хотел, чтобы духовный чин в России стоял на вершине европейской культуры.

Митрополит Платон занял прочное место и в истории рус­ской богословской науки. Среди многих его сочинений особенно значительны «Сокращенная христианская богословия», изданная в 1765 году, три Катехизиса ¾ для детей, для народа и для свя­щеннослужителей, а также «Краткая российская церковная исто­рия» (1805 г.). В богословских воззрениях митрополита Плато­на историки обнаруживали характерный для его эпохи перевес нравственно-практического учения над догматикой ¾ так назы­ваемый «моралистический уклон». Его Катехизисы упрекали в расплывчатости догматических, и особенно, эклезиологических определений, связанной с влиянием лютеранского пиетизма. Уп­реки эти справедливы. Но сердечность богословской мысли мит­рополита Платона, его искреннее благочестие, его стремление сблизить богословие с жизнью, наконец, естественный и выра­зительный язык его сочинений делают их замечательными памятниками отечественной духовной литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: