Билет 18. Деятельность обер-прокурора князя А.Н.Голицына. Двойное министерство. Деятельность Библейского общества и перевод Священного Писания на русский язык в начале XIX в

Обер-прокурором св. Синода в начале царствования продолжал быть гр. Д. И. Хвостов, по-прежнему проявлявший мало почина в делах, которыми руководил митр. С.Пб. и новгородский Амвросий (Подобедов). Когда стали вырисовываться преобразовательные планы нового Государя, коснувшиеся бы и церковных вопросов, почувствовалась необходимость иметь более энергичного и самостоятельного обер-прокурора. 31 дек. 1802 г. таковым был назначен Α. Α. Яковлев, до того числившийся в Коллегии иностранных дел. Он прежде всего обратил внимание на недочеты в ведении синодального хозяйства, находившегося вне контроля обер-прокурора. Получил согласие государя на расширение его полномочий в этой области. Стремился он к большему подчинению себе секретарей духовных консисторий. Постепенно отношения его с митр. Амвросием и другими членами Синода ухудшались, что начало озабочивать имп. Александра. «Яковлев не совсем хорош...» говорил он кн. Голицыну, «Духовенство совершенно им недовольно; жалобы на него непрестанные, и мне кажется, что он неспособен быть на месте синодального обер-прокурора». Яковлев, чувствуя непрочность своего положения, просил об увольнении от занимаемой должности.

21 окт. 1803 г. последовало назначение на его место кн. Александра Ник. Голицына, близкого друга юности государя. С именем этого деятеля связано непомерное усиление обер-прокурорской власти. Голицын не получил никакого религиозного образования, и в молодости к Церкви относился неприязненно. Но поставленный для надзора над Синодом, он основательно разобрался в ходе церковных дел и занялся чтением религиозных книг. С годами он проникся религиозными настроениями. Но это были западные богословские и мистические книги: поначалу он увлекся католицизмом, а потом бездогматным мистицизмом. Мечтательная религиозность, мистическое любопытство сочетались в нем с властных, деспотическим характером. Пользуясь столь влиятельным покровительством, проповедники нецерковного мистицизма с большим размахом развернули прозелитическую пропаганду. В 1817 году ревнители «внутренней церкви» (масонства) усилились еще более в результате важной административной реформы. В состав Министерства народного просвещения была включена канцелярия синодального обер-прокурора и департамент по делам иностранных исповеданий; подчинявшийся ранее министру внутренних дел. Новое ведомство получило наименование министерства духовных дел и народного просвещения. Во главе этого «двойного министерства» был поставлен князь Голицын. Все дела, касавшиеся религии, соединялись в департаменте духовных дел, директором которого назначался масон А.И. Тургенев. Одним из четырех отделений этого департамента стало отделение по делам греко-российского исповедания. Новым обер-прокурором, теперь уже представлявшим не лицо государя, а лицо министра, стал князь Мещерский. Реформа означала крайнее унижение Синода, поставленного теперь под надзор второстепенного чиновника и наравне с такими учреждениями, как евангелическая консистория или духовное управление евреев. А главная беда и опасность заключалась в том, что «двойное министерство» откровенно действовало как орган Библейского общества и как орудие масонских лож. Всякая полемика против «мистических» писателей пресекалась цензурой.

Первоприсутствующий в Синоде митрополит Амвросий долгое время снисходительно относился к заблуждениям Голицына, благодаря свойственной ему осторожности и дипломатическому такту он умел поддерживать с ним хорошие отношения, но, наконец, и его терпение истощилось. Умножение сект, засилье враждебного Церкви синкретического мистицизма, заставили его решительно высказаться против БО. За этим последовало разделение Петербургской и Новгородской епархии на две отдельные епархии и удаление митрополита в Новгород. 26 марта 1818 года он выехал из Петербурга, а через 2 месяца, 21 мая, скончался в Новгороде. На его место был переведен из Чернигова архиепископ Михаил (Десницкий). Его собственные богословские воззрения были проникнуты мистическим духом, но не мистицизмом Сведенборга или Сен-Мартина, а мистицизмом учителей духовной жизни святых преподобных Макария Великого, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова. Голицын однако надеялся на сочувствие нового митрополита своим религиозным идеям, а также рассчитывал на его мягкость и уступчивость. И ошибся в своих расчетах. Митрополит Михаил оказался твердым архипастырем, стоявшим на страже Православия.

Под его покровительством составилась «дружина» ревнителей, которые стали открыто выражать свою тревогу и негодование на вредное и опасное направление министра. Ректор Петербургской Академии архимандрит Иннокентий (Смирнов) отказался от звания члена Библейского общества и написал письмо А.К. Голицыну, в котором потребовал закрыть «Сионский вестник» Лабзина (влиятельное масонское издание). В конце 1818 г. в качестве цензора архимандрит Иннокентии разрешил к печати книгу Е. Станевича «Разговор о бессмертии души над гробом младенца», в которой осуждались идеи, проповедовавшиеся «Сионским вестником». Выход этого сочинения произвел бурю в окружении Голицына. Министр добился от императора запрещения книги Станевича. Он писал царю, что книга наполнена «защищением наружной Церкви против внутренней» и «совершенно противна началам, руководствующим христианское наше правительство». Архимандрит Иннокентий был удален из Петербурга, его возвели в сан епископа и назначили в Пензу; где он скончался осенью того же года в возрасте 35 лет.

После устранения епископа Иннокентия митрополит остался в одиночестве. Тем не менее он не уступил Голицыну, и в 1821 году, за две недели до кончины, писал императору, умоляя его спасти Церковь «от слепотствующего министра». Письмо произвело сильное впечатление на государя. Преемником митрополита Михаила, по совету Аракчеева, соперничавшего с Голицыным за влияние на царя, был назначен митрополит Серафим (Глаголевский), переведенный из Москвы. В кругу иерархов он был известен как противник мистического направления. Он сразу после перевода в Петербург высказался против БО и вступил с ним в борьбу.

Передовым бойцом в этой борьбе был выставлен настоятель Новгородского Юрьевского монастыря архимандрит Фотий (Спасский). В своих обличениях РБО он сам впадал в тон, который царил в мистических кружках. Обрушиваясь на «мистиков», он аргументировал не от святых отцов; а от собственных видении, прозрений, вещих снов. Его шумное поведение привело к удалению его из Петербурга назначению игуменом Новгородского Деревяницкого монастыря. А там он обрел нового покровителя – графа Аракчеева. Вскоре его снова вызвали в Петербур г. И там он ринулся на борьбу с Голицыным. Архимандрит Фотий написал императору письмо, в котором говорил о своем видении во сне ангела, сказавшем ему что книга Госнера «О Евангелии от Матерея» (одного из многих издававшихся тогда в России мистически-пиетических сочинений) составлена для революции. Царь заинтересованный «пророком» дал ему аудиенцию. После нее архимандрит Фотий открыто на­пал на Голицына в доме Орловой-Чесменской: не благословил его, упрекнул за издательство неправославных книг и кричал ему вслед «Анафема: да будешь проклят». Оба написали государю записку о происшедшем. Вскоре после этого, по совету Аракчеева и еще одного противника Голицына, адмирала Шишкова, к императору поехал митрополит Серафим, и на аудиенции, сняв с себя белый клобук и положив его к ногам царя, с твердостью заявил, что не примет его, пока не услышит царского слова о смене министра и истреблении вредных книг.

15 мая 1824 г. князь Голицын подал в отставку. Министром просвещения назначили А. С. Шишкова. Ведомство Православного исповедания было изъято из подчинения этого министерства. Президентом Библейского общества стал митрополит Серафим, который сразу же начал добиваться его упразднения. В конце 1825 года император Александр I скончался и вскоре после его смерти Библейское общество было закрыто.

Петербургское библейское общество было основано в 1813 г., переименовано через год в Российское. Оно действовало как секция английского Библейского общества, и главными заправилами в нем были пасторы Патересон и Пинкертон. Первое собрание общества состоялось в доме князя Голицына. Он же стали его президентом. Своей целью общество объявляло распространение Библии среди иностранцев и инославных, но уже в 1814 году оно получило от государя право издавать Священное Писание и на славянском языке. В члены общества ввели несколько архиереев и других лиц, причем различных конфессий (вплоть до униатского митрополита).

Дела общества шли блестяще. Его отделения появились в самых глухих уголках страны. Имущество этого учреждения во много раз превышало казну Синода. Его покровителем состоял сам император. В общество входили министры, сенаторы, губернаторы, архиереи. Из общества частного, каким оно представлено было в уставе, оно превратилось в официальное, правительственное учреждение. Рост влияния общества, ставившего своей целью распространение слова Божия, не вызывал однако восторга у ревнителей Православия. Библейское общество придерживалось правила печатать Священные книги без примечаний и пояснений, чтобы устранить из своих изданий всякие вероисповедные особенности.

Мысль о переводе Библии на живой русский язык высказывалась уже в XVIII веке святителем Тихоном Задонском. Он сам переводил псалмы и отрывки из Нового Завета. Архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) перевел на русский язык Псалтирь (опубликован в конце XIX в.). В 1815 г. Александр I выразил желание, чтобы «и россиянам был доставлен способ читать слово Божие на природном своем российском языке». В 1816 году было решено приступить к изданию Библии на веском языке. Синод поручил Комиссии Духовных училищ подобрать способных переводчиков, а печатание перевода взяло на себя Библейское общество. Русская Библия предназначалась для домашнего чтения, а не для храма. Руководство трудами по переводу возложили на ректора Петербургской Академии архимандрита Филарета (Дроздова), который переводил Евангелие от Иоанна. Другие Новозаветные Книги переводили преподаватели Академии архимандрит Моисей (Антипов-Гайтанников), архимандрит Поликарп (Гайтанников), священник Герасим Павский. Перевод всего Нового Завета был закончен в 1820 г. и через два года напечатан. В том же 1822 г. вышел перевод Псалтири, выполненный главным образом самим Филаретом. К переводу Ветхого Завета привлекли также преподавателей Московской и Киевской Академий, и к концу 1825 г. вышел первый том русской Библии, включавшей Пятикнижие, Книгу Иисуса Навина, Судей и Руфь. Перевод выполняются с еврейского Масоретского текста, а для объяснения расхождений со славянской Библии архиепископ Филарет составил особое предисловие.

Курс РБО на размывание конфессиональных границ, и значит, на принижение Православия скрывался с трудом. Враждебная Церкви деятельность его заправил в глазах чрезмерно подозрительных ревнителей Православия бросала тень и на само дело перевода Священного Писания на русский язык. И когда после падения «сугубого министерства» Библейское общество было закрыто, прекратились и труды по переводу Библии. Новый министр просвещения адмирал Шишков при поддержке митрополита Петербургского Серафима добился сожжения русского текста Пятикнижия на кирпичном заводе Александро-Невской Лавры. Новый Завет на русском языке с этих пор дозволялось распространять только в тюрьмах. Самостоятельная деятельность по переводу Св. Писания каралась епитимьями. После смерти императора Николая I в результате настойчивых ходатайств митрополита Филарета Святейший Синод в 1857 г. принял окончательное решение о переводе Библии. Этот труд был поручен четырем Академиям под общей редакцией профессора греческого языка Петербургской Академии Е.И. Ловягина. Рассмотрение текстов производили митрополит Филарет и Святейший Синод. Новый Завет вышел в 1863 г. С 1860 г. в церковной печати начали помещать частные опыты переводов Ветхозаветных книг. Эти переводы принадлежали архимандриту Макарию (Глухареву), М. Никольскому, профессорам Киевской Академии Максимовичу и М. Гуляеву. Святейший Синод поручил Духовным Академиям пересмотреть изданные «Христианским чтением» переводы. После этого редактированные тексты просматривались самим Синодом. Особенно много потрудились над редакцией перевода члены Синода: митрополит Петербургский Исидор и протопресвитер В.Б. Баженов. С 1868 г. началось печатание Ветхого Завета отдельными частями. Четвертая и последняя его часть вышла в 1875 году, а в 1877 году русская Библия была напечатана в полном составе. Митрополит Филарет не дожил до этого события.

19. Религиозная политика императора Николая Ι. Кодификация русского законодательства. Деятельность М.М. Сперанского. Формула графа С.С. Уварова.

Во внутренней политике усилился охранительный курс. Он распространился и на Церковь. Реакция на недавнее засилье враждебных Православию масонских кругов носила нетворческий, казенно-охранительный характер. Новый курс правительства поддерживали митрополиты Петербургский – Серафим и Невский – Евгений (Болховитинов), а у Московского архипастыря митрополита Филарета, который назвал этот поворот «обратным ходом ко временам схоластическим», он вызывал горестные чувства. Для борьбы с инославными влияниями, с ересями и сектами устрожалась духовная цензура, но цензура была направлена и против проявления живой богословской мысли. Напуганные разгулом «оккультного» мистицизма, ревнители «обратного хода» с опасливым недоверием стали относиться и к аскетическому мистицизму, к творениям святых отцов: «умная сердечная молитва» оказалась «уничтожена и осмеяна как зараза и пагуба» (митр.Филарет). Цензура не пропускала в печать богословских сочинений А. С. Хомякова. Под подозрением оказалось даже православие митрополита Филарета.

Царствование Николая I принято условно делить на два этапа. Начальный этап включает в себя первое пятнадцатилетие его правления и характеризуется сочетанием политики охранительства и умеренных реформ. На втором этапе преобладающими являлись в основном консервативные тенденции, проявившиеся во всех сферах общественной жизни.

Успехи первого периода связаны во многом с деятельностью М.М. Сперанского, П.Д, Киселева, С.С, Уварова и других государственных деятелей, выдвинувшихся еще в Александровские времена. В 1809 году по поручению императора им было составлено «Введение к уложению государственных законов», известное как первый в истории России правительственный проект Конституции. В основу конституционного проекта Сперанского была положена идея так называемого «правительственной монархии», т. е. такой формы монархического устройства государства, которая опирается на закон и служит в наибольшей степени благу населения.

Помимо формируемых императором государственных структур предполагалось введение выборных институтов центральной власти. Для реализации этой идеи, по мнению Сперанского, населению должны быть предоставлены гражданские права.

Ведущее место в конституционном проекте занимала идея разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Законодательная власть должна принадлежать императору и Государственной думе, избираемой дворянством и так называемым «средним состоянием» (купцы, мещане, государственные крестьяне) на основе имущественного ценза. За монархом закреплялось исключительное право инициативы подготовки и утверждения законов. Проект предусматривал ответственность исполнительной власти во главе с правительством, назначаемый императором перед законодательной, а так же независимость судебной власти, представленной Сенатом. Для координации деятельности всех ветвей власти в центре и на местах должен быть создан Государственный совет, назначаемый императором. По замыслам Сперанского, принцип разделения властей должен был постепенно распространяться и на местное самоуправление, где создавались бы избираемые волостные, уездные и губернские думы с совещательными функциями. Предполагалось также ввести избираемые вплоть до губернской инстанции суды. Для повышения качества работы государственных чиновников Сперанский предлагал ввести их обязательную аттестацию.

Таким образом, несмотря на то что проект Сперанского носил, несомненно, либеральный характер, он все же не разрушал основ и традиций российской государственности. Они предоставляли так называемому «среднему сословию» только гражданские, но не политические права.

Однако большая часть замыслов Сперанского было встречено враждебно дворянской аристократией, заинтересованной в сохранении незыблемости существующего государственного порядка. Выражавший взгляды консервативных кругов российского дворянства Н.М. Карамзин подверг проект Сперанского уничтожающей критике. Начались придворные интриги против «светила русской бюрократии», которые закончились его отставкой и ссылкой в Пермь в 1812 году. Единственным мероприятием из плана Сперанского, реально воплощенным в жизнь было учреждение в 1810 году Государственного совета, состоявшего из общего собрания членов совета и четырех департаментов. Председателем совета являлся один из членов по назначению императора. Государственный совет был высшим законосовещательным органом при императоре.

Личную волю Николая I стала проводить в жизнь специально созданная Собственная его императорского величества канцелярия, разделенная на пять отделений.

Под контроль второго отделения переходили все законодательные дела. Главной заслугой этого ведомства стала осуществленная под руководством М.М. Сперанского в 1832 году кодификация российского законодательства, начиная с Соборного уложения 1649 года и до последних законов.

В николаевскую эпоху был выдвинут новый вариант самодержавно – монархической доктрины, ставший основной государственной идеологией России вплоть до 1917 года. Она была выражена в 1832 году в известной триаде министра народного просвещения России графа С.С. Уварова

«Самодержавие, православие, народность», названной современниками теорией официальной народности. Данная теория сугубо охранительная по своему содержанию и целям, была сознательно противопоставлена европейскому и зарождающемуся российскому либерализму. Самодержавие в данной теории рассматривалось как исторически сложившаяся традиционная и неизменная форма правления, которой изначально привержен русский народ. Православие - нравственная основа жизни русского народа. Народность – единение царя и народа, ограждающее Россию от революционных катаклизмов, характерных для Европы. Однако весь ход истории России показал, что новая докрина не стала общенациональной идеей и приняла в итоге смысл «Казенного патриотизма».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: