Социокультурные и мировоззренческие (гомеровский и гесиодовский эпосы, орфические и элевсинские мистерии, общество «семи мудрецов) предпосылки возникновения философии в Древней Греции. Основные черты и этапы развития древнегреческой философии.
Греческие мыслители в поисках «первоначала» всего сущего. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Пифагор и пифагорейский союз, учение Пифагора о математической структуре мира. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон) учение о бытии, соотношение бытия и небытия, тождество бытия и мышления. Гераклит как родоначальник диалектики. Атомистическое учение Демокрита.
Гуманистическая направленность философии софистов. Антропоцентризм и этический рационализм Сократа. Майевтический метод познания. Сократические школы: киники, киренаики, мегарики.
Учение Платона об идеальном бытии. Соотношение мира идей и мира вещей в философии Платона. Представления Платона о душе человека. Место человека в обществе. Учение Платона об идеальном государстве.
|
|
Учение Аристотеля о бытии. Аристотелевское понимание субстанции. Теория гилеоморфизма в философии Аристотеля. Учение Аристотеля о человеке и государстве.
Эллинистическая философия. Эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Понимание целей философии Эпикуром. Гедонистическая направленность философии Эпикура. Зенон Китионский, Клеанф, Хрисипп – логика как основа философии в учении стоиков. Этика стоиков: атараксия, апатия, койнония. Виды скептицизма: пирронизм и пробабелизм. Пирр, энесидем, Агриппа: десять способов обоснования скептицизма.