Социально-экономические и культурно-исторические предпосылки философии Нового времени. Проблема науки и идеал научного знания. Проблема познания и становление методов научного исследования: эмпиризм и рационализм.
Философия Френсиса Бэкона. Разработка Бэконом индуктивного метода познания. Проблема очищения интеллекта от заблуждений.
Дедуктивный метод познания Рене Декарта: четыре правила дедуктивного метода. Правило «методологического сомнения». Учение о врожденных идеях. Обоснование Декартом существования мира и мышления: «Мыслю, следовательно, существую».
Учение о бытии и субстанции: дуализм Р. Декарта, пантеизм Б. Спинозы, монадология Г. Лейбница.
Социально-философские и этические идеи философии Нового времени: Т. Гоббс, Дж. Локк. Философия человека Б. Паскаля. Философия истории Дж. Вико.
Разработка субъективно-идеалистических доктрин в английской философии XVIII века: Дж. Беркли, Д. Юм.
Социально-политические и идейно-нравственные предпосылки эпохи Просвещения. Родоначальники просветительских учений. Разум в культуре эпохи Просвещения. Девиз просветителей: «Все должно предстать перед судом разума». особенности английского, французского, немецкого и русского просвещения. Идеология Просвещения и прогресс человечества.
Томас Гоббс как идейный предшественник английского Просвещения. Учение Гоббса об обществе и государстве. Социально-философские идеи Дж. Локка. Этические и социально-философские учения французского Просвещения: Ш.-Л. Монтескье, Ф.-М. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо. Философское значение трактатов Ж.-Ж. Руссо об обществе, культуре и воспитании. Философское обоснование просветителями «естественных прав» человека: право на жизнь, право на собственность, право на свободу и право на защиту этих прав.
«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Философия западного Просвещения – поворотный пункт в духовном развитии народов.
Французский материализм XVIII века: Ж.-О. де Ламетри, Д. Дидро, К.-А. Гельвеций, П.-А. Гольбах.
Немецкое просвещение – Х. Вольф, Г. Лессинг, Г. Гумбольдт.