Причины и социокультурный смысл переворота в мировоззрении, совершенного христианством. Теоцентризм средневековой философии. Особенности и основные этапы развития средневековой философии.
Апологетика Тертуллиана и Оригена. Патристика: учение Августина Блаженного о Боге, о соотношении добра и зла, веры и разума. Идея предопределения. «Исповедь». Философско-исторические взгляды Августина в книге «О Граде Божием».
Схоластика как метод комментирующего исследования текста, как путь абстрактно-теоретического осмысления мира. Полемика реализма и номинализма. Метафизика Фомы Аквинского и концепция универсалий. Пять доказательств бытия Бога. Соотношение веры и знания в философии Фомы Аквинского. Антропология Фомы Аквинского как проблема единства души и тела. Человек и общество в философии Фомы Аквинского.
Средневековая философия в арабо-мусульманских странах (Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд). Влияние арабской философии на европейскую средневековую философию.
|
|
Мистические учения средневековья. Гносеологические и натуралистические идеи в поздней схоластике: Роджер Бэкон и Уильям Оккам.
Гуманистический и антропологический характер культуры Возрождения. Особенности философии эпохи Возрождения. Гуманизм Лоренцо Валы и Дж. Пико дела Мирандолы. Социально-философские и этические идеи гуманистов XVI века (Н. Макиавелли, Т. Мор, Э. Роттердамский, М. Монтень, Т. Кампанелла, М. Лютер).
Пантеизм и идеи естествознания. Пантеистическая философия и диалектика Н. Кузанского. Натурфилософия и пантеизм Дж. Бруно: учение о бесконечности вселенной и множественности миров. Естественнонаучная мысль эпохи Возрождения и ее связь с философией (Л. да Винчи, Н. Коперник, Везалий). Медицина Ренессанса в открытиях Парацельса и Везалия.