Регулирование

регулирование на уровне реализации (возврат к п.3);

регулирование на уровне выработки решения (возврат к п.1,2)

Каждый из этих этапов имеет своих характерных для него исполнителей — управленцев, которых можно отнести к трем основным категориям:

руководитель (ответственный за принятие и организацию выполнения решений);

специалист-аналитик (ответственный за подготовку решения и анализ отклонений);

технические исполнители (сбор информации, учет, коммуникации).

Согласно некоторым подходам, в процессах управления выделяются два типа процессов, относящихся, соответственно, к двум типам менеджмента, условно обозначаемым как "менеджмент ресурсов" и "менеджмент организации", которые отличаются по объекту управления, базовым моделям и, что важно для описания процессов, — своими управленческими циклами. Тогда модель деятельности предприятия становится двухуровневой (рис.5.3)

Рис. 5.3. Двухуровневая модель деятельности предприятия

Из этой модели следует, что сами циклы ресурсного планирования нуждаются в регламентации — то есть ресурсное управление может осуществляться только по специально разработанным организационным регламентам.

В основе цикла управления ресурсами лежит расчет или имитационное моделирование и контроль результатов:

выбор (или получение от системы верхнего уровня) целевого критерия оценки качества решения;

сбор информации о ресурсах предприятия или возможностях внешней среды;

просчет вариантов (с различными предположениями о возможных значениях параметров);

выбор оптимального варианта — принятие решения (= ресурсного плана);

учет результатов (и отчетность);

сравнение с принятым критерием оценки (т.е. контроль результатов);

анализ причин отклонений и регулирование (возврат к 1, 2 или 3).

В основе цикла организационного менеджмента лежит структурное или процессное моделирование и процедурный контроль:

определение состава задач (обособленных функций, операций);

выбор исполнителей (распределение зон и степени ответственности);

проектирование процедур (последовательности и порядка исполнения);

согласование и утверждение регламента исполнения (процесса, плана мероприятий);

отчетность об исполнении;

контроль исполнения (процедурный контроль);

анализ причин отклонений и регулирование (возврат к 1, 2 или 3).

Таким образом, на определенных шагах декомпозиции предприятию надо определить, какие стадии управленческого цикла реализуются по каждой из ранее выделенных задач управления. Это можно проверить с помощью матрицы-генератора, которая раскладывает компоненты менеджмента по этапам управленческого цикла.

Процессы обеспечения – это процессы, предназначенные для жизнеобеспечения основных и сопутствующих процессов и ориентированные на поддержку их универсальных средств. Например, процесс финансового обеспечения, процесс обеспечения кадрами, процесс юридического обеспечения — это вторичные процессы. Они создают и поддерживают необходимые условия для выполнения основных функций и функций менеджмента. Клиенты обеспечивающих процессов находятся внутри компании.

На верхнем уровне детализации можно выделить примерно следующие стандартные процессы обеспечения:

обеспечение производства;

техобслуживание и ремонт оборудования;

обеспечение теплоэнергоресурсами;

обслуживание и ремонт зданий и сооружений;

технологическое обеспечение;

метрологическое;

техника безопасности;

экологический контроль и т.п.

обеспечение управления;

информационное обеспечение;

обеспечение документооборота;

коммуникационное обеспечение;

юридическое обеспечение;

обеспечение безопасности;

материально-техническое обеспечение управления;

хозяйственное обеспечение;

обеспечение коммунальными услугами;

транспортное обслуживание и т.п.

Для каждого из выделенных выше подпроцессов также следует определить, какой основной или управленческий процесс является потребителем этих "внутренних" услуг. Для этого существуют свои матрицы-генераторы. Их можно построить отдельно для основных процессов (рис. 5.4) и процессов управления (рис. 5.5).

Рис. 5.4. Упрощенная матрица-генератор обеспечивающих бизнес-функций

Рис. 5.5. Матрица-генератор обеспечивающих бизнес-функций

Разбиение данных процессов производится по индивидуальным технологическим цепочкам. Многие из обеспечивающих процессов стандартны для всех компаний или определенных видов деятельности: промышленность, торговля, предоставление услуг и т.п. Однако, как правило, данный класс функций в меньшей степени "подвергается" потоковому процессному описанию. Большинство из них достаточно хорошо регламентируются должностными и специальными инструкциями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: