регулирование на уровне реализации (возврат к п.3);
регулирование на уровне выработки решения (возврат к п.1,2)
Каждый из этих этапов имеет своих характерных для него исполнителей — управленцев, которых можно отнести к трем основным категориям:
руководитель (ответственный за принятие и организацию выполнения решений);
специалист-аналитик (ответственный за подготовку решения и анализ отклонений);
технические исполнители (сбор информации, учет, коммуникации).
Согласно некоторым подходам, в процессах управления выделяются два типа процессов, относящихся, соответственно, к двум типам менеджмента, условно обозначаемым как "менеджмент ресурсов" и "менеджмент организации", которые отличаются по объекту управления, базовым моделям и, что важно для описания процессов, — своими управленческими циклами. Тогда модель деятельности предприятия становится двухуровневой (рис.5.3)
Рис. 5.3. Двухуровневая модель деятельности предприятия
Из этой модели следует, что сами циклы ресурсного планирования нуждаются в регламентации — то есть ресурсное управление может осуществляться только по специально разработанным организационным регламентам.
В основе цикла управления ресурсами лежит расчет или имитационное моделирование и контроль результатов:
выбор (или получение от системы верхнего уровня) целевого критерия оценки качества решения;
сбор информации о ресурсах предприятия или возможностях внешней среды;
просчет вариантов (с различными предположениями о возможных значениях параметров);
выбор оптимального варианта — принятие решения (= ресурсного плана);
учет результатов (и отчетность);
сравнение с принятым критерием оценки (т.е. контроль результатов);
анализ причин отклонений и регулирование (возврат к 1, 2 или 3).
В основе цикла организационного менеджмента лежит структурное или процессное моделирование и процедурный контроль:
определение состава задач (обособленных функций, операций);
выбор исполнителей (распределение зон и степени ответственности);
проектирование процедур (последовательности и порядка исполнения);
согласование и утверждение регламента исполнения (процесса, плана мероприятий);
отчетность об исполнении;
контроль исполнения (процедурный контроль);
анализ причин отклонений и регулирование (возврат к 1, 2 или 3).
Таким образом, на определенных шагах декомпозиции предприятию надо определить, какие стадии управленческого цикла реализуются по каждой из ранее выделенных задач управления. Это можно проверить с помощью матрицы-генератора, которая раскладывает компоненты менеджмента по этапам управленческого цикла.
Процессы обеспечения – это процессы, предназначенные для жизнеобеспечения основных и сопутствующих процессов и ориентированные на поддержку их универсальных средств. Например, процесс финансового обеспечения, процесс обеспечения кадрами, процесс юридического обеспечения — это вторичные процессы. Они создают и поддерживают необходимые условия для выполнения основных функций и функций менеджмента. Клиенты обеспечивающих процессов находятся внутри компании.
На верхнем уровне детализации можно выделить примерно следующие стандартные процессы обеспечения:
обеспечение производства;
техобслуживание и ремонт оборудования;
обеспечение теплоэнергоресурсами;
обслуживание и ремонт зданий и сооружений;
технологическое обеспечение;
метрологическое;
техника безопасности;
экологический контроль и т.п.
обеспечение управления;
информационное обеспечение;
обеспечение документооборота;
коммуникационное обеспечение;
юридическое обеспечение;
обеспечение безопасности;
материально-техническое обеспечение управления;
хозяйственное обеспечение;
обеспечение коммунальными услугами;
транспортное обслуживание и т.п.
Для каждого из выделенных выше подпроцессов также следует определить, какой основной или управленческий процесс является потребителем этих "внутренних" услуг. Для этого существуют свои матрицы-генераторы. Их можно построить отдельно для основных процессов (рис. 5.4) и процессов управления (рис. 5.5).
Рис. 5.4. Упрощенная матрица-генератор обеспечивающих бизнес-функций
Рис. 5.5. Матрица-генератор обеспечивающих бизнес-функций
Разбиение данных процессов производится по индивидуальным технологическим цепочкам. Многие из обеспечивающих процессов стандартны для всех компаний или определенных видов деятельности: промышленность, торговля, предоставление услуг и т.п. Однако, как правило, данный класс функций в меньшей степени "подвергается" потоковому процессному описанию. Большинство из них достаточно хорошо регламентируются должностными и специальными инструкциями.