Четыре ведущие психологические школы особенно важны для понимания поведения людей на финансовых рынках:
Бихевиористская школа (исследование окружающих условий, являющихся причиной того или иного поведения человека)
Гештальдская школа (исследование, как мы экстраполируем получаемую входящую информацию для создания более за вершенных мысленных образов)
Когнитивная психологическая школа (исследование, как че ловеческое мышление контролирует поведение)
Психоаналитическая школа (исследование психических заболеваний и подсознания)
Психоанализ — это анализ психического заболевания, в то время как другие школы уделяют больше внимания, как думают, чувствуют и действуют нормальные люди. Следовательно, разумно ожидать от других трех школ лучшего объяснения, как создаются ценовые фигуры в совокупных движениях рынка. Психоаналитическая школа, с другой стороны, может объяснить, почему личный счет (не ваш, разумеется, кого-то другого!) не в таком уж хорошем состоянии.
Таблица 2 дает общее представление этого явления с точки зрения каждой из школ, объясняющих странное поведение финансовых рынков.
Каждый феномен приписывается определенной школе, хотя можно и утверждать, что он описывается под разными углами несколькими или даже всеми школами. Некоторые из приведенных феноменов, по понятной причине, довольно похожи, но представлены под разными заголовками, потому что у различных школ отличаются подходы и их названия. Мы просто не будем придавать значения этому раздражающему фактору, а двинемся дальше.
Итак, давайте положим этот список в свой карман и вернемся к нашей задаче. Мы можем начать с рассмотрения, как люди обрабатывают информацию на финансовых рынках. Это позволит понять, как воспринимается информация об экономической ситуации, как она влияет на наше субъективное состояние, какую придает форму нашему поведению и каким образом это поведение создает события в рынках. Как это было уже однажды, в 1815-м году...
Таблица 2
Основная школа | Релевантный феномен | Краткое описание |
Бихевиористская школа Гештальдская теория Школа Когнитивной психологии Психоанализ | 1.Теория перспективы 2.Магическое мышление 3.Эффект убедительности 4.Эффект самоубеждения 5.Эффект репрезентативности 6.Адаптивная позиция 7.Самореализующаяся позиция 8.Позиция знаний 9. Эффект ложного Единодушия 10.Позиция самозащиты 11.Теория соматического маркера 12.Социальное сравнение 13.Синдром повышенной чувствительности 14.Теория сожаления 15. Когнитивный диссонанс 16. Фиксация 17. Мыслительные отделы 18.Размыкание (цепи) 19.Ошибка ассимиляции 20.Избирательная об работка (информации) 21.Избирательное восприятие 22.Слишком самонадеянное поведение 23.Необъективность оценки прошедших событий 24.Необъективность подтверждения 25.Параноидное раздвоение личности 26.Мимическое раздвоение личности/ Пограничное раздвоение личности 27.Самовлюбленное раздвоение личности 28.Замкнутое раздвоение личности 29.Навязчивый невроз 30.Депрессивное раздвоение личности | У нас есть беспричинная тенденция с меньшей готовностью делать ставки на прибыли, чем на убытки Мы думаем, что определенное поведение приводит к желаемому результату, даже когда мы не знаем этому никакого объяснения и когда на самом деле его нет Нас больше убеждает надежный источник, чем надежный аргумент Когда реальность в конфликте с нашим мнением, мы, скорее, изменяем свое мнение, нежели принимаем реальность Мы склонны думать, что наблюдаемые нами тренды, вероятней всего, продолжатся Мы придерживаемся тех же самых мнений, что и связанные с нами люди Мы делаем что-либо, поскольку это заставляет нас думать, что мы являемся кем-либо Мы делим данные на легкоуправляемые кластеры, каждый из которых обрабатывается как простая позиция В основном мы переоцениваем количество других людей, согласных с нашей позицией Мы переосмысливаем свои позиции, чтобы они как бы подтверждали уже принятые нами решения Сильные угрозы возбуждают телесные реакции, усиливающие длительную панику Мы используем поведение других как источник информации о проблеме, которую затрудняемся объяснить Мы переоцениваем лично нами выбранные вещи Мы стараемся избегать действий, подтверждающих совершенные нами ошибки Когнитивный диссонанс возникает, когда доказательства говорят, что наши предположения неверные Мы стараемся избегать или искажать такую информацию, мы стараемся избегать действий, выявляющих это несоответствие На наши решения влияет входящая информация, которая, как нам кажется, предлагает правильный ответ Мы разделяем явление на различные составляющие и пытаемся, скорее, оптимизировать каждую из них, нежели целое Мы избегаем принимать решения, пока не получим дополнительную информацию, даже если эта информация не относится к разрешению близкой проблемы Мы неверно истолковываем получаемую информацию, чтобы она подтверждала то, что мы совершили Мы стараемся прислушиваться только к той информации, которая, как нам кажется, подтверждает наше поведение и позицию Мы ошибочно интерпретируем информацию, чтобы она подтверждала наше поведение и позицию Мы переоцениваем нашу способность принимать верные решения Мы переоцениваем наши способности предсказать исход некоторых прошедших событий Наши выводы чрезмерно склоняют нас к тому, во что мы хотим верить Мы чрезмерно озабочены, что нас могут обмануть или что мы можем совершить ошибки Мы постоянно взвешиваем свои решения и не можем расслабиться Мы чрезмерно озабочены выглядеть успешными во всем, что мы делаем Мы продолжаем возвращаться к делам, которые не удались, чтобы отомстить или переделать наоборот Мы чрезмерно поглощены мельчайшими подробностями Мы всегда разочарованы и озабочены, независимо от того, хорошо или плохо все у нас |