Вслед за Макаренко, современная педагогика выделяет не менее трех стадий развития коллектива.
стадия | СУЩНОСТЬ | СХЕМА |
Предва-ритель-ный этап | Аморфная группа. Руководитель вынужден работать с каждым в отдельности | |
I | Первоначальное сплочение. Выделение актива. Требования выдвигает педагог. | |
II | Стабилизация структуры коллектива на основе отношений зависимой ответственности. Начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Педагог направляет действия коллектива по принципу параллельного действия, повышает социальный статус отверженных и не принятых. | |
III | Расцвет коллектива: демократизм, оптимизм, общность традиций, перспектив. Руководитель – равноправный член и лидер коллектива. В группе отсутствуют отверженные. |
Педагогические проблемы творческого коллектива.
В условиях работы с творческим коллективом руководитель помимо общепедагогических проблем сталкивается с необходимостью
§ Диагностики и развития общих и специальных …………………. и ………………………. членов коллектива.
|
|
§ Выявления и развития творческой …………………………….. членов коллектива.
§ Разработки и реализации творческой концепции коллектива.
§ Разрешения и предотвращения ……………… между творческими личностями, а также между отдельными личностями и коллективом.
При этом руководитель творческого коллектива обязан стать подлинным креативным лидером, берущим на себя ответственность за развитие и самореализацию каждого члена коллектива и коллектив в целом. Это делает неизбежными элементы …………………………в стиле педагогического руководства.