double arrow

Формирование учетной политики для целей управленческого учета является одним из важных этапов постановки управленческой учетной системы предприятия


При разработке управленческой учетной политики особое внимание следует уделять ее аспектам.

Аспект — точка зрения, с которой рассматриваются те или иные явления, понятия предметы.

Рассмотрение управленческой учетной политики с точки зрения процесса формирования методики учета в соответствии с нормативными актами или отличную от установленных норм характеризует ее методический аспект. При формировании внутренних стандартов управленческого учета организации необходимо раскрыть все использованные методические приемы, расходящиеся с общеустановленной методологией. В качестве методического аспекта управленческой учетной политики выступают способы оценки активов, обязательств, начисление амортизации, используемые организацией, методика формирования финансового результата и т.п.

Организационный аспект учетной политики дает представление об организационной структуре компании, о построении учетного блока экономического субъекта и его взаимосвязи с другими подразделениями — центрами ответственности.

Оценка сформированной учетной политики для целей управленческого учета с точки зрения адекватности отражения учетного процесса на счетах, в регистрах и отчетности составляет технический аспект. Иными словами, позволяет получить ответ на вопрос, как необходимо оперативно учитывать информацию, какие формы документации использовать, как составлять необходимые отчеты для дальнейшего представления управляющим и т.д.




При более детальном разборе каждого из вышеуказанных аспектов появляется возможность формирования эффективной учетной политики для целей управленческого учета, соответствующей специфике деятельности экономического субъекта.

При организации учетного процесса необходимо принимать во внимание такой важных технический аспект, как определение системы используемых компанией счетов бухгалтерского учета, обобщающих информацию о производственных затратах. В практике возможны разные варианты организации учетной системы. Отличие таких вариантов зависит от того, каким образом взаимодействуют подсистема финансового учета и подсистема управленческого учета. Кроме того, важно учесть то, как осуществляется калькулирование себестоимости продукции, выделяются коммерческие и управленческие расходы или нет и т.п.

Для осуществления эффективной производственно-хозяйственной деятельности предлагается организовать вариант учетной системы, при которой разрабатываются отдельные рабочие планы счетов финансового и управленческого учета. При таком варианте необходимо вести учет расходов в финансовом учете по экономическим элементам в разрезе производственных процессов. Для связи учета затрат в управленческом учете целесообразно ввести счета тех же наименований, иными словами, счета-экраны. Счета-экраны обеспечивают перенос данных из одной учетной системы в другую. Предлагаемые счета учет затрат представлены в табл.



.

Синтетические счета учета затрат по основным видам деятельности

для финансового и управленческого учета

№ счета Наименование счета Назначение счета
Основные производственные Процессы Для отражения затрат, возникающих в процессах, связанных с оказанием услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика.
Вспомогательные производственные процессы Для отражения затрат, возникающих в процессах, необходимых для осуществления основных и совместных процессов и опосредованно связанных с оказанием услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, базы распределения по которым формируются на основании натуральных показателей.
Совместные производственные Процессы Для отражения затрат, возникающих в процессах, необходимых для осуществления основных процессов, по которым невозможно определить базу распределения на основе натуральных показателей.

Счета-экраны имеют такие же названия и назначения, только обозначаются следующим образом:

— 30* «Основные производственные процессы»;

— 31* «Вспомогательные производственные процессы»;

— 32* «Совместные производственные процессы».



17.Особенности организации бухгалтерского учета в компаниях, применяющих международные стандарты финансовой отчетности.

Совет по международным стандартам финансовой отчётности (International Accounting Standards Soviet, СМСФО) – это ведущая организация в мире по разработке единых учётных стандартов.

В качестве главных уставных целей определены следующие:

· формулировать и издавать в общественных интересах стандарты бухгалтерского учета для использования при составлении финансовых отчетов;

· способствовать принятию и распространению международных стандартов бухгалтерского учета по всему миру;

· осуществлять деятельность по улучшению и гармонизации бухгалтерских стандартов и процедур, касающихся составления и представления финансовых отчетов.

В качестве главных уставных целей определены следующие:

· формулировать и издавать в общественных интересах стандарты бухгалтерского учета для использования при составлении финансовых отчетов;

· способствовать принятию и распространению международных стандартов бухгалтерского учета по всему миру;

· осуществлять деятельность по улучшению и гармонизации бухгалтерских стандартов и процедур, касающихся составления и представления финансовых отчетов.

Структура Совета состоит из пяти уровней:

1. Правление Совета (IASC Board)

2. Консультативная группа (Consultative group)

3. Консультативный совет по стандартам (Advisory Council)

4. Постоянный комитет по интеграциям (Standing Interpretations Committee)

5. Рабочая группа по вопросам стратегии (Strategy Working Party)

Правление СМСФО – главный орган управления Комитетом и представления международных стандартов финансовой отчетности.

Основными функциями правления являются:

· координация деятельности КМСУ;

· определение программы его стратегического развития;

· назначение рабочих групп для подготовки стандартов;

· контроль за разработкой стандартов;

· экспертная оценка подготовленных стандартов и окончательное их одобрение.

СМСФО является Консультативный (или Попечительский) совет по стандартам, созданный в 1995 году, в который входят самые известные специалисты, занимающие высокие позиции в бухгалтерской профессии и бизнесе. Основной задачей Совета по стандартам является содействие повсеместному принятию международных стандартов и укрепление авторитета СМСФО.

В функции консультативного совета входят:

· рассмотрение и комментирование стратегии и плана правления с точки зрения их соответствия потребностям членов СМСФО;

· подготовка годового отчета по эффективности деятельности Правления в процессе достижения его целей и исполнения обязанностей;

· способствование участию и одобрению работы СМСФО представителями бухгалтерской профессии, деловыми кругами, пользователями финансовой отчетности и другими заинтересованными лицами;

· поиск источников финансирования работы СМСФО, не влияющих на его независимость;

· рассмотрение бюджета и финансовой отчетности СМСФО.

Процедура создания нового международного учетного стандарта отличается известной консервативностью, обстоятельностью, занимает относительно продолжительный отрезок времени и состоит из 6 циклов:

1-й цикл – формирование Подготовительного комитета (Steering Committee).

2-й цикл – разработка проекта стандарта.

3-й цикл – подготовка рабочего проекта положений стандарта.

4-й цикл – утверждение Правлением рабочего проекта положений стандарта.

5-й цикл – составление плана разработки международного стандарта.

6-й цикл – подготовка проекта международного стандарта.

В соответствии с Принципами «цель финансовой отчётности состоит в предоставлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений». К пользователям финансовой отчётности Принципы относят инвесторов, работников, займодавцев, поставщиков и других торговых кредиторов, покупателей, правительства и их органы, общественность.

Концептуальные основы определяют общие принципы составления финансовой отчётности, правила признания и оценки отдельных элементов финансовой отчётности. Общие принципы международных стандартов были приняты Правлением в апреле 1989 г. и их можно разделить на 2 группы: основополагающие допущения и качественные характеристики информации.

Принципы подготовки и составления финансовой отчетности содержат следующие основополагающие допущения:

Метод начисления (accrual basis) означает, что хозяйственные операции отражаются в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты денежных средств и их эквивалентов. Таким образом, операции будут учитываться в том отчётном периоде, в котором они возникли.

Непрерывность деятельности (going concern) предполагает, что предприятие продолжит свою деятельность в обозримом будущем.







Сейчас читают про: