double arrow

Экономический анализ как сфера практической деятельности, как самостоятельная экономическая наука и как учебная дисциплина


Различают следующие уровни экономического анализа:

Общеэкономический (макроэкономический) – изучает экономические процессы на макроуровне с целью выявления основных тенденций и закономерностей развития экономики в целом и отдельных регионов (народно – хозяйственный анализ).

Конкретно-экономический (микроэкономический)– изучает отдельные объекты и экономические процессы, то есть конкретные хозяйствующие субъекты (анализ хозяйственной деятельности предприятия).

Различают следующие научные школы экономического анализа:

· Представители первой школы (R. Foulke), работавшие в области оценки кредитоспособности компаний, впервые показали многообразие аналитических коэффициентов, которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности и являются полезными для принятия управленческих решений.

· Представители второй школы (A. Wall) основывались на полезности аналитических коэффициентов в случае существования критериев, с пороговыми значениями которых их можно сравнивать. Разработка таких нормативов для коэффициентов производится по отраслям, подотраслям и группам однотипных компаний. Они классифицируют финансовые коэффициенты на группы.

· Представители третьей школы (J. Bliss) строят концептуальные основы анализа финансовой отчетности на связи частных коэффициентов с обобщающими. Их основная задача – построение системы показателей.

· Представители четвертой школы (E. Altman) сделали основной упор на анализе финансовой устойчивости компаний (стратегический аспект), предпочитая перспективный анализ ретроспективному. Наибольшую известность в этой области получила работа известного западного экономиста Э.Альтмана, разработавшего с помощью аппарата множественного дискриминантного анализа (МДА) методику расчета кредитоспособности, которая позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и небанкротов. (Z-модель, счёт Э.Альтмана).

· Представители пятой школы (G. Foster) считают, что ценность отчетности состоит в ее использовании для прогнозирования уровня эффективности инвестирования в ценные бумаги и степени связанного с ним риска.

Экономический анализ - самостоятельная наука

Экономический анализ (анализ хозяйствующей деятельности предприятия) – это одна из специальных наук.

Экономический анализ - это наука прикладная, то есть имеет широкое практическое применение в управлении финансово-хозяйственной деятельностью.

Диалектика определяет принципы экономического анализа, исходя из чего все познается:

· в движении (динамичность экономических процессов)

· во взаимосвязи, взаимодействии, взаимозависимости

· в причинно-следственной соподчиненности

Таким образом, экономический анализ основывается на фундаментальных методологических разделах философии, таких как теория познания и диалектика, поэтому необходимо использовать философские принципы познавательной деятельности в сфере экономических отношений.