Понятие зоны чрезвычайной ситуации

Согласно ст. 57 Закона об охране окружающей среды защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими федеральными законами и подзаконными правовыми актами, законами и подзаконными правовыми актами субъектов РФ.

Под чрезвычайной ситуацией в соответствии со ст. 1 Закона понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности. В свою очередь зоной чрезвычайной ситуации объявляется территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

К настоящему времени создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющая специально уполномоченные на то органы на федеральном, региональном и местном уровнях и координируемая органами МЧС России. Задачами этой системы являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций и др.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 № 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайные ситуации подразделяются на:

локальные;

местные;

территориальные;

региональные;

федеральные;

трансграничные.

Статья 51 ЗК предусматривает, что в случаях стихийных бедствий, аварий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими обстоятельства угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

66. Основные черты и виды права природопользования граждан
Право природопользования
является одним из важнейших институтов экологического (и природоресурсного) права.

Право природопользования – это система норм, регулирующих использование природных ресурсов (объективное); совокупность обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов (субъективное).

Виды права природопользования По критерию объекта – это право землепользования, лесопользования, водопользования, пользования недрами, животным миром, растительным миром (вне лесов), атмосферным воздухом. В рамках данной классификации возможно дальнейшее деление указанного критерия, например по категориям земель. В этом случае различается право пользования землями сельскохозяйственного назначения, землями поселений, землями, занятыми под транспорт, и т. п. Следовательно, дополнительным критерием выступают либо целевое назначение объекта, либо цели деятельности (например, разведка, разработка живых или минеральных ресурсов континентального шельфа).

По критерию основания возникновения (либо статусу субъекта) природопользования различается общее и специальное право природопользования.

Общее право характеризуется производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т. п.; тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких бы то ни было юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов – личностным характером пользования и вызванных наличием специальных прав у других субъектов.

Специальное природопользование разделяется на комплексное и собственно специальное пользование недрами, лесами и т. п. и осуществляется только на основе предварительного получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с заранее определенными условиями. Оно характеризуется платностью и необходимостью принятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом, возложением наряду с предоставлением права и обязанностей.

Разновидностью права специального водопользования является особое водопользование для обеспечения нужд обороны, федерального транспорта и иных государственных потребностей.

Принципы права природопользования: его производность от права собственности на природные ресурсы; рациональность; экосистемный подход к регулированию природопользования; целевой характер, устойчивость и платность.

По российскому законодательству субъектами права природопользования являются: российские граждане и их объединения; органы государственного управления; местного самоуправления; совместные предприятия с участием российских и иностранных физических и юридических лиц; иностранные граждане, организации, иностранные государства. Права и обязанности субъектов права пользования детально регламентированы законодательством.

Основания возникновения и прекращения (приостановления) права природопользования устанавливаются по каждому его виду.

67. Основные черты права землепользования граждан
В законодательстве в качестве одной из правовых форм использования земли предусмотрено право пользования землей.

Право пользования землей рассматривается как институт земельного права, т. е. система норм, определяющих порядок и условия пользования землей, права и обязанности землепользователей, основания возникновения и прекращения землепользования в целях рационального использования земельных ресурсов.

Право землепользования производно от права собственности на землю и базируется на 2 основных принципах: платности и устойчивости.

Выделяют следующие виды пользования землей по срокам пользования: 1) постоянное, т. е. пользование землей без заранее установленного срока; 2) временное пользование, которое, в свою очередь, может быть:- краткосрочным - до 3 лет;- долгосрочным - от 3 до 10 лет.

Данные сроки временного пользования в случае производственной необходимости могут быть продлены на период, не превышающий соответственно сроков краткосрочного или долгосрочного пользования. Продление сроков пользования земельными участками производится органами, предоставившими эти земельные участки. Президентом Республики Беларусь по отдельным видам пользования земельными участками может быть установлен и более длительный срок долгосрочного пользования.

Право пользования является вещным правом на земельный участок, находящийся в государственной собственности. На основе права постоянного пользования могут быть предоставлены земельные участки из состава практически любой категории с условием соблюдения того режима использования, который установлен для каждой категории.

Документом, удостоверяющим право постоянного пользования, является государственный акт. Временное пользование оформляется удостоверением на право временного пользования землей.

Гражданам Республики Беларусь в пользование земельные участки предоставляются для следующих целей: l) для огородничества в целях выращивания овощей, картофеля, бахчевых и ягодных культур; 2) для сенокошения и выпаса скота, если у гражданина имеется в собственности скот.

Для огородничества земельные участки предоставляются в том случае:

1) если у гражданина вообще нет в пожизненном наследуемом владении или в частной собственности земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, для ведения коллективного садоводства или дачного строительства;

2) если участок есть, но в меньших размерах, чем предусмотрено законом.

На огородах могут возводиться с учетом местных условий временные постройки индивидуального или общего пользования для хранения сельхозинвентаря и иных хозяйственных целей. В случае прекращения права пользования огородом владельцы строений должны их снести. Если они это не выполняют, то строения сносятся за их счет без возмещения их стоимости.

Земельные участки в пользование гражданам предоставляются из земель, находящихся в ведении сельских, поселковых, городских, районных исполнительных и распорядительных органов. Также для этих целей земельные участки могут быть выделены колхозами, совхозами, иными землепользователями из земель, находящихся в их пользовании.

68 Основные черты права лесопользования граждан

Понятие права лесопользования. Леса являются источником заготовки древесины — сырья для производства самой различной продукции. Вместе с тем в лесах заготавливается разнообразная недревесная лесная продукция: живица, различные смолы, эфирные масла, техническое и лекарственное сырье, грибы, орехи, мед и другие пищевые продукты. Леса — среда обитания диких животных и птиц, в них ведется охотничье хозяйство, заготавливется пушнина. Одновременно леса выполняют важнейшие экологические функции, поддерживают условия жизни в биосфере Земли.
Эколого-экономическая характеристика леса уникальна. При условии ведения разумного хозяйства его можно использовать одновременно в различных необходимых обществу целях: заготавливать древесину, осуществлять побочное лесопользование, использовать в культурно-оздоровительных целях и т.д. Время, когда лес рассматривался только как источник древесины, отступает в прошлое. На первый план в качестве важнейшего фактора выдвигаются задача комплексного, многоцелевого использования всех полезных свойств леса, организация непрерывного, неистощительного лесопользования.
Право пользования лесом — центральный институт лесного права. Право лесопользования представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих условия и порядок многоцелевого использования лесов, их сохранения и восстановления, права и обязанности лесопользователей, исходя из интересов общества в получении древесной и недревесной лесной продукции, использовании иных полезных свойств леса и обеспечения охраны окружающей среды. Одновременно право лесопользования может рассматриваться и как субъективное право.
Такое определение права лесопользования вытекает из анализа совокупности правовых норм, регулирующих обширный комплекс отношений по поводу эксплуатации лесов. Регламентация видов права лесопользования и форм их реализации имеет важное значение для обеспечения рационального лесопользования и охраны лесов. Учитывая роль лесов в жизни общества, в ст. 79 ЛК закреплены основные требования к использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов. В этой статье сформулированы принципы права лесопользования, которые находят выражение при регламентации соответствующих его видов.
Так, лесопользование осуществляется с соблюдением следующих основных требований:
обеспечение непрерывного, неистощительного и рационального использования лесов для удовлетворения потребностей экономики, населения в лесных ресурсах;
сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан, улучшения окружающей природной среды и развития экономики;
установление порядка лесопользования в зависимости от значения лесов и выполняемых ими функций, их местоположения, природных и экономических условий;
обеспечение условий для воспроизводства лесов;
платность лесопользования;
соблюдение научно обоснованных норм лесопользования.
Лесопользователи осуществляют право пользования участками лесного фонда и право пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, свободно, если это не ухудшает состояние лесов и земель лесного фонда, не наносит вред окружающей природной среде, не нарушает права и законные интересы других лиц.
Право лесопользования имеет строго целевой характер. Запрещается использование участков лесного фонда и участков, не входящих в лесной фонд лесов, в целях и способами, которые противоречат требованиям лесного законодательства РФ.
Вмешательство органов государственной власти в деятельность лесопользователей по использованию участков лесного фонда и участков, не входящих в лесной фонд лесов, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ЛК и иными федеральными законами (ст. 25 ЛК).
В ЛК установлены требования, при соблюдении которых допускается осуществление права пользования лесом. Одно из них — лицензирование деятельности, связанной с использованием лесов (ст. 81). Деятельность по использованию лесного фонда подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ.
Права и обязанности лесопользователей. В ст. 82 ЛК сформулированы права лесопользователей при осуществлении ими лесопользования. Так, лесопользователи имеют право: получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование; пользоваться лесным фондом в установленных пределах; возводить на срок лесопользования строения и сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом, в установленном порядке; иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства. Эти права имеют общий характер и они конкретизируются в зависимости от вида лесопользования.
Конкретные права лесопользователя фиксируются в лицензии, лесорубочном билете, ордере, лесном билете. В этих документах определены объем, сроки и виды пользования лесом, которые разрешены лесопользователю.
Обязанности лесопользователей перечислены в ст. 83 ЛК. На лесопользователей возлагается следующий круг общих обязанностей, которые, как и права, конкретизируются в зависимости от вида лесопользования. Характер обязанностей, возлагаемых на лесопользователей, различен. Одна из главных обязанностей — соблюдение требований законодательства и условий, на которых они пользуются лесом. Так, они обязаны пользоваться участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством РФ и соблюдать условия договоров аренды участка лесного фонда, безвозмездного пользования участком лесного фонда, концессии участка лесного фонда, а также условия лесорубочного билета, ордера, лесного билета.
Лесной кодекс предусматривает обязанности, выполнение которых должно обеспечить охрану лесов, других природных объектов, на которые эксплуатация лесов оказывает негативное воздействие, и сохранение всей окружающей среды. Лесопользователи должны: не наносить вред здоровью граждан, окружающей природной среде; вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов; соблюдать на предоставленных им в пользование участках лесного фонда правила пожарной безопасности в лесах и проводить противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного пожара обеспечивать его тушение; не оставлять недорубов (лесосек с незаконченными рубками) и заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки; очищать лесосеки от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины.
Специальные требования предъявляются к обеспечению восстановления лесов. Лесопользователи обязаны: выполнять лесовосстановительные мероприятия в сроки и на условиях, указанных в договорах аренды участка лесного фонда, концессии участка лесного фонда, лесорубочном билете, ордере, лесном билете; сдавать участки лесного фонда лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством после завершения на них работ; проводить лесовосстановительные мероприятия за свой счет на вырубках и площадях, на которых в результате деятельности лесопользователей уничтожен подрост или погибла древесно-кустарниковая растительность.
На лесопользователей возложена обязанность по охране земель лесного фонда. Так, они обязаны приводить земли на участках лесного фонда, предоставленных в пользование, в состояние, указанное в договорах аренды участка лесного фонда, безвозмездного пользования участком лесного фонда, концессии участка лесного фонда, лесорубочном билете, ордере, лесном билете, за свой счет.
Кроме того, лесопользователи должны возмещать убытки и потери лесного хозяйства в установленном порядке; своевременно вносить платежи за пользование лесным фондом; соблюдать санитарные правила в лесах и выполнять иные требования, установленные Рослесхозом и его территориальными органами; не нарушать права других лесопользователей; предоставлять в установленном порядке информацию о пользовании лесным фондом, а также информацию, необходимую для определения размеров платежей за пользование лесным фондом, лесхозам Минприроды России, органам государственной статистики и территориальным органам федерального органа управления лесным хозяйством в субъектах РФ.
В ЛК предусмотрены меры по защите прав лесопользователей и гарантии соблюдения их прав (ст. 84). Так, нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению. Убытки, причиненные лесопользователям в связи с нарушением их прав, должны быть возмещены. Споры о возмещении убытков разрешаются в судебном порядке. При изъятии для государственных и иных нужд земель лесного фонда лесопользователю возмещаются в полном объеме убытки, связанные с этим изъятием, в порядке, установленном законодательством.
Основания возникновения, изменения и прекращения права лесопользования. Основания возникновения права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, закреплены в ст. 23 ЛК.
Право пользования участками лесного фонда и право пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают:
из актов государственных органов;
из договоров;
из судебных решений;
по иным основаниям, предусмотренным ЛК.
Право пользования участками лесного фонда, за исключением публичного лесного сервитута, возникает с момента государственной регистрации договоров аренды участка лесного фонда, безвозмездного пользования участком лесного фонда и концессии участка лесного фонда; подписания протокола о результатах лесного аукциона; получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
Лесной кодекс предоставляет лесопользователю право ограниченного распоряжения правом лесопользования. Так, лесопользователь в случаях и на условиях, определенных лесным законодательством РФ, вправе с согласия собственника передать право пользования участком лесного фонда или участком леса, не входящего в лесной фонд, лицу, не являющемуся его правопреемником, в соответствии с договором. В случае смерти гражданина-лесопользователя принадлежащее ему право пользования переходит к другому лицу в соответствии с завещанием или законом. При реорганизации юридического лица-лесопользователя право лесопользования переходит к юридическому лицу — правопреемнику реорганизованного юридического лица в установленном законодательством РФ порядке.
Право пользования участком лесного фонда и участком леса, не входящего в лесной фонд, может переходить только к одному лицу при условии сохранения цели использования этих участков, наличия у правопреемника средств для их осуществления, а при необходимости и лицензии на соответствующую деятельность. Переход права пользования участками лесного фонда оформляется посредством внесения изменений в договор, лесорубочный билет, ордер, лесной билет.
Запрещается переход от одного лица к другому права пользования участком лесного фонда, предоставленным в пользование в соответствии с договором концессии участка лесного фонда.
Право пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящих в лесной фонд, может быть ограничено или приостановлено в той мере, в какой это необходимо для обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью, защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного и природного наследия, прав и законных интересов граждан.
Право пользования участками лесного фонда может быть ограничено или приостановлено решениями Минприроды России или его территориальных органов в случаях нарушения лесопользователем требований лесного законодательства или невыполнения лесопользователем условий лесорубочного билета, ордера, лесного билета. Если обстоятельства или условия, вызвавшие ограничение либо приостановление права пользования участками лесного фонда, устранены, это право восстанавливается в полном объеме.
Порядок ограничения и приостановления права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, определяется законодательством РФ. Ограничение или приостановление права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, не освобождает лесопользователей от административной и иной ответственности за нарушения лесного законодательства РФ.
В случае несогласия лесопользователя с решением об ограничении или о приостановлении его права пользования участком лесного фонда лесопользователь может обжаловать это решение в судебном порядке.
Основания прекращения права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящих в лесной фонд, установлены в ст. 28 ЛК. Право пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящих в лесной фонд, прекращаются при отказе лесопользователя от права пользования, по истечении срока пользования, при прекращении деятельности юридического лица — лесопользователя и в иных случаях, предусмотренных ЛК и законодательством РФ.
Принудительное прекращение права пользования участком лесного фонда и участком леса, не входящего в лесной фонд, возможно только в случаях:
систематического (более двух раз) нарушения лесопользователем лесного законодательства РФ;
аварий, стихийных бедствий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер;
систематического или более трех месяцев в течение года невнесения лесопользователем платежей за пользование лесным фондом;
нарушения лесопользователем правил пользования участками лесного фонда или не входящего в лесной фонд лесом или условий, предусмотренных лесорубочным билетом, ордером, лесным билетом;
невыполнения лесопользователем лесовосстановительных и противопожарных работ, а также несоблюдения правил пожарной безопасности в лесах;
изъятия участков лесного фонда и не входящего в лесной фонд леса для государственных нужд.
Прекращение права лесопользования не освобождает лесопользователей от административной и иной ответственности за нарушение лесного законодательства РФ.
Право пользования участками лесного фонда прекращается в результате расторжения договоров аренды участка лесного фонда, безвозмездного пользования участком лесного фонда, концессии участка лесного фонда, аннулирования лесорубочного билета, ордера, лесного билета. При отказе лесопользователя от права пользования участком лесного фонда это право прекращается на основании заявления лесопользователя в письменной форме.
Право пользования участками лесного фонда прекращается в принудительном порядке территориальными органами Минприроды России с уведомлением в письменной форме об этом лесопользователя и органа исполнительной власти субъекта Федерации. Порядок прекращения прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, определяется законодательством РФ. Нарушенное или оспариваемое право лесопользования защищается в судебном порядке.
Титулы права лесопользования. Статья 24 ЛК установила титулы, на которых может осуществляться пользование лесом, т.е. право пользования участками лесного фонда и право пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд. Такими титулами могут быть договоры аренды участка лесного фонда, безвозмездного пользования участком лесного фонда, концессии участка лесного фонда, а также лесорубочный билет, ордер или лесной билет.
По договору аренды участка лесного фонда лесхоз (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Добытые в соответствии с договором аренды участка лесного фонда лесные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора. Субаренда участков лесного фонда запрещается (ст. 31 ЛК).
Предметом аренды может быть лишь индивидуально-определенная непотребляемая вещь, поскольку по истечении срока пользования арендодателю должна быть возвращена именно та вещь, которую он сдавал в аренду. Лес — природный объект, как предмет договора аренды предоставляется с целью его эксплуатации, потребления его ресурсов. В первую очередь это относится, естественно, к заготовке древесины, в процессе которой фактически предмет договора уничтожается. Последующее лесовосстановление арендатором приводит к тому, что предмет договора возникает вновь. Однако природные характеристики искусственно созданного леса, как правило, не соответствуют характеристикам естественного леса. Из этого следует, что лес (древесно-кустарниковую растительность) сдать в аренду нельзя. В аренду можно передать участок земель лесного фонда, покрытый лесом, который является непотребляемой вещью. Поэтому сущность договора аренды участка лесного фонда заключается в передаче в аренду части земель лесного фонда.


Порядок заключения таких договоров урегулирован в Положении об аренде участков лесного фонда, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. № 345*.

* СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1585.

Участки лесного фонда могут передаваться в аренду одному или нескольким арендаторам для осуществления следующих видов лесопользования:
заготовка древесины;
заготовка живицы;
заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);
побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбора мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша, других видов побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);
пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Аренда участков лесного фонда на территориях государственных природных заповедников не допускается. Участки лесного фонда, переданные в аренду, по истечении срока аренды в собственность арендатора не переходят. Выкуп и субаренда арендованных участков лесного фонда запрещаются. Предусмотрено, что участки лесного фонда должны предоставляться в аренду гласно с учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории.


Процедура предоставления участков лесного фонда в аренду состоит в следующем. Участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов РФ, принимаемых по представлению территориальных органов управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов. Представления о передаче участков лесного фонда в аренду подготавливаются территориальными органами управления лесным хозяйством с участием органов местного самоуправления и лесопользователей. Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются в соответствии с Положением о порядке проведения лесных конкурсов по передаче в аренду участков лесного фонда Российской Федерации, утвержденным приказом Рослесхоза от 30 сентября 1997 г. № 123*.

* БНА. 1998. № 3.

На основании решений органов государственной власти субъектов РФ (без проведения лесного конкурса) участки лесного фонда предоставляются в аренду на срок от 1 года до 5 лет лесопользователям, длительное время осуществляющим свою деятельность на данной территории и имеющим производственные мощности для заготовки и переработки древесины и других лесных ресурсов, а также сельскохозяйственным организациям, расположенным на данной территории.
Граждане и юридические лица, имеющие право и желающие получить в аренду участок лесного фонда (без проведения лесного конкурса), направляют в лесхоз письменное заявление. Арендодатель в месячный срок рассматривает заявление и со своим заключением передает его в территориальный орган федерального органа управления лесным хозяйством в субъекте РФ. Этот территориальный орган в месячный срок рассматривает заявление и передает подготовленное по нему представление в орган государственной Власти субъекта Федерации, который выносит решение о предоставлении участка лесного фонда в аренду или об отказе в аренде.
В случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения о предоставлении участка лесного фонда в аренду (без проведения лесного конкурса) арендодатель и заявитель в месячный срок после его принятия заключают договор аренды.
При предоставлении участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов участки лесного фонда выставляются на лесные конкурсы по решениям органов государственной власти субъектов РФ, которые принимаются по представлению территориальных органов управления лесным хозяйством. Органы государственной власти субъектов РФ утверждают составы комиссий по проведению лесных конкурсов. Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются территориальными органами управления лесным хозяйством в порядке, определяемом этим федеральным органом. Информация о проведении лесных конкурсов публикуется в средствах массовой информации.
Гражданин или юридическое лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор конкурса подписывают протокол о результатах конкурса. На основании протокола лицо, выигравшее лесной конкурс, и арендодатель в указанный в протоколе срок заключают договор аренды участка лесного фонда. При заключении договора аренды арендодатель обязан предупредить арендатора о правах третьих лиц на предоставляемый в аренду участок лесного фонда (сервитуте, аренде, краткосрочном пользовании и др.). Неисполнение арендодателем этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора аренды и возмещения убытков.
В случае предоставления в аренду участка лесного фонда площадью свыше 200 га для заготовки древесины на срок более 5 лет арендатор обязан в течение года после подписания передаточного акта представить арендодателю проект организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства. Если срок аренды составляет от 2 до 5 лет, то представляется план рубок. В случае предоставления в аренду на срок более 5 лет участка лесного фонда площадью свыше 200 га для нужд охотничьего хозяйства арендатор обязан в течение года после подписания передаточного акта представить арендодателю проект организации ведения охотничьего хозяйства.
Договор аренды участка лесного фонда заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного арендодателем и арендатором, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Несоблюдение письменной формы договора аренды и требования о его государственной регистрации влечет недействительность договора.
В договоре аренды должны быть указаны: стороны договора аренды; границы участка лесного фонда (которые должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах); виды лесопользования; объемы (размеры) лесопользования; срок аренды; размер арендной платы и порядок ее внесения; права и обязанности сторон по использованию, охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов; порядок оплаты проведенных арендатором лесохозяйственных работ; ответственность за нарушение договорных обязательств и порядок возмещения убытков; основания расторжения и изменения договора аренды. Указанные условия являются существенными условиями договора аренды участка лесного фонда.
Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование участком лесного фонда, размер и порядок внесения которой определяются договором аренды.
После государственной регистрации договора аренды и получения лесорубочного билета или лесного билета арендатор приобретает право:
осуществлять лесопользование в объемах, определенных договором аренды;
строить в установленном порядке на участке лесного фонда, переданном в аренду, лесовозные дороги, пункты хранения древесины, другие строения и сооружения, необходимые для лесопользования;
получать информацию об участке лесного фонда, переданном в аренду;
пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства РФ и условиям договора аренды.
Арендатор, выполняющий обязательства по договору аренды участка лесного фонда, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
Арендатор обязан:
использовать участок лесного фонда по назначению в соответствии с лесным законодательством и договором аренды;
вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором аренды;
соблюдать условия договора аренды участка лесного фонда, а также условия лесорубочного билета, лесного билета;
не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей природной среде;
вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;
соблюдать на предоставленном ему в аренду участке лесного фонда правила пожарной безопасности в лесах и проводить необходимые противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного пожара обеспечивать его тушение;
осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов в срок и на условиях, указанных в договоре аренды, лесорубочном билете, лесном билете;
приводить земли на участке лесного фонда в состояние, указанное в договоре аренды, лесорубочном билете, лесном билете, за свой счет;
проводить лесовосстановительные мероприятия за свой счет на вырубках и площадях, на которых в результате деятельности арендатора уничтожен подрост или погибла древесно-кустарниковая растительность;
сдавать арендодателю лесосеки при завершении на них работ в состоянии, определенном договором аренды, лесорубочным билетом;
сдать участок лесного фонда арендодателю после завершения срока аренды в состоянии, определенном договором аренды; выполнять другие обязанности.
Арендодатель, в свою очередь, вправе:
контролировать соблюдение арендатором требований лесного законодательства, норм ведения лесного хозяйства и условий договора;
получать от арендатора сведения, справочные и другие материалы об использовании, охране и защите лесного фонда и воспроизводстве лесов;
привлекать арендатора к тушению лесных пожаров;
осуществлять другие права, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства и условиям договора аренды.
Арендодатель обязан:
обозначать в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) на планово-картографических материалах границы участка лесного фонда, предоставляемого в аренду;
производить отвод и таксацию лесосек и выдавать арендатору лесорубочные билеты и лесные билеты в установленном порядке;
принимать выполненные арендатором лесовосстановительные и другие лесохозяйственные работы;
оплачивать выполненные арендатором лесовосстановительные и другие лесохозяйственные работы согласно договору аренды;
оказывать арендатору методическую помощь в выборе способов и методов лесовосстановления на вырубках, обеспечивать арендатора на договорной основе посадочным и посевным материалом для создания лесных культур;
предоставлять арендатору в случае необходимости на договорных условиях лесохозяйственную технику для выполнения им лесохозяйственных и лесовосстановительных работ;
возмещать ущерб, нанесенный арендатору в результате неправомерного ограничения или приостановления его деятельности и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством;
выполнять иные обязанности.


По договору безвозмездного пользования участком лесного фонда (ст. 36 ЛК) лесхоз обязуется предоставить лесопользователю участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений органов государственной власти субъектов РФ, принимаемых по представлению территориальных органов Минприроды России. Порядок предоставления участков лесного фонда на данном титуле определен в Положении о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 224*.

* СЗ РФ. 1998. № 8. Ст. 964.

Размер участка лесного фонда, предоставляемого в безвозмездное пользование, определяется органом государственной власти субъекта РФ. При определении размера участка учитываются: виды и цели лесопользования, объемы, необходимые для удовлетворения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах граждан и юридических лиц. Конкретный размер участка лесного фонда указывается в решении органа государственной власти субъекта РФ о предоставлении участка в безвозмездное пользование, а также в договоре безвозмездного пользования.
Объемы лесопользования, необходимые для удовлетворения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах граждан и юридических лиц, получивших право на безвозмездное пользование участком лесного фонда, устанавливаются в соответствии с нормативами, утверждаемыми органами государственной власти субъектов Федерации.
Договор безвозмездного пользования участком лесного фонда заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента его государственной регистрации.
Граждане и юридические лица, желающие получить в безвозмездное пользование участок лесного фонда, направляют в лесхоз письменное заявление. Лесхоз в месячный срок рассматривает заявление и со своим заключением передает его в территориальный орган управления лесным хозяйством в субъекте РФ. Орган управления лесным хозяйством в месячный срок рассматривает заявление, готовит по нему представление и передает его органу государственной власти субъекта РФ, который выносит решение о предоставлении участка лесного фонда в безвозмездное пользование или об отказе в таком предоставлении.
В случае передачи в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям участка лесного фонда, ранее находившегося во владении сельскохозяйственных организаций, заявление о предоставлении участка лесного фонда в безвозмездное пользование рассматривается территориальным органом управления лесным хозяйством с участием территориального органа управления сельским хозяйством.
На основании решения органа государственной власти субъекта РФ о предоставлении участка лесного фонда в безвозмездное пользование лесхоз и заявитель в месячный срок заключают договор безвозмездного пользования участком лесного фонда. В договоре указываются: стороны договора; границы участка лесного фонда; срок договора; виды и объемы лесопользования; права и обязанности сторон по использованию, охране, защите участков лесного фонда и воспроизводству лесов; порядок возмещения убытков, возникших вследствие несоблюдения сторонами условий договора; другие условия договора, не противоречащие действующему законодательству.
Лесопользователь вправе приступить к лесопользованию, предусмотренному договором безвозмездного пользования, со дня государственной регистрации договора и выдачи лесопользователю лесорубочного и (или) лесного билета.
Сущность договора концессии участка лесного фонда (ст. 37 ЛК) заключается в следующем. По этому договору одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от одного года до 49 лет право возмездного пользования на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда. На этих условиях предоставляются в пользование, как правило, неосвоенные, без сложившейся инфраструктуры участки лесного фонда и требующие значительных средств для вовлечения их в эксплуатацию. Сторонами договора концессии участка лесного фонда являются Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, признаваемые в соответствии с законодательством РФ инвесторами.
В ЛК (ст. 39) определены требования, предъявляемые к форме этого договора, и обязанность его государственной регистрации. Так, договор концессии участка лесного фонда заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданским законодательством и законодательством РФ о концессии.
Предусмотрены следующие существенные условия договора концессии участка лесного фонда. В договоре должны быть указаны: границы участка лесного фонда; виды лесопользования; объемы (размеры) лесопользования; срок концессии; обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов; порядок раздела добытых лесных ресурсов (продукции) или предоставления услуг; виды, порядок определения и уплаты налогов, сборов и других платежей; обязанности инвестора по строительству и содержанию дорог и других объектов инфраструктуры.
Договор концессии участка лесного фонда заключается по результатам конкурса или аукциона. Участки лесного фонда, передаваемые на концессию, выставляются на конкурсы или аукционы Правительством РФ по согласованию с органом государственной власти соответствующего субъекта Федерации. Организация и порядок проведения указанных конкурсов и аукционов устанавливаются законодательством РФ.
Лесопользование допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Так, основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета являются договоры аренды участка лесного фонда, безвозмездного пользования участком лесного фонда, концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение органа государственной власти субъекта РФ.
Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до одного года. Лесорубочный билет на заготовку живицы выдается лесопользователю на весь срок подсочки древостоев. Лесорубочный билет и (или) лесной билет выдаются лесопользователю ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре. Лесорубочный билет, ордер и лесной билет предоставляют лесопользователю право только на указанный в них вид лесопользования в установленном объеме и на конкретном участке лесного фонда.
Лесорубочный билет — документ, предоставляющий лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Лесорубочный билет выдается лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством. Основанием для выдачи лесничеством ордера является выданный этому лесничеству лесорубочный билет.
На основании ордера лесопользователем ведутся отдельные виды заготовки и вывозка древесины, заготовка второстепенных лесных ресурсов. Лесничеством на основании ордера без выдачи лесорубочного билета может отпускаться древесина на корню мелкими партиями в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины.
Лесной билет — документ, предоставляющий лесопользователю право на лесопользование, за исключением заготовки и вывозки древесины. Лесной билет на побочное лесопользование выдается лесничеством, а на другие виды лесопользования — лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.
Право общего лесопользования граждан. В соответствии со ст. 86 ЛК граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Право свободного пребывания в лесном фонде ст. 21 ЛК рассматривает в качестве публичного сервитута.
В отличие от порядка предоставления лесов в пользование на основании договоров или административных актов для осуществления права общего лесопользования не требуется разрешения. Однако граждане должны соблюдать ряд установленных требований. Так, запрещаются сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную Книгу Российской Федерации и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, уничтожение и разорение муравейников и гнезд птиц, а также другие требования законодательства РФ. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регламентируется лесным законодательством и законодательством РФ о животном мире.
Лесной кодекс допускает возможность ограничения права общего лесопользования. Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья могут быть ограничены в порядке, определяемом законодательством субъектов РФ, в том числе в интересах пожарной безопасности лесов, ведения орехово-промыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и на других особо охраняемых природных территориях — в связи с установленным на них режимом лесопользования.
Виды права лесопользования. В ст. 80 ЛК содержится перечень видов права лесопользования. Четкое определение видов права лесопользования, отражающих природно-экономическую сущность леса как объекта природы, дает возможность закрепить в лесном законодательстве такие требования, которые обеспечивают действительно рациональное использование всех лесных ресурсов и их охрану. Содержание права пользования лесом не ограничивается лишь правовым регулированием деятельности, связанной с потреблением сырьевых ресурсов лесов. Примером тому являются такие виды права лесопользования, как пользование лесом для научно-исследовательских и культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Лесной кодекс не выделяет какого-либо приоритетного вида права лесопользования. Ценность произрастающих лесов определяется не только имеющимися в них запасами древесины, но и всем комплексом выполняемых лесом функций, в том числе экологических: водоохран-ных, климаторегулирующих, санитарно-гигиенических, рекреационных и др. В основу классификации видов права лесопользования по действующему законодательству положена роль лесов, используемых в качестве ресурса природы. Эта роль выражается в значении лесов как источника древесины, ресурсов иного растительного происхождения и иных специфических полезных свойств (рекреационная роль лесов и др.).
Виды права лесопользования классифицируются следующим образом:
использование древесных ресурсов леса (заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка второстепенных лесных ресурсов — пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);
использование иных растительных ресурсов леса (побочное лесопользование: сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования);
использование лесной среды для воспроизводства ресурсов животного происхождения (пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства);
использование иных полезных свойств лесов (пользование лесным фондом в научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях).
Использование лесов возможно как с изъятием лесных ресурсов, так и без их изъятия. Участок лесного фонда может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям.
Особенности использования участков лесного фонда при определенных видах лесопользования, а также виды и особенности пользования лесами, не входящими в лесной фонд, определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Порядок заготовки древесины. Заготовка древесины в лесах осуществляется путем рубок главного пользования в перестойных и спелых древостоях.
Древесина заготавливается также при иных видах рубок. Так, к рубкам промежуточного пользования относятся: рубки ухода за лесом, выборочные санитарные рубки, рубки реконструкции и иные рубки, связанные с рубкой малоценных древостоев, а также рубки древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции. Прочими рубками считаются сплошные санитарные рубки, расчистка лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов, рубки для иных целей.
Применение соответствующих способов рубок зависит от групп лесов и категорий защитности лесов первой группы. В лесах третьей группы рубки главного пользования должны проводиться способами, обеспечивающими своевременное восстановление этих лесов, эффективное и рациональное использование лесных ресурсов. В лесах второй группы рубки главного пользования проводятся способами, направленными на восстановление ценных пород деревьев, сохранение природных функций лесов этой группы и позволяющими эффективно и рационально использовать лесные ресурсы.
Иную цель преследуют рубки главного пользования в лесах первой группы. Они должны быть направлены на улучшение состояния древостоев, усиление природных функций лесов этой группы, а также на своевременное и рациональное использование перестойных и спелых древостоев.
В лесах национальных парков, природных парков, особо ценных лесных массивах, лесах, имеющих научное или историческое значение, памятников природы, орехово-промысловых зон, в лесоплодовых насаждениях, лесопарковых частях зеленых зон, лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, государственных защитных лесных полосах, противоэрозионных, притундровых лесах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, а также в кедровых лесах всех групп лесов допускаются только рубки промежуточного пользования и прочие рубки. В лесах государственных природных заповедников, на заповедных лесных участках допускаются только прочие рубки, соответствующие заповедному режиму. В горных лесах, которые наиболее экологически уязвимы, применяются способы рубок главного пользования с учетом защитного, противоэрозионного и водорегулирующего значения этих лесов.


Заготовка древесины при рубках главного пользования и рубках промежуточного пользования осуществляется в соответствии с региональными правилами рубок (наставлениями). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1011 «О разработке и утверждении региональных правил (наставлений) заготовки древесины при рубках главного и промежуточного пользования»* региональные правила (наставления) заготовки древесины при рубках главного и промежуточного пользования в лесах разрабатываются Минприроды России с участием Министерства экономического развития и торговли РФ и утверждаются Федеральной службой лесного хозяйства России по согласованию с Минприроды России. Перечень регионов, для которых устанавливаются указанные региональные правила, утверждается Минприроды России.

* СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3897.

Порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины при рубках, а также размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований устанавливаются в правилах отпуска древесины на корню. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 551 утверждены Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации*.

* СЗ РФ. 1998. № 23. Ст. 2553.

Принципиально важным моментом, касающимся охраны лесов, является положение ст. 117 ЛК о регулировании объема заготовки древесины. Так, заготовка древесины при рубках главного пользования по территории каждого лесхоза, группам лесов и хозяйствам осуществляется в объеме расчетной лесосеки. Заготовка древесины при рубках главного пользования в объеме, превышающем расчетную лесосеку, запрещается.
В ст. 62 ЛК установлены требования, предъявляемые к определению и утверждению расчетной лесосеки. Так, расчетная лесосека определяется при лесоустройстве по каждому лесхозу раздельно по хозяйствам (хвойному, мягколиственному и твердолиственному) в пределах групп лесов. Минприроды России определяет случаи, в которых расчетная лесосека устанавливается по каждому лесничеству и участку лесного фонда, передаваемому в аренду, безвозмездное пользование и на концессию.
Расчетная лесосека утверждается Минприроды России с участием органа государственной власти субъекта РФ. Расчетная лесосека вводится в действие с первого января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ. Расчетная лесосека по каждому субъекту РФ определяется как сумма утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек по соответствующим лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством.
Объем заготовки древесины при рубках промежуточного пользования определяется при лесоустройстве исходя из состояния лесных насаждений, действующих норм рубок ухода за лесом, выборочных санитарных рубок, рубок реконструкций и утверждается соответствующим территориальным органом управления лесным хозяйством. Объем заготовки древесины при прочих рубках определяется лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством в зависимости от проектируемых работ по расчистке участков лесного фонда.
Правила отпуска древесины на корню в лесах РФ содержат специальные требования, соблюдение которых должно обеспечить рациональное использование лесов, их охрану, а также охрану других природных объектов.
Так, упомянутые Правила (п. 15) запрещают рубку отдельных пород деревьев. Запрещается назначать в рубку и не подлежат рубке каштан, платан, яблоня, груша, вишня, абрикос, алыча, шелковица, дзельква, самшит, тис, клен белый (явор), калопанакс (диморфант), бархат амурский, бархат сахалинский, орех грецкий, орех маньчжурский, орех Зибольда, можжевельник твердый, сосна могильная, пихта цельнолистная, пихта грациозная, пихта Майра, ель Глена, береза карельская, береза Шмидта (железная), магнолия, дуб зубчатый, дуб курчавый, ботрокариум, мелкоплодник, ясень Зибольда, лиственница ольгинская. Не подлежат рубке деревья, кустарники и лианы других ценных и редких пород по перечням, утверждаемым органами государственной власти субъектов РФ, в том числе занесенные в Красную Книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Федерации.
Правила (п. 28) закрепляют круг обязанностей лесопользователей при осуществлении ими данного вида права лесопользования, т.е. правила экологически обоснованного поведения. Так, лесопользователи, в частности, обязаны: не допускать использования русел рек и ручьев в качестве волоков и временных лесовозных дорог; очищать лесосеки; не захламлять земли лесного фонда при рубке леса и расчистке участков лесного фонда для прокладки трасс дорог, устройства лесных складов, строительства сооружений и для иных целей, а также не оставлять срубленные зависшие деревья и завалы; обеспечивать сохранность семенных групп, куртин, полос, семенных, плюсовых и других не подлежащих рубке деревьев, подроста, сохранение которых предусмотрено в лесорубочном билете; сохранять от повреждения или уничтожения лесные культуры; сохранять и приводить за свой счет в надлежащее состояние нарушенные при вывозке древесины и перевозке иных грузов дороги, мосты и просеки, а также осушительную сеть, дорожные, гидромелиоративные и другие сооружения, водотоки, ручьи, речки.
Порядок заготовки живицы. Сырьевую базу подсочки составляют сосновые, еловые, лиственничные, кедровые спелые и перестойные насаждения, назначаемые в рубку главного пользования. В соответствии со ст. 119 ЛК заготовка живицы осуществляется в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания срока подсочки древостоев предназначаются для рубки главного пользования. При недостатке перестойных и спелых древостоев допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубок. Это основной принцип регулирования использования лесов для указанной цели.
Порядок заготовки живицы урегулирован в Правилах отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 551. Так, не допускается передача в подсочку древостоев без утвержденных в надлежащем порядке планов рубок главного пользования и планов подсочки древостоев. При отсутствии постоянных лесозаготовителей (когда нет необходимости в составлении планов рубок) подсочка древостоев производится в соответствии с планами подсочки, составляемыми организациями, осуществляющими подсочку, и утверждаемыми лесхозами.
Рубка хвойных древостоев без подсочки и досрочное изъятие их из подсочки в зоне обязательной подсочки допускаются с разрешения управлений лесного хозяйства по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ в случаях, если в данной местности подсочка не производится по экономическим условиям, а также если возраст насаждений превышает возраст рубки на два класса и более. Что касается правил подсочки, а также зон обязательной подсочки, то они утверждаются Минприроды России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.


Ряд вопросов заготовки живицы урегулирован в законодательстве субъектов РФ. Например, в соответствии со ст. 34 ЛК Республики Башкортостан 1997 г.* заготовка живицы производится в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания срока подсочки предназначаются для рубки. При недостатке перестойных и спелых насаждений допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубки и могут предназначаться для рубки. Рубка сосновых насаждений до их подсочки, а также досрочное изъятие насаждений из подсочки, в виде исключения, могут устанавливаться Кабинетом Министров Республики Башкортостан. По общему правилу, не допускается передача древостоев в подсочку без утвержденных в установленном порядке планов рубок леса и подсочки этих древостоев.

* Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 1997. № 9 (63). Ст. 543.

Правила подсочки и заготовки лесохимического сырья в лесах Республики Башкортостан, а также зоны обязательной подсочки древостоев утверждаются Кабинетом Министров Республики Башкортостан по представлению органа государственного управления лесным хозяйством.
Регулирование заготовки второстепенных лесных материалов. Статья 120 ЛК предусматривает, что участки лесного фонда гражданам и юридическим лицам предоставляются в пользование для заготовки второстепенных лесных ресурсов в порядке, установленном лесным законодательством. К второстепенным лесным материалам относится заготовка пней, луба, коры, бересты, пихтовой, сосновой, арчевой лапки, новогодних елок, березовых и дубовых веток и другого декоративного материала.
Регулирование вопросов заготовки второстепенных лесных материалов отнесено к ведению субъектов РФ. Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов утверждаются органами государственной власти субъектов РФ.


Например, постановлением губернатора Мурманской области от 23 сентября 1998 г. № 412 были утверждены Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов Мурманской области*. Согласно Правилам заготовка второстепенных лесных ресурсов предусматривает заготовку хвороста, пней, коры, бересты, сосновых и еловых лап, веточного корма, новогодних елок, декоративного лишайника и березового капа. Заготовку второстепенных материалов вправе осуществлять граждане и юридические лица. В процессе заготовки они обязаны применять технологию, исключающую истощение лесных ресурсов, соблюдать надлежащий порядок.

* Мурманский Вестник. 1998. 1 окг. № 188.

Платная заготовка лесных ресурсов может осуществляться одновременно при заготовке древесины в порядке рубок главного пользования, рубок ухода за лесом, расчистки площадей при прочих рубках и иных случаях.
Заготовка второстепенных лесных ресурсов может осуществляться на правах аренды (до 10 лет) и краткосрочного пользования (до 1 года). Срок аренды может быть продлен. Заготовка производится на основании разрешительного документа — лесорубочного билета (ордера). В лесорубочном билете (ордере) должны быть указаны место заготовки, объем лесных ресурсов, сроки заготовки и вывозки, очистки мест заготовки от порубочных остатков, приведение площади в случае ее нарушения в должное состояние и другие условия.
Срок заготовки второстепенных лесных ресурсов устанавливается в течение календарного года до 31 декабря. Второстепенные материалы вывозятся одновременно с заготовкой при условии предварительного их освидетельствования с целью установления соответствия объемов, заготовленных и выписанных по лесорубочным билетам (ордерам) второстепенных ресурсов. Отсрочка по заготовке и вывозке второстепенных лесных ресурсов не предоставляется.
Лесхозы систематически контролируют соблюдение лесопользователями лесного законодательства РФ, указанных Правил. После окончания срока действия лесорубочного билета (ордера) производится освидетельствование мест заготовки второстепенных лесных ресурсов. В случаях выявления нарушений требований Правил лесопользователям даются предписания по устранению этих нарушений и предъявляются требования об уплате неустойки. Требования об уплате неустойки могут предъявляться в течение всего срока действия лесорубочного билета независимо от времени проведения проверки.
Порядок побочного пользования лесом. В течение длительного времени в лесном законодательстве использовался термин «основное лесное пользование», под которым понималась заготовка древесины. Соответственно остальные виды лесопользования именовались «побочными». Термин «побочные лесные пользования» сохранился и в ЛК. Побочное лесопользование согласно ст. 120 ЛК регулируется на уровне субъектов РФ.
Перечень видов побочного пользования лесом, закрепленный в ст. 80 ЛК, был расширен приказом Рослесхоза от 1 апреля 1999 г. № 74, которым был утвержден Перечень дополнительных видов побочного лесопользования в лесном фонде Российской Федерации. Согласно этому Перечню к побочному пользованию лесом, кроме указанных выше, относятся также: заготовка и сбор плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственного и технического сырья в лесоплодовых насаждениях, плантационных лесных культурах и окультуренных насаждениях, за исключением насаждений постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе; использование участков лесного фонда РФ для выращивания сельскохозяйственных культур (овощных, бахчевых, зерновых, технических и др.), создания плантаций плодово-ягодных, орехоплодовых, лекарственных растений, в том числе женьшеня, грибов; заготовка (выкопка) деревьев, кустарников и лиан на участках лесного фонда РФ для посадки их на землях иных категорий; пастьба одомашненных животных (северных оленей и других) на участках лесного фонда РФ и некоторые другие.
В качестве примера регулирования побочных лесных пользовании на уровне субъекта РФ можно привести постановлен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: