Экономические законы рынка. Регулирование рыночных процессов

Экономический закон – это существенное, необходимое, устойчивое отношение в экономических явлениях и процессах, определяющее их развитие.

Выделяют следующие экономические законы рынка:

· Законы стоимости;

· Законы спроса и предложения;

· Законы денежного обращения.

Закон стоимости предполагает формирование у каждого отдельного товаропроизводителя индивидуальных затрат труда и ресурсов и, соответственно, формирование индивидуальной стоимости и индивидуальной цены, однако рынок признает не эти индивидуальные стоимости и, соответственно, цены, а стоимости и цены общественные, рыночные, в основе которых лежат общественно необходимые затраты труда. Закон стоимости имеет объективный характер, однако, эту объективность нельзя понимать в том смысле, что никакие внешние факторы не в состоянии влиять на рыночные цены. Конкретные формы и уровни рыночных цен испытывают на себе влияние самых различных факторов, а не только влияние общественно необходимых затрат труда.

Закон стоимости есть закон цен, ибо внешней формой проявления стоимости являются цены. Стоимость – это содержание рыночных отношений между участниками рынка, цена – форма этого содержания. Закон стоимости и внутриотраслевая конкуренция формируют отраслевые уровни рыночных цен. Таким образом, главным фактором который оказывает влияние на спрос, является цена.

На спрос также оказывают влияние неценовые факторы:

· Доходы

· Наличие данного товара на рынке (дефицит).

· Психология покупок и вкусы потребителей.

· Эффекты ожидания: рост или снижение цен

· Наличие на рынке товаров-заменителей (субститутов).

· Наличие на рынке дополняющих друг друга товаров (комплиментарных).

Термины «спрос» и «предложение» характеризуются теорией спроса и предложения. Суть этой теории сводится к следующему - стоимость, или цена товара определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и предложением. Согласно этой теории, если спрос превысит предложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится.

Закон денежного обращения выражает объективную связь между количеством бумажных денег, находящихся в обращении, и уровнем цен. Закон гласит, что покупательная способность денег прочна, если их количество соответствует потребностям рынка в определенной массе денег. Эта масса прямо пропорциональна сумме цен на товары и платные услуги и обратно пропорциональна скорости обращения денег.

Целью регулирования является создание условий для стабильного и эффективного развития экономики и социальной сферы, удовлетворения экологических требований, повышения дееспособности рыночного механизма, оптимизации деятельности экономических агентов. Экономическое регулирование в целом представляет собой систему, состоящую из саморегулирования на основе законов рыночной экономики, государственного регулирования, общественного и корпоративного регулирования.

Государственное регулирование не есть управление экономикой в строгом значении этого понятия. Государственная деятельность в данном случае не выходит за рамки коррекции, ориентации, внешнего воздействия на процесс воспроизводства. К экономическим функциям государства относятся: поддержание функционирования рыночной системы; обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, необходимых для стабильного развития экономики; защита добросовестной конкуренции; обеспечение условий для модификации рыночной системы; перераспределение доходов и богатства; корректирование распределения ресурсов; стимулирование экономического роста.

В российской экономической науке определился ряд позиций, воспринимаемых многими учеными и практиками однозначно позитивно. К таким позициям относится вывод о том, что рыночный механизм не позволяет решать ряд важных общегосударственных социальных проблем, проблем национальной обороны, здравоохранения, культурного развития, образования, охраны окружающей среды, поддержания пропорциональности, регулирования внешнеэкономических связей и др. Курс на создание в России социально-ориентированной экономики означает, что государство должно стать гарантом неуклонного роста покупательной способности населения и в этой связи предпринимать, в частности, определенные меры для воздействия на рыночное ценообразование, для обеспечения социальной ориентации рынка.

Большинство отечественных исследователей признает и все возрастающую роль корпоративного регулирования в рыночных процессах. Крупные корпорации организуют движение огромной массы товаров и услуг, изучают потребительский спрос, во многом формируют вкусы и предпочтения потребителей. Внутрифирменное планирование в корпорациях, их ценовая политика и маркетинг оказывают существенное воздействие на рынки многих регионов и государств, в том числе РФ.

Для организаций потребителей важными направлениями деятельности в современных условиях становятся:

-контроль за качеством поставляемой на рынок продукции и услуг;

-удовлетворение потребностей основных социальных групп населения, особенно малоимущих, в дешевых, но жизненно важных продуктах;

-повышение занятости населения производительным трудом посредством использования возможностей сферы услуг;

-анализ мест расселения и приложения труда.

Социально-психологические методы регулирования стимулируют отдельные направления деятельности экономических агентов путем повышения их социального статуса, в том числе путем присуждения государственных и общественных премий, проведения профессиональных конкурсов и т.д. Важным элементом социально-психологического регулирования является формирование общественного мнения по тем или иным вопросам социально-экономического развития, качеству предлагаемых товаров и услуг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: