double arrow
Евхаристия и Таинства в системе богослужебных циклов. Система постов. 8, 32-36 главы Типикона. Общественное и «частное» богослужение

1. В системе богослужебных циклов Евхаристия занимает центральное место, но она не является частью суточного богослужебного круга, хотя вместе с тем является его средоточием и целью. Она не имеет строго определенного места в ряду прочих служб. Чаще всего литургия совершается после 6-го часа, но перед 9-м. Иногда она совершается в соединении с вечерней (Рождественский и крещенский сочельник и др.) Литургию не положено совершать по уставу в Великий пост, в среду и пятницу ЛПД, и др.

Раньше основная часть таинств совершалась в связи с литургией. Основная часть таинств совершается во время богослужения. Главное из них Евхаристия. В Византии в древности совершались «крещальные литургии», а Великий пост являлся подготовительным периодом к крещению. Крещение и Миропомазание совершалось во время пения 15 паремий в пасхальную ночь. В современной практике эти таинства отделены от литургии.

Таинство брака в древности происходило во время причащения брачующихся на божественной литургии

Таинство покаяния ранее тоже совершалось в связи с евхаристией (общая исповедь в моменты оглашения перед крещением, и причащением).

Таинство священства до сих пор совершается во время божественной литургии в зависимости от степени священства в разных ее моментах – до или после евхаристического канона.

Елеосвящение не связано с богослужебными циклами, оно скорее относится к «частным» богослужениям.

[Красовицкая] И в то же время ни одно из этих таинств не может считаться полным, не может считаться завер­шенным, если оно не запечатлено участием в Евхаристии – причащением Святых Христовых Тайн. Только что рукоположенные священник или дьякон, конечно же, причащаются на литургии; участни­кам таинства Брака в день венчания необходимо вместе причаститься. Древнее бракосочетание – это совместное причащение с предварительным объявлением о браке. Кто покаялся, спешит к Чаше, и кто хочет причаститься, тот спешит покаяться. Таким образом, все таинства связаны с Евхаристией точно так же, как все органы в человеческом теле связаны с сердцем: сердце остановилось, и все рассыпается. И Евхаристия, безусловно, – это таинство таинств, это таинство, созидающее Церковь, поскольку Церковь – это Тело Христово. Есть еще многочисленные чинопоследования и требы, обычно не на­зываемые таинствами, но, безусловно, с ними имеющие много общего; все они так или иначе связаны с Божественной литургией, которая одна лишь несет в себе полноту жизни Церкви.




2. Система постов. В Типиконе начиная с 32гл., говорится о трапезе и посте (напр., гл. 32-33 – указания для всех христиан, 35-36 – о трапезе монашеской). С древнейших времен Святая Церковь учредила посты (пост освящен Самим Господом Иисусом Христом). О великом значении поста говорят многие Отцы и Учители Церкви, и соолюдение постов вменяется в строгую обязанность всем членам Церкви. Самый важный – Великий пост (Святая Четыредесятница). Его цель – очищение от грехов и достойная встреча Пасхи. К ВП примыкает Страстная седмица, посвященная воспоминанию о страданиях и крестной смерти Христа Спасителя. Этот пост строгий (рыба и масло по двунадесятым праздникам). Следующим постом является Петров пост. Он начинается с понедельника после Недели Всех святых и оканчивается в день памяти свв. Петра п Павла. Продолжительность его в разные годы неодинакова (от 6 недель до недели и 1 дня) и зависит от числа празднования Пасхи. В этот пост разрешается вкушение рыбы, кроме среды и пятницы. Третьим годовым постом является Успенской пост. Установлен он в честь Божией Матери, в память Ее Успения. Пост начинается с 1 августа и оканчивается 28. В этот пост запрещается вкушать рыбу, кроме праздника Преображения. Последним годовым постом является Рождественских пост, установленный в честь Рождества Христова (начинается пост на следующий день после памяти св. ал. Филиппа, отсюда второе его название Филиппов пост). В этот пост разрешается рыба, как и в Петров пост. Кроме этих многодневных постов есть посты однодневные. К ним относятся еженедельные посты в среду п пятницу каждой недели. Пост в среду и пятницу отменяется в сплошные седмицы: это 1) святки, т.е. время от празднования Рождества Христова до кануна праздника Крещения Господня, 2) Неделя о мытаре и фарисее, 3) сырная неделя (или масленица, – на этой неделе запрещается вкушать мясо), 4) Пасхальная и 5) Троицкая недели. К однодневным постам относятся посты в день праздника Воздвижения, в день памяти Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а также в канун праздников Рождества Христова (день особо строгого поста, которым завершается Рождественский пост), и Богоявления, последние два дня называются сочельниками.



В Православной Церкви существует 2 вида постов:

Многодневные:

1. Великий – 6 недель.

2. Рождественский – 40 дней.

3. Успенский – 2 недели.

4. Апостольский (в зависимости от Пасхи. Заканчивается в день ап.Петра и Павла)

Однодневные:

1.Среда и пятница (кроме сплошных седмиц)

2. Крещенский и Рождественский сочельник

3. Усекновение главы Ин.Предтечи

4. Воздвижение Креста.

Согласно Типикону пост начинается с утра, а не с вечера предыдущего дня.

По характеру пост:

1. Эсхатологический – полное воздержание от пищи

2. Аскетический – частичное воздержание от пищи

В древности в В.П. в будни – полное воздержание от пищи, а также в великую субботу и в сочельники. В постные дни не совершается литургия, либо совершается на вечерни.

Общественное и «частное» богослужение.

2. Существует условное разделение богослужения на общественное, которое совершается в храме и «частное» – по требам. Такое деление не вполне корректно, т. к. любое богослужение является общественным уже в силу того, что в нем участвует священник с одной стороны, и мирянин с другой. А любая церковная молитва – есть общая молитва.

[Красовицкая] В Требнике содержатся вели­чайшие таинства Церковные: крещение, миропомазание, последование обручения и венчания; есть там и панихиды, отпевания, разные чины освящения. В терминах схоластического богословия эти бого­служения называются частными. О. Александр Шмеман решительно восстает против такого определе­ния, напоминая, что в Церкви нет ничего частного, в жизни церковной все общее. Будет ли это отпе­вание, будет ли это крещение – в этом участвуют все, это не относится к одному или к двум лицам. Церковь – это собрание, и все празднуется, все совершается вместе народом церковным. Но все-таки не выделить характер тех последований, которые есть в Требнике, не определить их отличие от про­чих богослужений невозможно. И о. Александр предлагает выйти из этого положения так: субъектом совершения и таинств, и треб является Церковь во всей ее полноте, а объекты могут быть различны. Таинство Евхаристии или богослужение времени относится одинаково ко всем, а если мы пришли на крещение, мы все участвуем в нем, поскольку дерзаем думать, что мы являемся чадами церковными, но преимущественно оно относится ко крещаемому.






Сейчас читают про: