Тайна времени, его таинственная природа: время течет только вперед, с другой стороны, время циклично. Оно связано с существованием нашего тварного мира, конец света называют иногда «концом времен», когда времени уже не будет. Это яснее чувствуется в устроении богослужебного времени, в том, как время астрономическое включено в богослужебное время, преображено в нем. Богослужение времени, образованное кругом служб связано с Евхаристией. Евхаристию нельзя включить в этот круг, его суть не временная, а вечная. Оно неким образом «сопрягается» с богослужением времени, привходит в него, вечно является нам во времени. Сопряжение Евхаристии и богослужения времени – это общая и основная форма Устава. Устав регулирует, создает формы вхождения вневременного Таинства во временную, преходящую природу нашего мира. Богослужение времени генетически связано с богослужением ветхозаветным: богослужебная жизнь апостолов была двойственной – богослужение храмовое (богослужением времени) и Евхаристия – соединение двух неравнозначных, несравнимых частей богослужения.
|
|
В богослужебном времени мы можем выделить три круга. Первый круг – дневной круг богослужения. Второй круг – седмичный. Третий круг – годовой. Службы суточного круга в порядке их следования: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый, третий, шестой, девятый часы. Суточное богослужение – это основа всего богослужения, канва, на его основе строится богослужение.
Уже в древних источниках (до IV века) выделялось особое время для молитвы: утро, третий, шестой, девятый часы (часы – по восходе солнца), вечер и ночь или полночь. Утро –вспоминать Воскресение Христово: как люди узнали утром о Воскресении Христовом (св. Киприан Карфагенский) или вспоминать о просвещении Божием. Его тема – переживание пришествия Мессии («Бог Господь…»). Третий, шестой, девятый часы с древнейших времен соотносились с событиями из жизни Христа и апостолов: третий час – это час ниспослания Св. Духа Апостолам, в шестой час Господь был пригвожден ко Кресту, девятый – время крестной смерти Спасителя. Вечер традиционно был временем молитвы, вечером мы должны вспоминать, что Христос заменяет нам солнце, с др. стороны его тема чаяние Израиля, ожидание Спасителя. Богослужебный день начинается с вечера.
Каждая из служб суточного круга имеет несколько видов: вечерня может быть малая, вседневная, великая; повечерие бывает малое, великое; полунощница – вседневная, субботняя, воскресная. Утреня – вседневная, с праздничным окончанием и полиелейная, причем последняя может быть частью всенощного бдения или совершаться отдельно. Часы могут быть «трипсалмными», потому что в их состав входят 3 псалма. Но и трипсалмные часы имеют свои разновидности: часы обычные, часы великопостные и царские (великие) часы («трипсалмные», но состав этих псалмов другой, с особыми тропарями, прокимнами, паримиями, Апостолом, Евангелием), часы пасхальные – «беспсалмные» (не читаются, а поются; 1=3=6=9). Дневной круг богослужения восполняется седмичным. Седмичный богослужебный круг не имеет своих отдельных служб, а материал его лишь вставляется в определенные места служб суточного круга. Вечеpнее богослyжение состоит из тpех слyжб: девятого часа, вечеpни и повечеpия. Утpеннее богослyжение – также из тpех слyжб: полyнощницы, yтpени и пеpвого часа. Дневное богослyжение состоит из тpетьего и шестого часов, а также из чина изобpазительных. Если в этот день совеpшается Божественная литypгия, то она также совеpшается после шестого часа.
|
|
Неизменяемый материал служб суточного круга (он в основном библейский, т.е. взят из книг Ветхого и Нового Завета) находится в книге Часослов.
1) Богослужебный день начинается с вечера. «И был вечер и было утро, день един» (Быт. 1)
Вечерня – совершается перед заходом солнца
Повечерие – сразу после заката (примерно через 40 мин, после трапезы)
Полунощница – на Афоне совершается в 3 часа ночи
Утреня – начинается с рассветом
1 час – на рассвете
3 час – в 9 часов утра
6 час – за 9-м часом
Литургия или чин изобразительных – завершает суточный круг, до полудня.
9 час – совершается перед вечерней следующего астрономического дня (читается тропарь уходящего дня).
2) Службы суточного круга:
● Вечерня – великая (всеношн.бд. и при полиелейной утрени), вседневная, малая (будни при полиелее, без бдения)
● Повечерие – великое (1-4 день 1-ой недели В.П., в Рождество и Богоявление, пн., вт. Страстной) и малое (ср. чв. Страстной)
● Полунощница – будничная, субботняя, воскресная (при всенощном бдении)
● Утреня – полиелейная, будничная, славословная
● Часы – трехпсалмные (обычные) – 1, 3, 6, 9.
а) Цаские (в Рождество и Вел.Пятницу),
б) Пасхальные (всю Светлую)
в) Великопостные
Евхаристия не является службой суточного круга, она является ее центром, вершиной и даже целью. Литургия может менять местоположение относительно других служб суточного круга.
Снисходя к немощам человеческим, к тому образу жизни, который мы ведем, Церковь сгруппировала девять служб суточного круга в три богослужебных корпуса: вечерний, утренний и дневной.
Вечернее богослужение: 9-час, вечерня, повечерие.
Утреннее: полунощница, утреня, 1-час.
Дневное: 3-час, 6-час, чин изобразительных.
Если совершается литургия, то чаще всего она совершается после 6-часа но перед 9-м, но иногда может соединяться с вечерней (например, в Рождественский и Крещенский сочельник и др.)
Богослужебный день начинается с вечера, продолжается через утро и завершается днем («и был вечер, и было утро: день един»). Сначала служится, перед ней 9-й час, после вечерни – повечерие и полунощницу, затем утреню, первый, третий, шестой час и литургию.
3) Часослов – название книги может быть объяснено разными способами. В Часослове находится чинопоследование часов: это одна из служб, вернее, четыре службы дневного круга богослужения. Но можно и шире толковать это название: Часословом регулируется, распределяется молитва по времени суток, по часам дня. Это книга для чтецов и певцов, в ней содержатся неизменяемые службы суточного круга:
1. Полунощница: будничная, воскресная, субботняя
2. Вечерня: великая, вседневная
3. Кафизма 17: «Блаженны непорочные»
4. Тропари
5. Последование общего молебна
6. Часы: 1, 3, 6, 9, изобразительные
Часослов построен не в соответствии с логикой богослужебного дня, а с логикой дня астрономического, потому первая, указанная служба – полунощница.