Начало общее (или обычное начало) знакомо всякому по утренним и вечерним молитвам. Сначала возглас священника «Благословен Бог наш...» (в домашней молитве этот возглас заменяется возгласом «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас»), чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный…». Трисвятое. «Слава, и ныне». «Пресвятая Троице», «Господи, помилуй» (3-жды). «Слава, и ныне. Отче наш». Священник: «Яко Твое есть Царство...», чтец: «Аминь. Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся...». Так начинается каждый цикл служб, поскольку Устав службы соединяет. Например, перед вечерней совершается девятый час, и начало общее читается на девятом часе, а на вечерне уже не повторяется, потому что эти службы идут друг за другом. На первом часе не полагается начало общее, так как он присоединен к утрени. Таким образом, начало общее, по Уставу, должно читаться в день трижды: перед началом вечернего богослужения – это на девятом часе, перед началом утреннего, а утреннее богослужение – это полунощница, утреня, первый час, и перед началом дневного богослужения на третьем часе, за которым идет шестой час и, если совершается, литургия.
|
|
В Начале общем соединение молитв имеет нарастающий характер: все возрастает просьба о помиловании, сначала она звучит трижды в Трисвятом, потом еще 3 раза Господи, помилуй, в заключение еще 12 раз. Прославление Имени Божьего тоже возрастает. Начало общее само по себе может быть названо краткой законченной службой.
Последование:
С: «благословен Бог наш…»; М: «Молитвами святых отец…»
Аминь
Слава тебе Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный…
Трисвятое…
Слава и ныне:
С: «Яко твое есть царство…»
Аминь
Господи, помилуй (12 раз)
Слава и ныне:
Приидите поклонимся… (3 раза)
Общее начало – это концентрация всей службы, объединяющее центральные и самые содержательные молитвы, и оно занимает одно из главных мест в богослужении, т.к. начинает каждый цикл служб и соединяет их между собой.