Часы: виды и чинопоследование

Часы бывают двух типов: с псалмами (трехпсалмные часы) и без псалмов (пасхальные). Тип трехпсалмных часов в свою очередь разделяется на три подтипа: 1) вседневные, 2) вели­копостные, 3) царские (великие) – под сочельники. Царские часы тоже «трипсалмные», но состав этих псалмов не тот же са­мый, что в часах обычных. Царские часы гораздо обширнее и значительнее, на них поются особые тропари, возглашаются прокимны, читаются отрывки из Ветхого Завета, Апостол, Евангелие. Кроме того, часы бывают пасхальные – «беспсалмные», и внеш­нее их отличие от обычных в том, что они не читаются, а поются. Пасхальные часы не различаются между собой: первый час ничем не отличается от третьего, шестого или девятого.

Междочасия же, хотя и представляют собою типы Часов, но теперь самостоятельного значения они не имеют и в числе суточных служб не входят. В древности они несомненно входили в круг древних Часов.

Круг суточного богослужения Церковь начинается вечером ввиду того, что церковный день у нас, христиане как и у евреев, на­чинается с вечера, так как течение времени, по учению Священ­ного Писания, началось с вечера. В состав вечернего богослуже­ния Православной Церкви входят: девятый час, вечерня и повече­рие.

ДЕВЯТЫЙ ЧАС

Девятый Час по Церковному счислению соответствует треть­ему часу пополудни (По восточному счислению день начинается с нашего седьмого часа утра, потому 1 час по восточному счислению соответст­вует нашему 7 часу)

Девятый час посвящен воспоминанию самой смерти Спасителя на кресте, так как именно около этого часа Христос сделал Свой предпоследний возглас на кресте: «Боже, Боже Мой, вскую Мя еси оставил», за которым последовало тотчас напоение Спа­сителя уксусом и (через неуказанный промежуток времени) после­довал возглас, приводимый только у св. ев. Луки: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» (23,46), с которым Господь предал дух Свой.

Так как девятый час принадлежит еще предшествующему цер­ковному дню, то тропарь и кондак на нем читаются истекающего дня.

Девятый час обыкновенно совершается перед вечернею.

В период же всего Великого поста совершаются вместе 3-й и 6-й часы, а затем следует 9-й час, после которого поются Изобразительные и Вечерня.

В навечериях Рождества Христова и Богоявления 9-й час совершается вместе со всеми прочими часами. Вместе с 3 и 6 часами (и отдельно от вечерни) 9 час совершается в среду и пяток Сырные, если в эти дни случится предпразднество Срете­ния или храмовой праздник.

Девятый час иногда совершается в храме, иногда в притворе, как об этом ясно говорится в 1 и 9 гл. Типикона. В дни поста 9 час положено совершать в храме (Типикон, исследование 14-го ноября и понедельник 1-й седмицы Великого поста).

Порядок девятого часа следующий: священник без фелони, но в епитрахили, при закрытых царских вратах и задернутой завесе выходит на солею и дает возглас: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь». «Слава Тебе. Боже ваш, слава тебе», «Царю Не­бесный»..., Трисвятое по «Отче наш...». Священник, стоящий на солее, произносит возглас: «Яко Твое есть царство...». После возгласа «Яко Твое есть Царство...» священник южными дверями уходит в алтарь. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава и ныне», «Приидите поклонимся» (трижды) и затем читаем три псалма девятого часа:

1. «Коль возлюблена селения Твоя, Господи» (Пс. 83);

2. «Благословил еси, Господи, землю Твою» (Пс. 84);

3. «Приклони, Господи, ухо Твое» (Пс. 85).

После псалмов: «Слава и ныне»... Аллилуиа» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава»тропарь святому из Ми­неи, «И ныне» – Богородичен часа: «Иже нас ради рождейся от Девы....», Трисвятое по «Отче наш...» После возгласа священни­ка: «Яко Твое есть Царство…» чтец читает кондак святому из Месячной Минеи... «Господи, помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава и ныне». «Честнейшую Херувим..», «Именем Господним благослови, отче». Священник: «Боже, ущедри ны...». Чтец молитву часа: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш...»

На этом и заканчивается порядок совершения девятого часа. Итак, в последовании девятого часа Св. Церковь напомина­ет нам о часе крестной смерти Спасителя нашего Иисуса Христа. Об этом особенно ярко говорится в великопостном тропаре девя­того часа: «Иже в девятой час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас». В псалмах этого часа пророчески изображаются плоды крестной смерти Сына Божия, как-то: оставление грехов кающимся грешни­кам, примирение человека с Богом и милосердие Божие к грешнику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: