double arrow

Тропари и кондаки на часах воскресных дней

Праздники тропари кондаки
Святой не имеет тропаря (кондака). Слава Тропарь воскресный. И ныне Богородичен часов. Кондак воскресный.
Святой имеет тропарь: не имеет праздничного знака, или поемый на 6. Тропарь воскресный. Слава Тропарь святого. И ныне Богородичен часов. Кондак воскресный.
Святой имеет: славословие, или полиелей, или бдение. Тропарь воскресный. Слава Тропарь святого. И ныне Богородичен часов. НА 1 И 6 ЧАСАХ: Кондак святого. НА 3 И 9 ЧАСАХ: Кондак воскресный.

Тропари и кондаки на часах седмичных дней:
с понедельника по пятницу.

Праздники тропари кондаки
Обыкновенно. Слава Тропарь святого. И ныне Богородичен часов. Кондак святого.
Святой не имеет тропаря (кондака). Слава Тропарь общий известному лику святых. И ныне Богородичен часов. Кондак святого общий.
Два святых и каждый имеет тропарь (кондак). Тропарь первого святого. Слава Тропарь второго святого. И ныне Богородичен часов. НА 1 И 6 ЧАСАХ: Кондак 1-го святого. НА 3 И 9 ЧАСАХ: Кондак 2-го святого.

Тропари и кондаки на часах субботних дней.

Праздники тропари кондаки
Обыкновенно. Слава Тропарь святого. И ныне Богородичен часов. Кондак святого.
Святой не имеет тропаря (кондака). Слава Тропарь общий известному лику святых. И ныне Богородичен часов. Кондак святого общий.
Два святых и каждый имеет тропарь (кондак). Тропарь первого святого. Слава Тропарь второго святого. И ныне Богородичен часов. НА 1 И 6 ЧАСАХ: Кондак 1-го святого. НА 3 И 9 ЧАСАХ: Кондак 2-го святого.
Заупокойная служба в период пения Октоиха. «Апостоли, мученицы и пророцы…» Слава «Помяни, Господи, яко благ…» И ныне Богородичен часов. «Со святыми упокой…»
Заупокойная служба Мясопустной субботы и субботы перед Пятидесятницею. Слава «Глубиною мудрости…» И ныне Богородичен часов. «Со святыми упокой…»

Воскресное богослужение. Всенощное бдение. Особенности воскресной вечерни. 1-5 главы Типикона. Повечерие в субботу вечером (когда не совершается бдение). 7 глава Типикона. (см. пример.)

Воскресное богослужение. Место воскресной службы в Уставе можно сравнить с местом Воскресения Христова в жизни ка­ждого христианина. По словам Св. Писания, без веры в Воскресение тщетна вера наша (1 Кор. 15:14). И воскресная служба, конечно же, имеет в богослужении совершенно исключительное положение. Пасха – это вершина всего года, центр года, ни с чем не сравнимый праздник, даже не двунадеся­тый, поскольку он неизмеримо больше любого двунадесятого праздника; он имеет огромный подгото­вительный период – более 40 дней – и такое же попразднство. А воскресная служба является нача­лом и вершиной седмичного богослужения; неделя – это первый день седмицы. Неделя начинается со своей вершины, с такой высоты, на которую ни один день седмицы больше не поднимается. Название воскресного дня: «воскресенье» не требует объяснения, «неделя» же говорит о том, что в этот день не надо делать мирских дел; это день, посвященный Богу. Вспомним заповедь о дне, по­священном Богу – это одна из десяти заповедей. В Ветхом Завете это день субботный, для новоза­ветных людей это день воскресный.

Сама Евхаристия времени не принадлежит, она принадлежит вечности, и в эту вечность переносит нас из власти времени. Такое же учение было, вероятно, и о воскресном дне. Это день осьмый – день будущего века. В древности именно этот день был днем собрания общины, днем преимущественным для совершения Евхаристии.

В 1-ой главе Типикона описывается малая вечерня, во 2-ой главе – ход воскресного всенощного бдения (в соединении со службой святому без знака). 3-я глава – это воскресное бде­ние в соединении со службой бденному святому; 4-я глава – воскресная служба в соединении со службой полиелейному святому, 5-я – в соединении со службой шестеричному святому и свято­му со славословием, 6-я говорит о количестве бдений (не только воскресных), «бывающих во все лето». После того, как описаны воскресные бдения, упоминаются бдения, которые бывают в остальной период года; очень ясно показано, что воскресная служба является для них образцом. 7-я глава описывает воскресное богослужение без бдения, такой вариант службы, когда совершается великая вечерня, предваряемая девятым часом, затем повечерие, воскресная полунощница и отдельно воскрес­ная утреня. Напомним, что при бдении великая вечерня и праздничная утреня совершаются вместе, как одна служба, а повечерие и полунощница отсутствуют.

Воскресное бдение никогда не служится само по себе, только как воскресная служба. Это ведь не только день седмицы, это еще и день года, день какого-то месяца. Не соединятся воскресная служба только со службами двунадесятых Господских праздников (за исключением Сретения), так как по Уставу в Господский праздник вся вос­кресная служба отменяется. И это свидетельствует об исключительной важности воскресной службы, которая служится всегда неопустительно, кроме лишь одного-единственного случая, когда на воскрес­ный день попадет Господский двунадесятый праздник. Именно двунадесятый, например, Вход Господень в Иерусалим: он всегда в воскресный день, и воскресной службы нет. Рождество, Крещение, Преоб­ражение, Крестовоздвижение – если попадут на воскресный день, то воскресная служба отменяется. А вот Нерукотворный Образ или Положение ризы Спасителя не отменяют воскресной службы; ведь это не двунадесятые праздники. Вот на какой высокой ступени стоит обычный воскресный день в сис­теме Типикона. Выше его только Господский двунадесятый праздник. Все остальное или сравнимо с ним по важности, или сильно уступает.

Всенощное бдение. Всенощным бдением называется особая церковная служба, представляющая в настоящее время соединение вечерни и утрени с первым Часом и отправляемая накануне известных праздников. Свое название она получила от обычая древней Церкви совершать ее в течение целой ночи, до самого рассвета (в богослужебных книгах термин «Бдение» иногда заменяется термином «Собор». Этим словом в богослужебных книгах вообще обозначается особенно торжественное служение, совершаемое собранием иереев; но применяется это название к всенощному бдению).

Первое по времени свидетельство о ночных бдениях принадлежит апостольскому веку. Так, в книге Деяний Апостольских (16 гл., ст.25) упоминается о ночной молитве и пении ап. Павла и Силы, а также ночной молитве (12 гл., 12 ст.) всей апостольской общины. В «Первый день недели», когда ученики собрались (в Троаде) для преломления хлеба, ап. Павел беседовал с ними и провел в беседе всю ночь (Деян.20, 7-11). В соответствии с этим некоторые св. Отцы и учители Церкви, например, св. Иоанн Златоуст (в 27 беседе на 1-е посл.Корин) и Ориген (в 12 гл.соч., «О молитве»), указывают на совершение всенощного бдения как на установление самих апостолов.

В Русской Церкви всенощное бдение появилось только в XV в., т.е. одновременно с введением Иерусалимского устава.

По Уставу, всенощное бдение должно начинаться спустя немного времени после захода солнца: «по еже зайти солнцу мало» (Типикон, 2 гл.). Но так как непосредственно перед солнечным закатом полагается служить особую службу, именно малую вечерню, то всенощному бдению, по Уставу, предшествует малая вечерня, исполняемая незадолго до бдения. Повечерие и полунощница в день всенощного бдения оставляются. Обыкновенно в приходских церквах малая вечерня тоже опускается вместе с девятым часом.

Перед всенощной должна совершаться малая вечерня. Перед малой вечерней должен совершаться девятый час, на котором читается тропарь и кондак уходящего дня, а вечерня уже посвящена празднику, т.е. литургические темы этих двух служб – различные.

Бденное богослужение образуется самой праздничной вечерней и самой праздничной утре­ней – великой вечерней и полиелейной утреней. Для того чтобы молиться всю ночь, а на словах «Слава Тебе, показавшему нам свет» встретить восход солнца, вечерню нужно начинать достаточно поздно. Получается, что вечерня начинается очень поздно, уже в ночи, а обычное время вечерней мо­литвы остается без службы, поэтому для этих дней Типикон и назначает служить малую вечерню. Малая вечерня, по указанию Типикона, совершается прежде солнечного захождения, когда еще не зашло солнце, то есть когда еще светло.

Устав малой вечерни описан в 1-й главе Типикона. Там говорится о малой вечерне, совершаемой под воскресные дни, но она является образцом всех малых вечерен года. Каков план и порядок со­вершения этой службы?

1. «Благословен Бог...»

2. Девятый час.

3. «Благословен Бог»

4.103-й Псалом.

5. Господи, помилуй 3 раза, Слава, и ныне.

6. «Господи, воззвах...» и стихиры на Господи, воззвах на 4.

7. Свете тихий

8. Прокимен дне.

9. Сподоби, Господи

10. Стихиры на стиховне.

11. Ныне отпущаеши и Трисвятое по Отче наш.

12. Тропарь.

13. Ектенья сугубая сокращенная.

14. Окончание.

Сравним малую и будничную вечерни. На малой вечерне нет светильничных молитв; всегда отсутствуют великая и просительная екте­ньи. Однако великая ектенья заменена на Господи, помилуй 3 раза и Слава, и ныне. Это очень инте­ресно и свидетельствует нам о том, каково значение в службе таких мелочей, как Господи, помилуй и Слава, и ныне. Такая замена произошла потому, что все содержание великой ектеньи может быть сведено к этим текстам: все 11 длинных прошений великой ектеньи, к которым припевается Господи, помилуй – это просьба о помиловании, а возглас, заключающий каждую ектенью, всегда имеет хва­лебный характер и может быть сведен к «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Мы кратко называем его Слава, и ныне, на самом же деле это малое славо­словие Пресвятой Троице, очень важный текст.

Просительная ектенья ничем не заменяется, остается только сугубая в сокращенном варианте. На малой вечерне никогда нет кафизмы, а на будничной она есть в большинстве случаев. На малой ве­черне стихиры на Господи, воззвах всегда поются на 4, это самое маленькое количество, какое только может быть. Это основные отличия малой вечерни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: