Содержание самостоятельной работы. 1.1 Прочитайте п. 1 § 17- 18 «Культура Руси» [1, с

1.1 Прочитайте п. 1 § 17- 18 «Культура Руси» [1, с. 130- 140] и выпишите определение понятия "культура" [1, с. 130-131]. -совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической трудовой практики.

1.2 Найдите в § 17- 18 «Культура Руси» [1, с. 130- 140] и выпишите в тетрадь, раскрывая сущность, следующие понятия:

- Летопись- — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий

- Проповедь- христианское церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить слушающим учение Иисуса Христа.

- Церковно-учительская литература- литература, которая составлена внутри Православной церкви (Писание, Летописи, свод церковных правил, былины и притчи православные, церковное право и канон), которая в древнее время (до 1870 года) использовалась в начальных школах для обучения грамотности населения.

Былины- это древнерусские эпические песни-сказания, воспеванием подвигов богатырей отражавшие исторические события 11 – 16 веков.

Крестово-купольное строение- — архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V—VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объем, центр которого разделен 4 столбами на 9 ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом.

1.3 По §17- 18 «Культура Руси» [1, с. 130- 140] подготовьте письменно краткое описание ремесел, известных в Древней Руси:

Процесс ювелирного украшения включал в себя изготовление неких

Украшений древнерусскими мастерами из драгоценных камней из благородных металлов, которые использовались для украшения колец, серёжек, ожерелий, бус, кулонов, различных одежд и орудий.

Вышивка

В древней Руси вышивать умели все женщины в независимости от возраста и социального положения. Не секрет, что крест русичами всегда рассматривался как оберег, способный защитить человека, его семью и жилище от дурного глаза и нечистой силы и незваных гостей. Когда изделие вышивалось за день оно считалось особо ценным. Как правило над такой вещью работало много рукодельниц. Начав на заре, они старались закончить ее до захода солнца. Наши предки считали такое изделие идеально чистым, которое может защитить от болезней, стихийных бедствий и всякого другого лиха. Ещё вышивкой украшали предметы быта - полотенца, подзоры, скатерти. Так же вышивали праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и другие изделия. Как правило, выполнялись они из простых, недорогих материалов, но отличались высоким художественным мастерством. Специально ритуальным предметом, давно обособившимся от своего бытового двойника, было полотенце с богатой и сложной вышивкой. Полотенца служили вожжами свадебного поезда

Мастерство кузнецов

Кузнец в былинах, преданиях и сказках является олицетворением силы и мужества, добра и непобедимости. Железо тогда выплавляли из болотных руд. Добыча руды производилась осенью и весной. Ее сушили, обжигали и везли в металлоплавильные мастерские, где в специальных печах получали металл. Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов-мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Для хозяйства - ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи, - изготавливали талантливые умельцы.

Резьба по дереву и камню.

Ремесло резьба по дереву, применялось на Руси с древнейших времён.

Правда до нашего времени дошли лишь некоторые образцы. Это произошло вследствие их небольшой стоимости и хрупкости самого материала, из которого они состоят. Из дерева мастера и простые люди изготавливали фигурки зверей, птиц, различные обереги, которые передавались из поколения в поколение. Жители того времени верили, что дерево является связующим звеном между солнцем и обычным человеком.

Но, очень часто изделия из дерева носили чисто практический характер или были культовыми предметами, которыми пользовалась практически вся семья. Деревянной резьбой украшали предметы мебели, посуду, игрушки и другие изделия. Резьба по дереву широко применялось в деревянном зодчестве того времени, подарив нам немало памятников архитектурного искусства.

На Руси камнерезы славились своим искусством и создавали уникальные памятники культуры. Резьба по камню, как ремесло существовало во многих мировых культурах. Она включает в себя художественную резьбу, изготовление барельефов и горельефов в виде лиственных орнаментов, изображений животных, например, птиц, изготовления различных аксессуаров, деталей.

2.1. Запишите в тетрадь, используя свои знания, примеры фольклорно-обрядового начала в пословицах, поговорках (Волк в овечьей шкуре, Враг моего врага — мой друг, Все хорошо, что хорошо кончается), приметах (Чем позднее родные края покидают журавли, тем позднее зима придет, Теплая зима? Жди холодного и дождливого лета, Звездное небо – гарантия морозного дня), сказках (жил-был в тридевятом царстве в тридесятом государстве, однажды в давние времена жил-был, в незапамятные времена, когда коровы умели летать жил-был), заговорах ("Во имя Отца, и Сына, и святого Духа... " или "О, Адонай Йэве, Зебаот, превысший отец... ").

2.2. Напишите в тетрадь главных героев русских былин: Алёша Попович • Василий Буслаев • Горден Блудович • Вольга Святославич • Гаврила Алексич • Данило Игнатьевич • Добрыня Никитич • Дунай Иванович • Дюк Степанович • Евпатий Коловрат • Иван Данилович • Илья Муромец • Микула Селянинович • Михайло Данилович • Никита Кожемяка • Полкан • Ратмир • Садко • Святогор • Ставр Годинович

2.3. По § 17- 18 «Культура Руси» [1, с. 140- 150] выделите, а затем запишите выдающиеся произведения архитектуры этого периода.

Киевский собор Святой Софии, Золотые ворота во Владимире, Новгородская София, Покровский собор «на рву» (собор Василия Блаженного), Дмитровский собор,

Великого, Даховская церковь
Троице-Сергиева монастыря, Церковь XVII в., Андронников монастырь, Казанская церковь в Коломенском,

Филях, Дмитровский собор, Собор Покрова на Нерли.

2.4. Обратитесь к каталогам библиотеки, составьте список дополнительной литературы по теме "Культура Киевской Руси"

Чёрная Л. А. История культуры Древней Руси. — М.: Логос, 2007. — 288 с.

https://yakub-b.narod.ru/Arhitektura/ArRus/ArRus.htm

https://5klass.net/mkhk-10-klass/Pamjatniki-arkhitektury-Drevnej-Rusi/005-Uspenskij-sobor-vo-Vladimire.html

https://www.liveinternet.ru/users/3469412/post243830585

https://www.slavianin.ru/nasledie/stati/remyosla-v-drevney-rusi.html

2.5. Нарисуйте план русского православного храма, для этого внимательно рассмотрите цветные иллюстрации.

Вопросы для самоконтроля:

1) Чем материальная культура отличалась от духовной культуры Киевской Руси?

 
 
Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. Духовная культура: — содержит в себе все области духовного производства (науку, искусство, религию, мораль, политику и право), — показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства)

2) Какие факторы оказывают влияние на складывание формирование и развитие русского народа?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: