Россия и внешний мир

Распад СССР и возникновение независимых государств нарушили политический баланс в мире, существенно повлияли на ход мирового интеграционного процесса. Общая нестабильность системы международных отношений резко возросла. Окончание «холодной войны» привело к кардинальным изменениям в расстановке сил на международной арене, к реструктуризации всей системы международных отношений. На смену биполярному миру и противостоянию двух систем пришла иная организация международных отношений, в рамках которой России предстояло определить свой статус. При этом в российской правящей элите, которая ориентировалась на западную модель развития, доминировали представления о том, что страна ускоренно интегрируется в евроатлантические структуры, что США и Западная Европа являются главными партнерами России. Реализация данной стратегии связана с деятельностью министра иностранных дел А.В. Козырева. Однако страны Запада не хотели видеть нашу страну равноправным партнером и постоянно игнорировали ее законные интересы. Только в середине 90-х гг. в правящих кругах страны окрепло убеждение в том, что Россия должна более твердо отстаивать свои национальные интересы.

Во внешней политике России особое место занимали отношения со странами «ближнего зарубежья», прежде всего в рамках СНГ. Первые два года существования СНГ характеризовались центробежными тенденциями. Начался раздел вооружения, создание национальных армий, возникли очаги напряженности, вооруженные конфликты, обострились споры о границах. В 1993 г. была ликвидирована единая рублевая зона и прекратилось существование общего экономического пространства, завершился раздел Советской Армии и формирование национальных вооруженных сил.

Несмотря на многочисленные декларации об особом характере отношений между странами Содружества, реальная политика не была столь радужной. В рамках СНГ в 90-е гг. было подписано около двух тысяч соглашений, большая часть которых не была реализована. Так, не выполнялся ташкентский Договор о коллективной безопасности, не была реализована совместная охрана границ. Внутри СНГ шел процесс формирования различных коалиций, причем нередко без участия России. Во второй половине 90-х гг. стало очевидно, что СНГ было создано не столько для интеграции республик СССР, сколько для смягчения последствий распада союзного государства. Закономерно в этой связи, что в российской политике начались перемены в отношениях со странами СНГ. Задачи интеграции в военно-политической сфере отошли на второй план, происходила «экономизация» связей, акцент переносился на налаживание сотрудничества с отдельными участниками СНГ (Белоруссия, Казахстан, Киргизия). Идет формирование региональных объединений различной конфигурации. Так, все большую роль для России приобретает Шанхайская организация сотрудничества, в которую входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан.

В развитии отношений с бывшими республиками СССР существовали непростые проблемы. В их числе: положение «русскоязычного» населения в государствах Прибалтики, Молдавии, Киргизии, Узбекистане (за пределами России оказалось 24 млн. русских, которые нередко подвергались бытовому национализму и дискриминации); территориальные и исторические претензии стран Балтии к России; события в Южной Осетии, Абхазии, затрагивающие российско-грузинские отношения, – непростые при Э. Шеварднадзе и ухудшившиеся при М. Саакашвили; противоречия с Украиной из-за Севастополя и Черноморского флота, транзита российского газа, статуса русского языка на Украине, усиления прозападных настроений на Украине после прихода к власти В. Ющенко в 2004 г.; правовой статус Каспийского моря – одного из наиболее богатых нефтью регионов мира; отношения со странами среднеазиатского региона, где укрепляются позиции США. В 2004-2005 гг. по периметру СНГ не без участия США прошли «оранжевые революции» в Грузии, Украине, Узбекистане, Киргизии. Только после прихода к власти на Украине в 2010 г. президента В. Януковича отношения Москвы и Киева стали улучшаться.

Иначе складывались отношения с Белоруссией. В августе 1995 г. был заключен договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и Белоруссией. 2 апреля 1996 г. в Кремле был подписан Договор о создании Сообщества двух государств. В апреле 1997 г. новое сообщество получило название Союза Суверенных Республик (ССР). Курс на политический союз и сближение России с Белоруссией (заявившей о своей антинатовской позиции) приобретает особый смысл в условиях расширения НАТО на Восток, хотя развитие российско-белорусского союза проходило противоречиво и сложно.

Самый острый конфликт в постсоветский период между бывшими республиками СССР произошел в 2008 г. Проводимая президентом Грузии М. Саакашвили политика насильственной консолидации «грузинских территорий» по отношению к автономиям внутри Грузии (Южная Осетия и Абхазия) привела к военному конфликту с Россией. В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. грузинские войска начали интенсивный артиллерийский обстрел Цхинвала, столицы Южной Осетии, после чего была предпринята попытка штурма города. В результате более десяти российских военнослужащих из состава миротворческих сил были убиты, несколько десятков – ранены, сотни мирных жителей Цхинвала погибли. В Южную Осетию были переброшены части Российской армии, которые вошли в боевое соприкосновение с грузинскими войсками и вынудили их отступить далеко вглубь территории Грузии. 12 августа 2008 г. активная фаза операции по «принуждению грузинских властей к миру» завершилась. Россия 26 августа 2008 г. первой в мире признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Вместе с тем конфликт на Кавказе был использован как предлог для ввода в Черное море военных кораблей НАТО, для ускоренного навязывания Европе американских противоракетных систем. Таким образом, авантюра тбилисского режима обернулась ростом международной напряженности.

Существенно изменились отношения с дальним зарубежьем, то есть со странами, не входившими прежде в состав СССР. Эти отношения развивались в военно-политической и экономической сферах. Причем в военно-политической сфере Россия проводила политику уступок и открытости, шла навстречу стратегическим интересам США. С одной стороны, это обеспечивало России международную поддержку в период становления как самостоятельного государства. С другой стороны, безоговорочно поддерживая действия США, например, экономические санкции против Ирака и Югославии, Россия шла вразрез со своими интересами на Ближнем и Среднем Востоке, на Балканах, наносила ущерб экономическим интересам. При этом западные партнеры, прежде всего США, далеко не всегда отвечали нам взаимностью. Позитивные изменения во внешней политике России, укрепление ее самостоятельности стали проявляться, когда министром иностранных дел был Е. Примаков (январь 1996 – сентябрь 1998). Так, Россия отказалась от экономических санкций против Югославии, осудила бомбардировку Ирака американцами в сентябре 1996 г.

Новый характер приобрели отношения России со странами Центральной и Восточной Европы. После распада Варшавского договора и СЭВ началась переориентация стран «народной демократии» на Запад. Россия фактически потеряла военно-политических союзников и важных партнеров в экономике. В 90-е гг. многократно сократились масштабы экономического сотрудничества между Россией и странами ЦВЕ, оказались разорванными хозяйственные, научные, культурные связи.

Еще более сложно и противоречиво складывались отношения со странами ЦВЕ в политической сфере. В 1994 г. завершился вывод наших войск из бывших социалистических стран и государств Балтии. Руководители государств ЦВЕ в качестве главных задач ставили экономическую и политическую интеграцию с Евросоюзом и НАТО. К сожалению, Россия не видела в стремлении вчерашних союзников вступить в НАТО большой опасности.

Между тем геополитика США была нацелена на создание однополюсного мира, в котором должна доминировать одна сверхдержава, стоящая во главе НАТО. Первоначально среди российских политиков были распространены представления о том, что НАТО будет распущено вслед за ОВД, что постепенно НАТО будет трансформироваться в преимущественно политическую структуру. В декабре 1991 г. Б. Ельцин заявил даже о готовности России присоединиться к НАТО. Однако НАТО переориентировалось на новые военно-стратегические цели, взяло курс на расширение круга его участников, на решение вопросов обеспечения безопасности даже в обход ООН. Россия не сразу правильно сориентировалась в этой ситуации и весьма неактивно выступала против продвижения НАТО на Восток. Более того, министр иностранных дел России А. Козырев считал, что «расширение НАТО на Восток никому не угрожает».

Для сотрудничества с не участвующими в альянсе странами в январе 1994 г. была принята программа «Партнерство во имя мира». Россия сдержанно отнеслась к этому проекту, присоединилась к нему только в мае 1995 г. В декабре 1996 г. сессия НАТО санкционировала начало расширения альянса. Противостоять этому Россия не могла и пошла на подписание в мае 1997 г. Основополагающего акта о взаимоотношениях с НАТО. Был создан постоянный совет Россия - НАТО.

Основополагающий акт, не давая России никаких прав или гарантий безопасности, юридически оформил движение НАТО на Восток. Подписание этого документа – крупнейшая внешнеполитическая ошибка российского руководства 90-х годов. В 1999 г. членами НАТО стали Польша, Чехия и Венгрия, в 2004 г. – Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Болгария, Словакия, Словения, в 2009 г. – Албания, Хорватия, Франция (вернулась в военную организацию НАТО). В кругах НАТО рассматривались перспективы принятия в альянс Грузии и Украины. Такая политика противоречит национальным интересам России. Расширение НАТО наглядно продемонстрировало слабость России и наличие глубоких противоречий между Россией и США.

Кроме того, члены НАТО не рассматривали Россию в качестве равноправного партнера, а возможности России влиять на политику альянса через механизм, предусмотренный Основополагающим актом, оказались малоэффективными. К чему может привести «обновленный» блок НАТО, наглядно показали бомбардировки авиацией НАТО Югославии (1999 г.).

Активное участие в европейских делах Россия принимает в рамках Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству (ОБСЕ), расширяет связи с Европейским союзом (ЕС). В 90-е гг. ЕС выступал как важнейший торговый партнер России. В 1996 г. Россия была принята в Совет Европы. В целом многосторонние и двусторонние отношения России с европейскими государствами развивались динамично и во многом конструктивно, хотя сохранялись и различные противоречия, например, в подходах к чеченской проблеме. В 2005 г. Евросоюз и ПАСЕ поставили вопрос о возвращении Японии Курил.

После распада СССР изменились масштабы и характер экономических отношений с зарубежными странами. В силу объективных причин (сокращение территории и численности населения, снижение ВВП, разрыв интеграционных связей, ограничение доступа к Черному и Балтийскому морям) Россия уже не могла играть прежней роли в мировой торговле и международном разделении труда. Ее возможности снизились также в связи с сокращением объемов производства и утратой позиций в сфере передовых технологий. Одним из приоритетных внешнеэкономических задач в 90-е гг. стало привлечение иностранных инвестиций. Россия стала участником различных экономических организаций и совещаний. Однако роль России на рынке передовых технологий неуклонно сокращалась. В результате за Россией в системе международного разделения труда все больше закреплялся статус поставщика топливно-сырьевых ресурсов.

Со второй половины 90-х гг. российская дипломатия стала больше внимания уделять контактам со странами Дальнего, Среднего и Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона. Заметно активизировались отношения с Китаем. В 1996 г. Россия и Китай взяли курс на установление равноправного доверительного партнерства, ориентированного на стратегическое взаимодействие в XXI веке. Взаимоотношения с КНР развивались весьма плодотворно, однако в отношениях с Китаем есть и проблемы. В настоящее время впервые за 150 лет Россия выступает в роли государства экономически более слабого, чем Китай. Разность экономических потенциалов влияет на характер и структуру экономических связей двух государств. Существенной проблемой российско-китайских отношений становится массовый наплыв (нередко нелегальный) граждан Китая в районы Сибири и Дальнего Востока, откуда нарастает отток граждан России.

В 90-е гг. существенно изменился характер и направленность российско-японских отношений. На смену отчужденности прошлых десятилетий пришло стремление нормализовать взаимоотношения и активно их развивать на основе учета национально-государственных интересов. Правда, развитие отношений с Японией отягощено спором о принадлежности южной части Курильской гряды. Россия на законных основаниях владеет Курилами и не должна поступаться своими национальными интересами. В 1990 г. были восстановлены дипломатические отношения с Южной Кореей, а в 1992 г. между двумя странами был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве. В то же время улучшение отношений с Сеулом привело к охлаждению отношений с Северной Кореей.

Одним из достижений российской внешней политики следует назвать поворот в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. В 1996 г. Россия получила статус полномасштабного партнера по диалогу в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), а в 1998 г. стала полноправным членом Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

В начале XXI века отношения России и Запада начали переходить в новую фазу. В известной мере объединяющим Россию и Запад фактором стал международный терроризм. После террористических актов 11 сентября 2001 г. в США активизировались совместные действия против этого зла. В последние годы активно развивается политическое и экономическое сотрудничество России со странами Запада. Приобрели регулярный характер совещания «Большой восьмерки», которая объединяет лидеров восьми ведущих государств мира. Однако подчас трудно уйти от мысли о том, что Россия не является подлинно равноправным партнером Запада. Более того, на Западе есть весьма влиятельные силы, которые хотели бы видеть в России не великую державу и равноправного партнера, а третьестепенную державу.

К началу тысячелетия внешняя политика России завершила стадию своего становления. Позади остался период, когда после развала СССР Россию не без причины рассматривали как страну, готовую быть ведомой, лишь бы «попасть в цивилизованное общество» (Е.М. Примаков). В 2000 г. были приняты три важных базовых документа, а именно: Концепция национальной безопасности, содержащая анализ внешних угроз интересам Российского государства. На основе Концепции была принята Военная доктрина и Концепция внешней политики. Суть внешней политики России была изложена В.В. Путиным в послании Федеральному Собранию (апрель 2002). «Мы строим со всеми государствами мира … конструктивные нормальные отношения. Однако хочу обратить внимание и на другое: нормой в международном сообществе, современном мире является и жесткая конкуренция - за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. И в этой борьбе России надо быть сильной и конкурентоспособной… Российская внешняя политика и в дальнейшем будет строиться сугубо прагматично, исходя из наших возможностей и интересов – военно-стратегических, экономических, политических. А также с учетом интересов наших партнеров, прежде всего по СНГ».

Позитивные перемены во внешней политике России все более отчетливо начали проявляться в последние годы. Так, выступая в Мюнхене на Международной конференции по безопасности (февраль 2007 г.), В.В. Путин фактически признал уязвимость внешнеполитического курса, проводившегося с 1991 г. и подверг жесткой критике концепцию однополярного мира. Россия выступает против размещения в Чехии и Польше элементов ПРО США, активно критикует курс на принятие в НАТО Украины и Грузии, решительно осудила одностороннее провозглашение независимости Сербского края Косово. В начале 2008 г. Россия вышла из Договора об ограничении обычных вооруженных сил в Европе, который, по словам В.В. Путина, вводил колониальные по своему характеру ограничения для России. Россия все более активно возвращается в качестве актора ближневосточного урегулирования. Принципиально важный характер имеет укрепление стратегического партнерства России и Китая, что наглядно проявилось во время визита Д.А. Медведева в КНР в мае 2008 г. В марте 2013 г. состоялся государственный визит в РФ нового Председателя КНР Си Цзиньпина. Тот факт, что Си Цзиньпин поставил Россию на первое место в списке посещенных стран (как и его предшественник Ху Цзиньтао 10 лет назад) свидетельствует о сохранении тенденции на укрепление стратегического взаимовыгодного партнерства. Принципиально важный смысл имеет первый в истории визит патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Китай (май 2013 г.).

Таким образом, главным геополитическим последствием «холодной войны» стало разрушение СССР, уничтожение его как великой державы. За прошедшие с тех пор годы Россия утверждала свое место в новой системе международных отношений. Не всегда это было оптимально. Тем не менее Россия сумела сохранить себя в качестве самостоятельной политической величины в современном мире. У нее нет явных крупных союзников, но с крупнейшими государствами поддерживаются нормальные отношения. Главной чертой внешнеполитического курса, которым пошла наша страна в новом веке, стало отстаивание национальных интересов России. Россия все более осознает свои национальные интересы, все больше укрепляет международные позиции и международный статус, играет все более заметную самостоятельную роль на мировой арене.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: