Лекция –; это экономный способ взаимодействия студентов и преподавателя с целью сообщения студентам значительного объема информации. Составляют не более 40% аудиторных занятий.
В вузовском обучении лекция является основной формой учебных занятий.
Виды лекций:
1) учебно-программная лекция;
2) обзорная лекция – может быть по всему курсу; читается перед госэкзаменами, вопросы рассматриваются кратко;
3) установочная лекция – по организации практики, по методики практики, по особенностям учебной деятельности, особенности обучения в вузе;
4) вводная лекция – введение в дисциплину;
5) заключительная лекция – подведение итогов раздела; систематизирует и уточняет знания студента.
Классификация лекций по Карандашеву: (по месту в учебном курсе)
1) вводная;
2) итоговая – завершает изучение курса, обобщает пройденное за весь период;
3) обзорная – близка к установочной и читается как монолог;
4) установочная – обзор основного материала, где объясняются положения дисциплины;
|
|
5) проблемная – к решению проблемы привлекается аудитория; может идти с помощью эвристической беседы (на поиск нового).
Отличие лекций от учебника:
1) непосредственное общение с лектором;
2) лекция представляет разные точки зрения;
3) лекция дает возможность повторения того, что нужно студентам и преподавателю – системность это самое главное;
4) лекция учитывает особенности ситуации;
5) лекция способствует установлению живой связи студентов с изучаемой дисциплиной.
Структуры лекций обычно включает 3 части:
1) вступительная – 5 минут – тема занятия, используемая литература, план, проблемный вопрос (ПВ) – зачем это нужно знать.
Задать ПВ – значит раскрыть каналы, привести пример из личного опыта, практики, научно-теоретический;
2) основная – самая продолжительная по времени, около 1 час 15 минут – оптимально 3 вопроса общего плана лекции (не более 4х вопросов);
3) заключительная – 10 минут – формулирование вывода, подведение итогов. «Есть ли у вас вопросы?» или «Все ли вам понятно?» - задавать не нужно.
Вступление и заключение – самые важные части!