Разворот судна в узкости с помощью якоря

Развороты на ограниченной акватории. Если на судне с отданным на грунт якорем, цепь которого натянута назад параллельно ДП, пере­ложить руль на один из бортов и дать передний ход двигателю, то кор­ма судна под влиянием боковой силы руля Pру, обтекаемого струей от винта, получает боковое перемещение в сторону, противоположную пе­рекладке руля. Продольного перемещения судно в начальном периоде не получает, так как сила упора винта Ре компенсируется держащей силой якоря Ря, поэтому вращение вначале происходит вокруг полюса поворота, положение которого зависит, от точки приложения поперечной силы. В данном случае поперечная сила Pру создается рулем, следовательно, приложена примерно на расстоя­нии 0.5L в корму от ЦТ, поэтому в соответствии с графиком хпп=fр) будет находиться приблизительно на расстоянии 0.15L в нос от ЦТ. Если якорная цепь вытравлена на такую длину lц, при которой якорь будет находиться под днищем судна в районе полюса поворота (в рассматриваемом случае этому соответствует lц =0,35L), то судно и в дальнейшем будет продолжать вращение вокруг ПП без поступа­тельного движения (если якорь не драгирует). Следовательно, оно мо­жет быть развернуто практически на месте на любой угол. Если вытравлено якорной цепи меньше чем 0.35L, то ПП смеща­ется в нос, и вращение судна будет происходить по-прежнему вокруг точ­ки, находящейся примерно над лежащим на грунте якорем, но с несколько меньшей угловой скоростью, чем в случае lц = 0,35L. Уменьшение угловой скорости связано с тем, что ЦТ в данном случае будет описывать дугу большего радиуса, а это приводит к воз­растанию демпфирующего гидродинамического момента. Если же якорной цепи вытравлено больше чем 0,35L, то после на­чала вращения между ДП и направлением якорной цепи образуется более или менее значительный угол, а это приводит к появлению поперечной составляющей натяжения якорной цепи, при­ложенной к носовой оконечности и способствующей развороту судна. Следует учитывать, что при таком вращении судно приобретает неко­торое поступательное движение, поэтому нужное для разворота прост­ранство возрастает. Во всех рассмотренных случаях разворота с использованием от­данного на грунт якоря необходимо, чтобы сила упора винта не превы­шала держащей силы якоря. В противном случае якорь поползет, и судно может не вписаться в имеющуюся акваторию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: