Развороты на ограниченной акватории. Если на судне с отданным на грунт якорем, цепь которого натянута назад параллельно ДП, переложить руль на один из бортов и дать передний ход двигателю, то корма судна под влиянием боковой силы руля Pру, обтекаемого струей от винта, получает боковое перемещение в сторону, противоположную перекладке руля. Продольного перемещения судно в начальном периоде не получает, так как сила упора винта Ре компенсируется держащей силой якоря Ря, поэтому вращение вначале происходит вокруг полюса поворота, положение которого зависит, от точки приложения поперечной силы. В данном случае поперечная сила Pру создается рулем, следовательно, приложена примерно на расстоянии 0.5L в корму от ЦТ, поэтому в соответствии с графиком хпп=f (хр) будет находиться приблизительно на расстоянии 0.15L в нос от ЦТ. Если якорная цепь вытравлена на такую длину lц, при которой якорь будет находиться под днищем судна в районе полюса поворота (в рассматриваемом случае этому соответствует lц =0,35L), то судно и в дальнейшем будет продолжать вращение вокруг ПП без поступательного движения (если якорь не драгирует). Следовательно, оно может быть развернуто практически на месте на любой угол. Если вытравлено якорной цепи меньше чем 0.35L, то ПП смещается в нос, и вращение судна будет происходить по-прежнему вокруг точки, находящейся примерно над лежащим на грунте якорем, но с несколько меньшей угловой скоростью, чем в случае lц = 0,35L. Уменьшение угловой скорости связано с тем, что ЦТ в данном случае будет описывать дугу большего радиуса, а это приводит к возрастанию демпфирующего гидродинамического момента. Если же якорной цепи вытравлено больше чем 0,35L, то после начала вращения между ДП и направлением якорной цепи образуется более или менее значительный угол, а это приводит к появлению поперечной составляющей натяжения якорной цепи, приложенной к носовой оконечности и способствующей развороту судна. Следует учитывать, что при таком вращении судно приобретает некоторое поступательное движение, поэтому нужное для разворота пространство возрастает. Во всех рассмотренных случаях разворота с использованием отданного на грунт якоря необходимо, чтобы сила упора винта не превышала держащей силы якоря. В противном случае якорь поползет, и судно может не вписаться в имеющуюся акваторию.
|
|