Целью проектирования является установление оптимального состава компонентов асфальтобетонной смеси, который обеспечит заданные технологические и эксплуатационные свойства асфальтобетона. Необходимо ориентироваться на получение наиболее экономичного состава асфальтового бетона с учетом возможности применения местных дорожно-строительных материалов.
В настоящее время наибольшее распространение получил следующий метод, в соответствии с которым проектирование состава ведется в два этапа:
1. подбор зернового состава минеральной части асфальтобетонной смеси;
2. определение оптимального количества битума в асфальтобетоне.
Принципиальной основой этого метода является подбор такого соотношения между зернами минеральной части, при котором пористость минерального остова будет минимальной при оптимальном количестве битума.
В практике отечественного дорожного строительства расчет состава асфальтобетона из горячих смесей ведут по предельным кривым плотных смесей.
|
|
Принципиальная основа метода – теоретическое положение о том, что наилучшие свойства асфальтобетона обеспечиваются при плотном минеральном каркасе и оптимальном содержании битума.
Последовательность проектирования состоит из следующих этапов:
Ø выбор и оценка качества исходных материалов (щебня, песка, минерального порошка и битума);
Ø подбор зернового состава минеральной части асфальтобетона по плотности;
Ø определение оптимального количества битума;
Ø определение технических характеристик асфальтобетона по результатам испытания контрольных образцов.
Выбор исходных материалов:
Битум. Для приготовления горячих смесей следует применять вязкие нефтяные дорожные битумы марок БНД 60/90, БНД 90/130, БН60/90, БН90/130 по ГОСТ 22245-90 и СТБ 1062-2004. Марку битума выбирают в зависимости от вида смеси и категории дороги.
(ПАВ). На дорогах I и II категорий в верхних слоях покрытий из смесей типов А и Б следует применять дорожные битумы с катионактивными адгезионными добавками, удовлетворяющими требованиям соответствующих нормативных документов.ПАВ улучшают сцепление битума с минеральными материалами и повышают удобоукладываемость смесей.
Целлюлозное волокно. Для приготовления щебеночно-мастичных смесей в качестве стабилизирующей добавки следует применять целлюлозные волокна или гранулы на их основе.
Крупный заполнитель (щебень, гравий). Для приготовления плотных смесей следует применять кубовидный щебень узких фракций, а также щебень и гравий из плотных горных пород.
Мелкий заполнитель (песок природный и из отсева дробления). Для приготовления смесей следует применять пески с модулем крупности более 1,5 и дробленый песок, отвечающий требованиям нормативно-технических документов. Песок с модулем крупности от 1,0 до 1,5 может быть использован только совместно с другим, более крупным песком. При этом суммарный модуль крупности смеси песков должен быть более 1,5.
|
|
Минеральный порошок (тонкодисперсный наполнитель). Минеральный порошок в асфальтобетоне выполняет следующие функции: способствует созданию плотного минерального остова, структурирует (наполняет) битум, обеспечивает адгезионные связи в асфальтобетоне, изменяет вязкость битума с течением времени. Для приготовления смесей следует применять активированные и неактивированные минеральные порошки, а также асфальтогранулят.
Для приготовления асфальтобетона с целью повышения его качества рекомендуется применять фракционированный щебень.
Определяют содержание каждой фракции щебня, песка и минерального порошка. Вычисляют общее содержание фракции данного размера в запроектированной минеральной части асфальтобетона (т.е. частные остатки на соответствующих ситах).
Определение оптимального содержания битума. На основе результатов расчета состава минеральной части асфальтобетона делают несколько (обычно 3) замесов смесей с различным содержаниям битума: со средним рекомендуемым и oтличающимся от него на ± 0,5 %.
Изготовленные из смесей образцы подвергают испытанию. в соответствии с нижним и верхним пределами указанных показателей устанавливают оптимальное содержание битума. В целях ускорения и упрощения работы оптимальное содержание битума можно рассчитывать по фактической пористости минеральной части и остаточной пористости асфальтобетона