Под конкурентноспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) хар-ик тов, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого тов над др. в усл. Шир-го предлож-ияконкур-щих тов-аналогов.Обеспечение конкурентоспособности продукции на требуемом уровне предполагает необходимость ее количественной оценки по след-им пар-ам, участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.
По группам параметров (технических и экономических) проводится сравнение для выяснения, насколько пара метры близки к соответствующему параметру потребности.
В группу технических пара.м.етров, используемых при оценке конкурентоспособности, входят: пар-ры назначения, эргономические, эстетическиеи нормативные параметры.
Пара.м.етры назначения характеризуют области применения продукции и функции, которые она обязана выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью использования
|
|
продукции в конкретных условиях потребления. Параметры назначения подразделяются на классификационные (на-р, пассажиров местимость для средств транспорта), технической эффективности (например, производительность станка) и конструктивные (характеризуют основные проектноконструкторские решения, использованные при разработке изделия).
Эргономические параметры показывают продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении.
Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида. Эти параметры моделируют внешнее восприятие продукции и отражают именно такие ее внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными.
Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством нарынке, где эту продукцию предполагается продавать.
Номенклатура экономических. пара метров, применяемых при оценке конкурентоспособности, характеризуется структурой полных затрат потребителя(цены потребления) по приобретению и потреблению продукции, которая определяется ее свойствами, а также условиями приобретения и использования на конкретном pынке.
На основе изучения потре-ей потенц-ых покупа-й опред-ся номен-ра параметров,кот-ми польз-ся производитель при оценки продукции на ры-ке,а также вел-ны этих пар-ов, требуемых потребителю,и весомость каждого в общем наборе. Таким образом, конкурентоспособность оценивается путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами, необходимыми потребителю, или с параметрами изделия-образца. Сравниваемые параметры должны выражаться в одинаковых величинах измерения. Сравнениепроизводится по группам технических и экономических параметров.