Деятельность журнала «На посту», РАППа. Их роль в литературной жизни и критике

Декабрь 1922 – на одном из собраний пролетарских писателей решено создать новую литературную группу «Октябрь». Январь 1925 – напостовство оформляется в Российскую ассоциацию пролетарских писателей. РАПП просуществовало под таким названием до 1932. С первых дней напостовцы претендовали на главенствующую роль в литературе, оттенив лидеров Пролеткульта. Планы: всяческая поддержка любых образцов пролетарской литературы, непримиримая борьба со всеми иными литературными группами и объединениями, ориентация на единую эстетическую программу, моральное истребление писателей-попутчиков, отказ от классической литературы. Май 1924 – XIII съезд РКП (б) принял резолюцию «О печати», где были отвергнуты претензии напосттовцевговорить от имени партии. 18 июня 1925 – партийное постановление «О политике партии в области художественной литературы». Речь шла об ошибках в напостовском руководстве. Февраль 1926 – шумный раскол в среде напостовских лидеров. Лелевич, Родов и Вардин – в меньшинстве. В течение ряда лет вели литературно-идеологическую войну с мощнейшей и поддерживаемой правительством организацией, которая с января 1925 именовала себя РАПП.с 1926 – лидер РАПП - Л.Авербах. Сразу после раскола рапповцы осудили нигилизм по отношению к классической литературе и выдвинули лозунг «учебы у классиков». Вместо «На посту» начал выходить журнал «На литературном посту». Теория «живого человека» - современной литературе недостает психологической разработки человеческих характеров. Основную миссию рапповцы видели в разоблачении всех, кто не вписывался в их доктрину. В январе 1925 на конференции пролетарских писателей – сокрушительный удар по троцкизму и воронщине. Лев Давыдович Троцкий. Книга «Литература и революция» 1923. Считал, что диктатура пролетариата – явление кратковременное. В течение нескольких десятилетий в результате ожесточенной борьбы классов будет построено бесклассовое общество, в котором расцветет «человеческая культура». Поэтому не следует биться за скорейшее создание пролетарской литературы. До тех пор, пока не победит мировая революция, пролетариат должен обращаться в произведениям «буржуазной эпохи», к классической литературе. Когда же победит мировая революция, возникнет новая культура, тогда и пролетариат сможет приобщиться к общечеловеческим ценностям. Был выслан из россии, не представлял интереса для рапповцев. Поэтому всю мощь ударов направили на Александра Константиновича Воронского. В 1921 организовал и возглавил первый советский толстый литературный журнал «Красная новь», а с 1923 – общественно политический журнал «Прожектор». Миссия – консолидация писателей, исповедующих разные эстетические принципы. Главный критерий, которому подчинялся, отбирая литературные тексты – критерий художественности. Считал, что пролетарская литература не дала и не даст в ближайшее время достойных художественных образцов. Классическая литература не может исчезнуть в обществе победившего пролетариата. В статье «Искусство как познание жизни и современность» (1923) вступил в полемику с напостовцами, доказывая, что время агиток в литературе прошло, настал момент, когда следует вспомнить о сознательном и бессознательном в творчестве, о вдохновении и форме. После жесточайшему удару подверглись писатели-попутчики. Попутчик – тот, кто пока еще оказался по пути с нами, но ведь неизвестно, что у него на уме и в какую сторону он свернет. Приметой жизни 1920-х стали вечера рабочей критики. Организаторы стремились свести лицом к лицу писателя и читателя. Разбирая литературные произведения, рапповцы руководствовались тремя основными критериями: текст должен быть понятен и доступен восприятию рабочего, обладать жизнеутверждающим духоподъемным пафосом, автор должен быть безупречен с точки зрения чистоты своего происхождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: