Правовое положение дочерних и зависимых обществ. Правовой статус филиалов, представительств, иных обособленных подразделений

Дочерним признается хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом (п. 1 ст. 105 ГК; п. 2 ст. 6 ФЗ «Об акционерных обществах»; п. 2 ст. 6 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

В силу этого взаимоотношения двух компаний могут быть признаны взаимоотношениями «материнской» и дочерней компаний при наличии одного из трех условий.

1) при наличии преобладающего участия одной компании в уставном капитале другой, что дает ей возможность оказывать влияние на решения, принимаемые последней. Закон не требует при этом наличия контрольного пакета акций (например, 50% плюс одна акция) или долей участия, поскольку преобладание - вопрос оценочный. Может сложиться ситуация, когда в акционерном обществе с большим количеством акционеров для контроля может оказаться достаточным и 5% акций.

2) возможно наличие договора о подчинении одной компании указаниям другой, например, в виде соглашения с управляющей компанией, которой передаются полномочия исполнительного органа общества.

3)имеется в виду любая иная возможность одной компании определять решения другой компании.

Дочернее общество не является какой-либо особой организационно-правовой формой или разновидностью хозяйственных обществ. Всякое хозяйственное общество может быть признано дочерним при наличии хотя бы одной из названных выше ситуаций, в том числе только в отношении конкретной сделки.

Последствия признания общества дочерним следующие:

  1. общество, которое вправе давать дочернему обществу обязательные указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным во исполнение таких указаний;
  2. при доказанности вины основного общества в банкротстве дочернего возникает его субсидиарная ответственность перед кредиторами го общества. Дочернее же общество ни при каких условиях не отвечает по долгам основного.

Зависимым признается хозяйственное общество, в уставном капитале которого другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% участия (голосующих акций или долей) (п. 1 ст. 106 ГК; п. 4 ст. 6 ФЗ «Об акционерных обществах»; п. 4 ст. 6 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Такая ситуация сама не всегда ведет к контролю одной компании над другой (если только данное участие не является преобладающим в сравнении с долями других участников общества), а потому и не возникает ответственности преобладающего общества по долгам зависимого.

Закон устанавливает два последствия такой зависимости. Во-первых, преобладающее общество должно публично объявить о своем участии в зависимом обществе для сведения всех других участников имущественного оборота. Это, в частности, может означать публичную информацию об учредителях того или иного общества и о размере их участия в его уставном капитале. Во-вторых, антимонопольное законодательство, а также законодательство о банках, страховых и инвестиционных компаниях может предусматривать ограничения (пределы) такого участия, в том числе взаимного.

Как и дочерние общества, зависимые также не составляют какой-либо самостоятельной организационно-правовой формы или разновидности хозяйственных обществ.

Филиалы и представительства представляют собой обособленные структурные подразделения юридических лиц, предназначенные для расширения сферы их действия.

Представительства выступают в гражданском обороте от имени создавшего их юридического лица - представляют его интересы и обеспечивают их защиту.

Филиалы имеют более широкий предмет деятельности: помимо функций Представительства они еще выполняют основные функции (все или часть) юридического лица.

Представительство может заключать договоры, контролировать их исполнение, заниматься рекламой организации, но вести хозяйственную деятельность, которую осуществляет юридическое лицо, может только его Филиал. И Филиалы и Представительства не могут выступать в гражданском обороте от своего имени, а их руководители действуют на основании Доверенности.

Деятельность указанных обособленных подразделений осуществляется на основании следующих документов: учредительных документов юридического лица, положения о филиале (представительстве), утверждаемого на уровне организации, а также доверенности, выдаваемой руководителю обособленного подразделения.

Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность, реализуя те полномочия, которыми наделены по решению головной организации. Поэтому ответственность за действия филиала (представительства) во всех случаях несет учредившая их организация. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения последнего, однако стороной по делу является сама организация как юр. лицо, равно как и взыскание производится судом с нее или в пользу нее. Имущество представительств и филиалов может стать объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц независимо от того, связано это с деятельностью данных подразделений или нет. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юр. лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое выделено этим подразделениям.

16. Правовое регулирование малого и среднего предпринимательства

ФЗ от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Ст 3. определяет 1)субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юр. лица и ИП), отнесенные в соответствии с условиями, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям; 2)поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти РФ, органов гос. власти субъектов РФ, органов местного МСУ и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпр-ва, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ст 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства 1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый гос. реестр ИП и осуществляющие предпр. деятельность без образования юр. лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25%(за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юр.лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпр-ва, не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 100-250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий
выделяются микропредприятия – до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость
или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных
активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения,
установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Прав-вом РФ один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за д-тью субъектов малого и среднего предпр-ва.
2. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные ИП и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпр-ва, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и немат. активов) за период, прошедший со дня их гос. регистрации, не превышают предельные значения.
3. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
4. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в
порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
5. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и
нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Статья 7. Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднегопредпринимательства в РФ. В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами и иными НПА РФ могут предусматриваться следующие меры: 1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий; 2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности; 3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности; 4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество; 5) особенности участия субъектов малого предпр-ва в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для гос. и муниципальных нужд; 6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпр-ва при осуществлении гос. контроля (надзора); 7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпр-ва; 8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего ФЗ меры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: