Серебряный век» Русской культуры

АБСТРАКЦИОНИЗМ (лат. – удаление, отвлечение) – направление в искусстве (с 1910-х гг.), отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике. Отображало мир как сочетание отвлеченных форм или цветовых пятен. Его основоположниками в России являются художники В. Кандинский и К. Малевич. Другие названия абстракционизма: беспредметное искусство, конфигуративное искусство, абстрактное искусство.

АВАНГАРДИЗМ – условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников ХХ в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее устоявшимися принципами и традициями (в т.ч. и с реализмом), поиски новых, необычных средств выражения формы и содержания произведений.

АКМЕИЗМ (греч. – наивысший расцвет, вершина) – направление в русской поэзии начала XX в. (с 1910-х гг.). Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам – говорили о возврате к реальному миру, описывали не социальную жизнь, а мир человеческих чувств, экзотику дальних стран и былых веков. Ценили точность и значение слова.

«ВЕХИ» – «Сборник статей о русской интеллигенции» (М., 1909), выпущен группой российских религиозных философов и публицистов (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве и др.), выступивших с критикой идеологии и практических установок революционной, социалистически настроенной интеллигенции – атеистического материализма, политического радикализма, идеализации народа (в марксизме – пролетариата) и т. п. «Вехи» провозглашали примат духовной жизни над общественной: «внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия».

ДЕКАДЕНТСТВО (фр. – упадок) – собирательное обозначение кризисных явлений европейской культуры второй половины XIX – начала XX в. Характерные черты – настроения упадка, безнадежности, мотивы смерти, культ красоты, неограниченной свободы личности и свободы творчества, независимость от реальной жизни и общепринятой морали.

ИМПРЕССИОНИЗМ (фр. – впечатление) – направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в., представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в ее подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

МОДЕРНИЗМ (фр. – новейший, современный) – общее наименование направлений в литературе и искусстве XX в. (авангардизм, экспрессионизм, футуризм и т.д.), отошедших от традиционных взглядов и выступающих за новый подход в отражении бытия.

СИМВОЛИЗМнаправление в литературе и искусстве конца XIX – начала XX в. Родина символизма – Франция (поэты Бодлер, Верлен, Рембо). Символисты старались разглядеть в явлениях зримой реальности отражение высшего, наземного мира, стремились к совершенству художественной формы. Зачинателем и теоретиком символизма в России был поэт В.Я. Брюсов. Ярчайшие представители этого направления – А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, А. Белый, Ф. Сологуб, М.А. Врубель и др.

ФУТУРИЗМ (лат. – будущее) – направление в литературе и искусстве начала XX в., объявившее о полном разрыве со старой культурой, стремившееся создать «искусство будущего» и новый язык (В.В. Маяковский, В.В. Хлебников и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: