Законодательный процесс в РФ: стадии и виды

Законодательный процесс это порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, который закрепляется в Конституции или регламенте соответствующего представительного органа.

Чаще всего идет тенденция отделения понятий законодательного процесса и законотворческого процесса. Отличие проводится исходя из круга участников законодательного процесса, их прав и обязанностей и способов выражения своего мнения. Также выделяются определенные законченные этапы – стадии.

Некоторые исследователи считают, что более корректным будет использование вместо понятия «законодательный процесс» понятие «законопроектный процесс», так как содержанием деятельности участников этого процесса является законопроект до тех пор, пока он не получит статус закона.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76) по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам,

предусмотренным Конституцией РФ. К их числу относятся:

- чрезвычайное положение (ст. 56);

- принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта (ст. 65);

- изменение статуса субъекта РФ (ст. 66);

- описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна РФ (ст. 70);

- референдум (ст. 84);

- режим военного положения (ст. 87);

- введение на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88);

- порядок деятельности Правительства РФ (ст. 114);

- установление судебной системы РФ (ст. 118);

- установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128);

- созыв Конституционного Собрания (ст. 135).

Нормативное регулирование законодательного процесса в РФ не регулируются федеральным законом. Если будет принят такой акт, то можно будет говорить о более высоком уровне процессуальных гарантий как для участников законодательного процесса, так и для тех, кто непосредственного участия в нем не имеет, но заинтересован в принятии разработанного законодательного акта, от которого будет зависеть его жизнь. В настоящее время регламентация особенностей законодательного процесса содержатся в различных федеральных законах. Например, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Но основное регулирование содержится в Регламентах палат Федерального Собрания, которые постоянно обновляются, что позволяет законодательному процессу быть более гибким и мобильным.

Конечно же, нельзя забывать о главном акте, Конституции РФ, в статье 76 которой регулируются вопросы ведения, и глава 9, посвященная конституционным поправкам и пересмотру Конституции.

Сама процедура проведения, законодательная инициатива, стадии законодательного процесса предусмотрены в регламентах палат Федерального Собрания РФ.

Раздел третий регламента ГД РФ называется законодательная процедура. Данный раздел посвящен порядку внесения законопроектов в ГД и их предварительное рассмотрение. Порядок рассмотрения законопроекта ГД в трех чтениях, также вопросы о повторном рассмотрении федеральных законов отклоненных Советом Федерации, Президентом РФ. ГД рассматриваются также и предложения о пересмотре и поправках положений Конституции РФ.

В регламенте Совета Федерации также глава 12 посвящена законодательному процессу, данная глава посвящена порядку рассмотрения Советом Федерации принятого ГД федерального закона. Здесь устанавливаются порядок принятия на рассмотрение федерального закона Советом Федерации, обсуждение федерального закона в субъектах РФ; также предварительное рассмотрение федерального закона комитетом, комиссией Совета Федерации, заключение комитета, комиссии Совета Федерации по федеральному закону, рассмотрение федерального закона на заседании Совета Федерации, особенности рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, отклонение федерального закона Советом Федерации, направление одобренного Советом Федерации федерального закона Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

Глава 13 регламентирует порядок преодоления возникших разногласий между Советом Федерации и ГД в связи с отклонением Советом Федерации принятого ГД федерального закона, путем образования согласительной комиссии. Регламент предусматривает также порядок повторного рассмотрения Советом Федерации федерального закона, отклоненного Президентом РФ и одобренной ГД в ранее принятой редакции.

Вопросы о порядке рассмотрения Советом Федерации федерального конституционного закона, также вопросов, связанных с принятием и вступлением в силу закона РФ о поправках к Конституции РФ, осуществление права законодательной инициативы регулируются данным регламентом.

Также необходимо отметить, что продолжительное время и достаточно активно обсуждается вопрос о принятии отдельного федерального закона, который будет регулировать законодательный процесс. Так, в частности, предлагается принятие Федерального закона «О порядке реализации права законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ», Законодательного кодекса, Федерального закона «Об общественном обсуждении федеральных конституционных законов, федеральных законов и вопросов, требующих законодательного решения», Федеральных законов «О нормативных правовых актах в РФ», «О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов» и «О Федеральном Собрании – парламенте РФ». Актуальность доработки последних трех как приоритетного направления государственной политики совершенствования законодательства была озвучена еще в 2005 г. в соответствующем докладе Совета Федерации «О состоянии законодательства в РФ».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: