Организация безналичных расчётов в банках РФ

В процессе хозяйственной деятельности между различными субъектами экономических отношений осуществляются денежные расчеты, которые возникают по взаимным поставкам материальных ценностей, предоставлению услуг и выполнению работ, а также при выполнении предприятиями и организациями финансовых обязательств по платежам в бюджет, ссудам банка и другим обязательным платежам. Денежные расчеты осуществляются в форме движения наличных денег и денег в безналичной форме. Преобладающим является безналичный денежный оборот (он составляет около 90% всего денежного оборота[4]), сущность которого состоит в том, что платежи производятся путем перечисления (перевода) денег со счета плательщика на счет получателя средств. Безналичные расчеты осуществляются без участия наличных денег посредством движения денежных средств через счета плательщиков и получателей денежных средств в кредитных организациях, путем зачета взаимных требований и передачи обращающихся элементов платежа (векселей и т.п.).

Организация безналичного обращения в банке регламентируется положением ЦБ РФ 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».

Операции по счетам банки осуществляют на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:

- распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление их на счет, указанный получателем средств.

Платежные документы могут быть изготовлены как в бумажном, так и в электронном виде. С учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов, они должны содержать ряд обязательных реквизитов: наименование, дату выписки, номер расчетного документа и код его формы; вид платежа; наименование плательщика и получателя, номера их счетов, идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН); наименование и местонахождение банка плательщика и банка получателя, номера их корреспондентских счетов или субсчетов, банковских идентификационных номеров (БИК); назначение и сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами; очередность платежа; вид операции в соответствии с перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках; подписи уполномоченных лиц и оттиск печати.

В соответствии с 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» могут быть использованы следующие формы расчетов между плательщиком и получателем средств: платежные поручения; аккредитивы; чеки; платежные требования; инкассовая форма расчетов.

Платежное поручение.

Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного) на счет другого предприятия — получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка. Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. Они могут использоваться в расчетах как по товарным, так и по нетоварным операциям, причем все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями. При постоянных и равномерных поставках товаров и оказании услуг покупатели могут рассчитываться с поставщиками платежными поручениями в порядке плановых платежей. В этом случае расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке или услуге, а путем периодического перечисления средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки и в определенной сумме на основе плана отпуска товаров и услуг на предстоящий месяц, квартал.

Платежное поручение выписывается на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа, и представляется в банк, как правило, в четырех экземплярах, каждый из которых имеет свое определенное назначение. Платежное поручение принимается банком к исполнению независимо от того, достаточно ли средств на счете плательщика для его оплаты. Схема документооборота при осуществлении расчетов платежными поручениями представлена на рис. 2.1.

Плательщик   Получатель-поставщик
 
 
           
Банк плательщика   Банк получателя
 
           

Рис. 2.1. Схема документооборота при расчетах с использованием платежных поручений:

1 - заключение договора; 2 - отгрузка продукции, оказание услуг, сдача работ; 3 - передача платежного поручения на право списания банком суммы платежа; 4 - выписка из расчетного счета о списании денежных средств; 5 - платежное поручение на право зачисления платежа на расчетный счет получателя; 6 - выписка из расчетного счета о зачислении платежа

Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простая схема организации документооборота; обеспечение ускорения движения денежных средств; наличие у плательщика возможности предварительного контроля качества оплачиваемых товаров и услуг; возможность использования данной формы расчетов при нетоварных платежах[5].

Аккредитивная форма расчетов.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, согласно которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.

В соответствии с действующей практикой могут быть открыты следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы к оплате» на весь срок действия обязательств банка-эмитента. При установлении между банками корреспондентских отношений в исполняющем банке может быть открыт непокрытый (гарантированный) аккредитив. Это происходит путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с открытого у него счета банка-эмитента. В данном случае ходатайства предприятия о выставлении непокрытого (гарантированного) аккредитива приходуются банком-эмитентом на отдельном внебалансовом счете.

Каждый аккредитив должен четко указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив считается отзывным. Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком. Все распоряжения об изменении условий отзывного аккредитива плательщик может давать поставщику только через банк-эмитент, который, в свою очередь, извещает об этом исполняющий банк (банк поставщика), а последний — поставщика. Однако исполняющий банк обязан оплатить все документы, соответствующие условиям аккредитива, выставленные поставщиком и принятые банком поставщика до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива. Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Поставщик же может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива. Следует помнить, что каждый открываемый аккредитив предназначается для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. Аккредитив может содержать и другие условия.

Для открытия аккредитива плательщик представляет в обслуживающий его банк (банк-эмитент) два экземпляра заявления по установленной последним форме, на основании которого банк-эмитент составляет аккредитив на бланке формы 0401063. В банке плательщика поступившие от клиентов аккредитивы учитываются на внебалансовом счете «Выставленные аккредитивы». Исполнение аккредитива в этом случае (выплаты по нему) будет осуществляться непосредственно банком, обслуживающим поставщика. Для получения средств по аккредитиву поставщик, отгрузив товары, представляет в обслуживающий его банк реестр счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы.

Выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается. Закрытие аккредитива в банке поставщика производится:

1) по истечении срока аккредитива, о чем исполняющий банк уведомляет банк-эмитент;

2) по заявлению поставщика об отказе дальнейшего использования аккредитива до истечения срока (об этом исполняющий банк уведомляет банк-эмитент);

3) по заявлению покупателя о полном или частичном отзыве аккредитива. В этом случае аккредитив полностью или частично закрывается в день получения сообщения от банка-эмитента, о чем впоследствии уведомляется банк-эмитент.

Все претензии к поставщику, помимо тех, которые возникли по вине банка, рассматриваются сторонами без участия банка.

Расчеты с использованием чеков.

Одной из традиционных является чековая форма расчетов. Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержатель — это лицо, в пользу которого выдан чек. Плательщиком по чеку выступает банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом РФ, а в части, им не урегулированной,— другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и изготавливаются по единому образцу. Покрытием чека в банке чекодателя могут быть:

• средства, депонированные чекодателем на отдельном счете;

• средства на соответствующем счете чекодателя, но не выше суммы, гарантированной банком по согласованию с чекодателем при выдаче чека. В этом случае банк может гарантировать чекодателю оплату чеков за счет средств банка при временном отсутствии средств на его счете.

Для получения чеков клиент представляет в банк заявление за подписями лиц, которым предоставлено право подписи документов для совершения операций по счету. В заявлении и талоне к нему клиент указывает номер счета, с которого будут оплачиваться чеки. Для обеспечения платежей по чекам с депонированием средств вместе с заявлением на выдачу чеков представляется платежное поручение для депонирования необходимой суммы на отдельном лицевом счете чекодателя.

Перед тем как выдать чек или чековую книжку своему клиенту, коммерческий банк обязан заполнить в чеках определенные реквизиты. Вместе с чеками банк обязан выдать клиенту идентификационную карточку (чековую карточку).

Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате. Чек должен быть предъявлен к оплате в учреждение банка в течение 10 дней, не считая дня его выдачи. Принятые от предприятий чеки банки сдают в расчетно-кассовый центр (РКЦ), который тщательно проверяет правильность их заполнения и производит оплату чеков с последующим переносом расходов учреждению Банка России, обслуживающему банк-плательщик. Списание средств со счета чекодателя производится банком на основании поступившего из РКЦ реестра чеков. Сами чеки остаются на хранении в РКЦ.

Для осуществления безналичных расчетов могут применяться и чеки, выпускаемые кредитными организациями. Такие чеки могут использоваться клиентами кредитной организации, выпускающей эти чеки, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений. Однако следует иметь в виду, что чеки, выпускаемые кредитными организациями, не применяются для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России.

Инкассовая форма расчетов.

Инкассовая форма расчетов представляет собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки, которые будут играть роль исполняющего банка.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке). Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий взыскателя, который обязан исполнить его в трехдневный срок.

Достаточно распространенной формой безналичных расчетов являются расчеты с использованием платежных требований, суть которых заключается в том, что получатель средств выставляет требование плательщику уже после отгрузки товаров или выполнения работ. Иначе говоря, платежное требование — это расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. В безакцептном порядке расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях, установленных законодательством или предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения. Во всех остальных случаях расчеты могут производиться тишь при наличии акцепта плательщика.

Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. При этом этот срок должен составлять не менее пяти рабочих дней. До получения акцепта плательщика либо до наступления срока платежа платежные требования помещаются исполняющим банком в картотеку по внебалансовому счету 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты». Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований по мотивам, предусмотренным в основном договоре. Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением об отказе от акцепта, которое составляется в трех экземплярах.

При полном отказе от акцепта платежное требование изымается из картотеки по счету 90901 и в тот же день возвращается в банк-эмитент вместе со вторым экземпляром заявления об отказе от акцепта для возврата средств получателю. При частичном отказе от акцепта платежное требование изымается из картотеки и оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком. В случае выставления необоснованного отказа от акцепта платежного требования ответственность за это возлагается в полной мере на плательщика. Все возникающие при этом между плательщиком и получателем средств разногласия разрешаются, минуя коммерческий банк, в порядке, предусмотренном законодательством.

При получении в установленный срок акцепта платежных требований они оплачиваются со счетов плательщиков при наличии денежных средств на счете. В случае отсутствия или недостаточности средств на счете платежные требования помещаются в картотеку по внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».

В случае безакцептного списания средств в платежном требовании в поле «Условие оплаты» делается указание «Без акцепта» и дается ссылка на закон или договор, на основании которых осуществляется взыскание средств. Всю полноту ответственности за обоснованность выставления платежного требования на безакцептное списание денежных средств несет получатель средств.

Схема организации документооборота при расчетах платежными требованиями с акцептом представлена на рис.2.2.

Поставщик   Получатель
 
 
 
             
Банк поставщика   Банк покупателя
 
             

Рис. 2.2. Схема документооборота при расчетах платежными требованиями:

1 - договор-соглашение с указанием формы расчетов платежными требованиями; 2 - отгрузка продукции, товара, сдача работ и услуг; 3 - документы на отгрузку и платежное требование отправлены покупателю или банку с дальнейшей пересылкой через банк покупателю; 4 - покупатель акцептовал платежное требование и сдал его в свой банк для оплаты; 5 - передача документов о зачислении платежа и выдача покупателю выписки из его расчетного счета; 6 - выписка из расчетного счета о зачислении платежа поставщику

Инкассовая форма расчетов включает расчеты и инкассовыми поручениями. Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:

1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

2) для взыскания по исполнительным документам;

3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента по получению платежа на основании инкассового поручения банк-эмитент несет перед ним ответственность в соответствии с законодательством.

Вексельная форма расчетов.

Вексель — это ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя-должника уплатить по наступлении срока, на который выписан вексель, определенную сумму денег векселедержателю — владельцу векселя. Из этого следует, что вексель выражает приказ дебитору погасить свою задолженность.

Применение предприятиями векселя в расчетах вызвано преимущественно недостатком оборотных средств и ограниченным кругом банковских услуг[6]. Проведение расчетов с помощью векселей дает возможность существенно увеличить объем оборотных средств. Являясь разновидностью кредитных денег, вексель позволяет без привлечения значительного количества денежных средств произвести погашение взаимных долгов субъектов хозяйственной деятельности.

В расчетах применяются два вида векселей: простые и переводные. Простой вексель (соло-вексель) представляет собой письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедержателя уплатить определенную сумму в определенный срок и в определенном месте получателю средств по его приказу. Простой вексель выписывает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской.

Кроме простого векселя в расчетах используется и переводной вексель (тратта) — это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу. В отличие от простого в переводном векселе участвуют не два, а как минимум три лица:

• векселедатель (трассант), выдающий вексель;

• плательщик (трассат), к которому обращен приказ произвести платеж по векселю;

• векселедержатель (ремитент) — получатель платежа по векселю.

Переводной вексель должен быть обязательно акцептован плательщиком (трассатом), и только после этого он приобретает силу исполнительного документа. Акцептант переводного векселя, так же как векселедержатель простого векселя, является главным должником и несет ответственность за оплату векселя в установленный срок. Поскольку вексель является строго формальным документом, он должен содержать все необходимые реквизиты.

Использование векселя в качестве орудия платежа согласно действующему вексельному законодательству осуществляется с помощью передаточной надписи — индоссамента. В этом случае лицо, передающее вексель, будет называться индоссантом, а лицо, которое получает вексель,— индоссатом. К индоссату переходят все права и обязательства по векселю. Возможность индоссирования векселей расширяет границы их использования и позволяет превратить вексель из простого орудия оформления коммерческого кредита в кредитное орудие обращения, обслуживающее реализацию товаров и услуг.

Вексельная форма расчетов предполагает обязательное участие в ней банковских учреждений. В частности, вексельное законодательство предусматривает инкассирование векселей банками. В данном случае банк выполняет поручения векселедержателей по получению платежей по векселям в срок. Инкассируя вексель, банк берет на себя ответственность по предъявлению векселя в срок плательщику и по получению причитающегося по нему платежа. Приняв вексель на инкассо, банк обязан своевременно переслать его в учреждение банка по месту платежа и поставить об этом в известность плательщика повесткой о поступлении документа на инкассо. При получении платежа банк зачисляет его на счет клиента и сообщает ему об исполнении поручения. За выполнение поручения по инкассированию векселей банк получает от клиента комиссионное вознаграждение, размер которого устанавливается в процентах от суммы платежа по векселю. Кроме того, банк удерживаете клиента все расходы, связанные с опротестованием векселя в случае несогласия плательщика оплатить данный вексель либо в случае его неплатежеспособности.

В вексельной форме расчетов может участвовать и банк плательщика. Он выступает здесь в качестве домицилянта, т.е. выполняет поручения своего клиента-плательщика по обеспечению своевременного платежа по векселю. Выступая в роли домицилянта, банк не несет никакой ответственности, если платеж не состоится. Обеспечить поступление необходимых денежных средств на свой счет в банк либо забронировать сумму платежа на отдельном счете к наступлению срока платежа по векселю обязан сам плательщик. В противном случае банк может отказать в платеже, и вексель будет опротестован в обычном порядке. В то же время эта операция для банка является прибыльной, так как за домициляцию векселей он получает комиссионное вознаграждение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: