Кассовые операции коммерческого банка

Обслуживание клиентов банком предполагает проведение как безналичных, так и наличных денежных расчетов через кассовое подразделение банка, которое обеспечивает выдачу, прием и сохранность денежных знаков. Совокупность всех наличных денег, находящихся в банке, называют операционной кассой банка. В состав операционной кассы входят: приходно-расходные кассы; приходные кассы; расходные кассы; кассы для размена денег; вечерние кассы и др. Организация наличного обращения в банке регламентируется положением ЦБ РФ 318 –П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России».

Для кассовой работы в банке организуется специальное помещение для хранения денежных средств. На коммерческие банки возложена обязанность проверять соблюдение кассовой дисциплины предприятиями, учреждениями, организациями (клиентами). В ходе проверки рассматриваются:

- порядок ведения кассовых операций;

- полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке, ее целевое использование;

- соблюдение лимита остатка денежной наличности в кассе;

- порядок и сроки сдачи денежной выручки в банк и нормы ее расходования;

- осуществление расчетов наличными деньгами между юридически ми лицами.

Территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой коммерческих банков по организации налично-денежного оборота. Для определения объема, источников поступления наличных денег в кассы банков, а также выпуска или изъятия их из обращения в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации составляется прогноз кассовых оборотов за квартал.

Коммерческие банки для определения потребности в наличных
деньгах составляют прогнозы кассовых оборотов ожидаемых поступлений и выдач наличных денег из своих касс на основе кассовых заявок клиентов и представляют денежные прогнозы в территориальные учреждения Банка России. Прогнозные расчеты ожидаемой эмиссии денег используются расчетно-кассовыми центрами для бесперебойного снабжения хозяйственных субъектов наличными деньгами.

Качественное развитие РКО в настоящее время связано с расширением использования высоких технологий, сложных форм расчетов, а также с развитием неценовых методов конкуренции[7]. Высокий уровень конкуренции на рынке в дальнейшем все сильнее будет заставлять банки развивать технологии и сервис. Внедрение новых технологий и современного банковского оборудования позволяет оптимизировать, упростить и максимально ускорить процедуру осуществления как расчетных, так и кассовых операций.

РКО становится неотделимо от кредитования. Основная тенденция в банковском обслуживании корпоративных клиентов — это акцент на максимально полные партнерские отношения. Если раньше клиенты имели расчетные счета и обслуживалась по расчетным, кассовым, кредитным операциям в различных кредитных учреждениях, сегодня заметна тенденция к концентрации потребления финансовых услуг в одном банке. Это удобно и выгодно клиенту, ведь банки готовы предлагать индивидуальные условия обслуживания, если клиент пользуется целым комплексом услуг одного банка: РКО, размещение свободных средств на расчетных счетах и депозитах, кредитные продукты, услуги для физических лиц.

За счет комплексного обслуживания банк решает одну из своих основных задач: не просто удержать клиента в банке, а заставить его пользоваться более чем одним банковским продуктом. Банки стараются взять клиента на обслуживание полностью, для этого продуманы специальные пакетные корпоративные предложения, которые максимально покрывают разнообразные ситуации, разные потребности компаний.

Но соглашаются на это далеко не все клиенты — многие становятся все более острожными, расчетливыми и требовательными. Большинство корпоративных клиентов предпочитают работать с разными банками, брать от каждого самое лучшее. Даже если банк настаивает на переводе расчетов к нему для предоставления более выгодного кредита, то, как правило, ему переводят только часть расчетов компании. Возникает ситуация частичного распределения клиентов по банкам.

Если ранжировать факторы, которые наиболее важны для клиентов по РКО, то на первое место клиентами банка, как правило, выдвигается скорость обслуживания, на втором месте — способность банка предоставлять нестандартные дополнительные услуги. Важна также длительность операционного дня, но влияние этого фактора можно считать опосредованным, так как корпоративные клиенты вправе рассчитывать на продление операционного дня для решения текущих вопросов.

Предпочтительным является и активное развитие программного обеспечения банка по индивидуальным запросам клиентов, в том числе для своевременного их оповещение о текущих изменениях в тарифах, регламентах банка и законодательстве РФ в области банков и банковской деятельности.

Среди других важных факторов выбора банка для РКО эксперты выделяют: гибкие тарифные планы, широкую продуктовую линейку, комфорт и уют в офисах, индивидуальный подход к каждому клиенту, стандартизацию РКО для клиентов по всей сети, рекомендации партнеров, нестандартную методику работы с клиентом, профессионализм менеджеров, приветливость персонала, экономию времени клиента[8].

Итак, в настоящее время российские банки декларируют максимально индивидуальный подход к клиентам, ориентируясь в первую очередь на развитие IT-технологий и предоставление качественных услуг.

Если говорить о мировых тенденциях, то необходимо отметить тот факт, что легализация доходов, полученных преступным путем, продолжает оставаться в настоящее время серьезной проблемой, находящейся в центре внимания международного сообщества. Характерными признаками современности являются размывание границ национальных экономик, бурное развитие международной торговли, этому способствует развитие средств связи и транспорта. Финансовые и кредитные организации, обслуживающие товарные и денежные потоки, можно сказать, объединены в общую сеть. Одновременно с позитивными процессами наблюдаются негативные: идет отмывание капиталов, полученных преступным путем, которое имеет международный характер. Поэтому требуются меры противодействия в международном масштабе. Проблема борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, должна решаться на государственном уровне, в сотрудничестве с другими странами, путем усовершенствования законодательной базы и разработки мероприятий, необходимых для ее воплощения. Предотвращение использования кредитных организаций для отмывания капитала является одним из основных условий дальнейшего развития банковского сектора в России[9].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: