Структура органов управления Сберегательного банка РФ

Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ (открытое акционерное общество) является кредитной организацией. Его учредителем выступает Центральный банк РФ, которому принадлежит контрольный пакет акций Сбербанка. Это обуславливает особое положение Сбербанка на рынке финансовых ресурсов. Так, благодаря гарантии государства по частным вкладам более 62% депозитов населения размещено в Сбербанке.

Организационная структура банка представлена следующим образом:

· Сбербанк (как головная контора)

· Территориальные банки

· Отделения

· Филиалы и агентства.

Сбербанк РФ как головная контора организует работу низовых подразделений банка. При этом осуществляются:

- исследование и анализ деятельности учреждений банка, разработка предложений по определению приоритетных направлений развития, текущее и стратегическое планирование, бюджетирование, управление рисками, активами и пассивами банка;

- изучение экономики и финансового рынка страны;

- обеспечение системы Сбербанка РФ информацией о деятельности его учреждений;

- управление кредитными ресурсами и внутрисистемными финансовыми потоками. Кроме того, Сбербанк РФ совместно с другими службами осуществляет маркетинговый анализ, ориентированный на изучение конъюнктуры региональных рынков, потребностей и запросов клиентов, разработку и совершенствование банковских продуктов и услуг.

Территориальные банки проводят анализ деятельности своих учреждений исходя из их подчиненности и экономики отдельных регионов с целью определения наиболее выгодного для кредитования сектора экономики и оценки конкурентной среды. В настоящее время происходит укрупнение территориальных банков, основанное на переходе от существующего административно-территориального деления к делению по сложившимся крупным экономико-географическим зонам.

Укрупнение позволяет усилить инвестиционный потенциал банков, добиться соответствия между уровнем развития территориального банка и экономическим потенциалом региона, участвовать в крупных региональных программах экономического развития. Это даст новые возможности для совершенствования расчетной сети банка, внедрения современных технологий и средств автоматизации, повышения эффективности управления отделениями и филиалами, активами и пассивами банка.

Процесс консолидации и укрепления банковской сети затронет также отделения и филиалы. Наряду с отделениями и филиалами, которые будут выполнять функции предложения стандартного набора услуг клиентам, будут выделяться специализированные филиалы, ориентированные как на комплексное и индивидуальное обслуживание клиентов, так и на развитие отдельных направлений бизнеса (по обслуживанию крупных корпоративных клиентов, по работе с ценными бумагами, валютой и др.).

Низовым звеном в структуре являются агентства. Они создаются при крупных предприятиях или организациях либо в отдельных уголках страны, где имеются малонаселенные районы, и выполняют узкий круг операций, например, по выплате заработной платы, приему коммунальных платежей. Поэтому в дальнейшем будут проводиться замена нерентабельных агентств на передвижные операционные кассы с учетом как экономических, так и социальных факторов и др.

Таким образом, проведенная в последние годы централизация управления учреждениями Сбербанка обеспечит усиление контроля и координацию работ его структурных подразделений.

Органами управления Банком являются:

- Общее собрание акционеров;

- Наблюдательный совет;

- коллегиальный исполнительный орган — Правление банка;

- единоличный исполнительный орган — Президент, Председатель Правления Банка.

Рис 1.1. Организационная структура Сбербанка

 

Секретариат выполняет роль организатора информационных потоков, связанных с работой руководства банка.

Секретариат, кроме привычных функций (работа с почтой, передача поручений руководства, обеспечение связи по телефону) осуществляет:

· целенаправленный поиск информации по направлениям, определенным председателем, ее, концентрацию, фильтрацию, распределение по отделам, используя как компьютерные, так и «бумажные» технологии;

· организационное, информационное и психологическое обеспечение совещаний и собеседований у председателя, встреч с клиентами, деловых переговоров;

· обеспечение оптимального режима работы председателя, осуществляя фильтрацию потока посетителей, идущих к руководству, а также потока сотрудников.

Управление по работе с персоналом занимается подбором и наймом сотрудников, изучением рынка труда (уровень оплаты, наполнение социального пакета и т.д.) Также решаются вопросы обучения и повышения квалификации собственных работников.

Управление рисками связано срешением вопросов, связанных с анализом общих рисков Банка и выработкой политики в отношении их управления. В службу по управлению рискамивходят отделы, занимающиеся кредитными рисками, рыночными рисками. В их задачи входит анализ рыночной конъюнктуры, установка лимитов на контрагентов, на осуществление операций, анализ, оценка, оптимизация, мониторинг и контроль рисков, определение полномочий сотрудников (ограничение на объем сделки, которую может заключить руководитель того или иного уровня). Служба готовит специальные прогнозы экономического развития отдельных отраслей.

В состав службы может быть включен отдел, занимающийся контролем за легализацией незаконно полученных доходов, так как согласно действующему законодательству банки обязаны предоставлять информацию о подозрительных операциях специальному органу исполнительной власти – Федеральной службе по финансовому мониторингу. Например, управление операционным риском Банка осуществляется в соответствии с рекомендациями Банка России по организации управления операционным риском и определяется действующей «Политикой Сбербанка России по управлению операционными рисками». В качестве основных, подлежащих контролю операционных рисков Банк выделяет риск бизнес-процессов, информационный риск, риск персонала, риск противоправных действий («риск мошенничества»), риск утраты или повреждения имущества, правовой риск.

Управление общественных связей направлено на реализацию рекламной и PR-стратегии банка, курирование вопросов взаимодействия со средствами массовой информации.

Юридическое управление банка разрабатывает типовые договоры для текущих операций, проводит юридическую экспертизу соглашений и сделок, ведет судебные дела от имени банка, занимается вопросами оформления различных разрешений, свидетельств и лицензий.

Управление внутреннего контроля, ревизий и аудита отвечает за соблюдение подразделениями банка внутренних инструкций, требований законов и нормативных актов Банка России. При непосредственном участии этой службы проводятся регулярные проверки и ревизии. В случае выявления нарушений к виновным могут применяться санкции, а нарушения подлежат устранению.

К ведению управления безопасности относится охрана помещений и собственности банка. При этом в службу безопасности могут входить подразделения, занимающиеся проверкой заемщиков, работой с проблемными кредитами, информационной безопасностью, а также проверкой сотрудников при приеме на работу.

Комитет по предоставлению кредитов и инвестиций занимается решением вопросов, связанных с управлением кредитным портфелем Банка, оценкой состояния кредитных рисков, рассматривает и принимает решения по кредитным заявкам, включает подразделения по кредитованию юридических лиц, субъектов малого бизнеса, населения, сюда же могут входить подразделения по оценке бизнеса заемщиков и залогов, по работе с проблемными кредитами, отдел лизинговых операций.

Комитет по процентным ставкам и лимитам устанавливает предельный уровень процентных ставок по операциям с юридическими лицами, как на уровне центрального аппарата, так и для отделений Сбербанка России г. Москвы и территориальных банков. Территориальные банки привлекают и размещают ресурсы с учетом установленных лимитов и ограничений под ставки, обеспечивающие эффективное проведение активно-пассивных операций. Комитет по процентным ставкам и лимитам также утверждает ограничения на долгосрочные активные операции, т.е. операции, которым свойственен наибольший процентный риск.

Комитет по работе с клиентами. Различают отделы по работе с крупными частными клиентами (управление средствами таких клиентов иногда называют «частным банкингом»), отделы по привлечению депозитов, по работе с пластиковыми картами. При выполнении внутри банка направлений по работе с разными группами клиентов клиентский блок может быть представлен подразделениями по работе с крупными корпоративными клиентами, субъектами среднего и малого бизнеса, розничными клиентами.

Комитет по информационным технологиям определяет общую стратегию развития и использования в Банке информационных и коммуникационных технологий, включая ресурсы, контролирует направление современных технологий, применяемых в Банке структурными подразделениями для обслуживания клиентов на высоком уровне, определяет важность внедрения информационных технологий, приобретения необходимого оборудования и программного обеспечения.

Блок розничный бизнес будет отвечать за разработку и реализацию стратегии развития розничного бизнеса в Москве и в регионах, постановку задач и контроль их исполнения, обеспечение предоставления клиентам всего комплекса банковских продуктов и услуг.

Блок казначейство и финансовые рынки включает отделы операций на рынке межбанковского кредитования, валютном рынке, фондовом рынке, операций с драгоценными металлами. В состав казначейства могут входить отдел по работе с собственными векселями и депозитными сертификатами.

Операционный блок. В его обязанности входит прием платежных поручений клиентов, открытие расчетных счетов и вкладов, проведение валютообменных операций, выдача и прием наличных денежных средств. Кроме того, в операционной службе предусматривается подразделение, которое занимается валютным контролем, проверяя на соответствие валютному законодательству операций нерезидентов и валютных операций резидентов (российских юридических лиц). Также сюда относится оказание услуг по хранению ценностей клиентов в сейфовых ячейках в хранилище банка, где банк держит наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, а также драгоценные металлы.

Блок финансы и планирование. Планирует объем прибыли, показатели по кредитному портфелю, привлечению средств, бюджетирование, формирует и контролирует бюджеты расходов, отбирают исполнителей по хозяйственным договорам. В составе финансовой службы предусматривается экономический отдел, который обеспечивает исполнение обязательных нормативов, подразделения по управлению активами и пассивами, ликвидностью.

Блок международные отношения и дочерние банки предполагают подготовку и сопровождение зарубежных кредитов, организации взаимоотношений с иностранными банками.

Административный блок. В его состав входит, прежде всего, отдел кадров (управление персоналом), который обеспечивает набор сотрудников, отбор кандидатов, желающих работать в банке на определенных должностях, повышение квалификации работников, продвижение по службе и увольнение персонала. В условиях межбанковской конкуренции формирование персонала высокого уровня является неотъемлемой частью стратегии банка как коммерческого предприятия.

Блок безопасность и инкассация. Перемещение больших сумм наличности в пространстве без охраны небезопасно. Инкассация исполняет две дополняющие друг друга функции: обеспечивает деятельность банковской системы и работает с клиентами банка, предоставляя базовый вид услуг. Инкассация в банке - это внутрисистемные перевозки, которые обеспечивают функционирование филиальной сети, выдачу денег клиентам в учреждениях банка (вклады, проценты по ним, суммы переводов, обмен валюты и т.д.), работа с наличностью и ценностями клиента и доставка заработной платы непосредственно в кассу обслуживаемых организаций.

Основные принципы - безопасность, гарантия сохранности, доставка и заезды точно в срок. Здесь должны быть оформившаяся служба безопасности и абсолютное доверие в коллективе. В целях совершенствования профессиональной подготовленности Управлением банка постоянно проводится обучение сотрудников на основе специально разработанных методик, планов подготовки и переподготовки в трех ведущих направлениях - специальная подготовка, рукопашный бой, огневая подготовка - в расчете на действия в различных условиях повседневной работы и в экстремальных ситуациях. Перед каждым выездом инкассаторы проходят обязательный инструктаж. Большое значение в обеспечении безопасности имеет экипировка инкассаторов, а также специализированный автотранспорт, который оснащается всеми средствами защиты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: