Законодательное регулирование факторинговых операций

Мировой рост рынка факторинговых услуг кроме всего прочего обусловлен принятием в 1988 г. в г. Оттаве разработанной УНИДРУА Конвенции «О международном факторинге», целью написания которой является унификация норм, касающихся сделок международного факторинга. Но Россия не присоединилась к ней, хотя и строит свое законодательство в этой области в направлении положений Конвенции.

Молодой российский рынок факторинговых услуг развивается стремительно, достаточно высокими темпами. Но в последнее время темп роста несколько замедлился. И для этого есть объективные причины, о которых экономисты говорят уже давно – нерешенные проблемы в области законодательства, приводящие к разногласиям в решении различных вопросов, так или иначе связанных с деятельностью по финансированию под уступку денежного требования. Именно противоречия в области законодательного регулирования отпугивают потенциальных субъектов рынка факторинга и создают препятствия успешной деятельности уже работающих в этой области компаний.

В Российской Федерации действуют следующие нормативные документы, закрепляющие факторинг законодательно как один из видов финансовой деятельности:

· Гражданский кодекс РФ, часть 2 (гл. 43, ст. 824 – 833);

· Налоговый кодекс РФ (гл. 25, ст. 265, 269, 271);

· Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности».

Факторинговая деятельность банков регулируется гл. 43 Гражданского кодекса РФ «Финансирование под уступку денежного требования». По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления товаров, выполнения работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

Однако детальный анализ законодательного регулирования факторинга позволяет выявить главную проблему - проблему лицензирования факторинговой деятельности компаний, связанную с противоречивостью норм статьи 825 ГК РФ и Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно ст. 825 ГК РФ финансовые агенты (компании-факторы) должны получать специальное разрешение (лицензию) на осуществление такого вида деятельности, а вышеупомянутый Федеральный закон устанавливает диаметрально противоположный порядок факторинговой деятельности, то есть говорит об отсутствии необходимости получения лицензии финансовым агентом. Такое противоречие вызывает сложности в отношениях субъектов рынка как между собой, так и с представителями государства в лице контролирующих и судебных органов.

Проанализировав действующее законодательство, а также аргументы как в пользу лицензирования факторинга, так и в пользу отмены лицензирования факторинга, Минэкономразвития России был разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменения в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Законопроект), направленный на отмену лицензирования факторинга. Законопроект был одобрен Правительством Российской Федерации и принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении.

Таким образом, поддержана позиция, при которой специализированным факторинговым организациям для осуществления своей деятельности не требуется получать специальную лицензию.

Следует отметить, что ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2000 N 326 «О лицензировании отдельных видов деятельности» функции по лицензированию факторинговой деятельности были возложены на Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству. Однако порядок и условия выдачи лицензий службой так и не были установлены, в силу чего лицензирование не производилось. В 2002 г. указанное Постановление утратило силу.

Что касается банков и иных кредитных организаций, то они имеют право заключать договоры финансирования под уступку денежного требования с момента получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций, поскольку подобные сделки кредитные организации вправе совершать в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Вместе с тем Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержит каких-либо требований по лицензированию деятельности по финансированию под уступку денежного требования. В соответствии со ст. 18 указанного Закона «федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с ним». Таким образом, ст. 825 ГК РФ не должна противоречить федеральному законодательству о лицензировании.

Существующая подобная коллизия формирует разную правоприменительную практику и, как следствие, вызывает сложности в отношениях между участниками рынка и представителями государственных органов, что значительно ухудшает условия ведения данного вида бизнеса. В связи с этим, чтобы избежать возможных судебных разбирательств, коммерческие организации предпочитают предоставлять услуги по финансированию под уступку денежного требования, имея статус кредитной организации.

В пользу отмены лицензирования также говорит и тот факт, что деятельность финансового агента (фактора) сегодня и так уже регулируется с различных сторон в рамках действующего законодательства: налогового, административного, законодательства, регулирующего деятельность коммерческих организаций, банковского, уголовного.

Все операции, связанные с денежными расчетами, при осуществлении финансирования под уступку денежного требования (факторинга) всегда осуществляются через кредитные организации. В свою очередь, кредитные организации подлежат контролю в рамках действующего банковского законодательства, следовательно, все денежные расчеты факторинговых компаний контролируются на основании норм действующего законодательства.

Более того, финансовые агенты не привлекают средства физических лиц и не работают с физическими лицами - привлечение инвестиций в факторинговый бизнес происходит через кредитные организации. Соответственно, эта деятельность также контролируется в рамках действующего банковского законодательства и не может нанести ущерб широким массам населения.

Вся деятельность факторинговых компаний, так же как и деятельность других юридических лиц на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, следовательно, за финансовыми агентами установлен жесткий контроль со стороны налоговых органов.

Факторинговые компании осуществляют свои расчеты по операциям, проводимым на территории Российской Федерации в рублях. Однако в случае осуществления экспортно-импортных операций, расчеты по которым проводятся в иностранной валюте, они автоматически подпадают под действующее законодательство о валютном регулировании и валютном контроле и контролируются со стороны органов и агентов валютного контроля.

Более того, в настоящее время участниками рынка факторинга создана Ассоциация факторинговых компаний. Предполагается, что эта Ассоциация объединит в единую структуру большинство факторинговых компаний, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, включая лидеров рынка, а также иные структуры, имеющие как прямое, так и косвенное отношение к факторингу и финансированию торговых операций. Основной идеей создания Ассоциации является выработка единых стандартов и правил осуществления факторинговой деятельности на территории Российской Федерации. Таким образом, рынок сможет сам себя контролировать.

В связи со всем вышеизложенным можно сделать вывод, что лицензировать факторинговую деятельность нецелесообразно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: