История развития арт-менеджмента в России (советский период

Советский период, В советское время упр-е в сфере иск-ва было четко регламентировано, идеологический контроль осуществлялся достаточно жестко. Вся сеть культурных учреждений принадлежала государству, механизм их деятельности был прописан «от и до».1920е годы-(.)зрения о социальном заказе.Гос-й заказ назван госмеценатством До перестройки руководство всей отраслью было в руках государства - все регламентировано законами, положениями, инструкциями, что оказало большое влияние на идеологическую направленность творчества исполнителей. Особенно это стало заметно в области эстрадного искусства. Были созданы специальные государственные учреждения, которые занимались организацией концертной деятельности артистов всех жанров, в том числе и эстрады.

В эту систему под эгидой министерства культуры входили такие компании как "Госконцерт", "Союзконцерт", "Росконцерт", республиканские, областные и городские филармонии, концертные объединения, осуществлявшие руководство всей сложнейшей концертной жизнью в нашей стране. Понятно, что вся эта разветвленная структура опиралась в своей работе на принципы крайней централизации, заложенные коммунистической партией в основу всей структуры советского государства. Свободное предпринимательство каралось законом как нелегальная деятельность. Вместе с тем нужно отметить, что в этот период на первое место выдвигается музыкально-просветительская и культурная работа. Существовали жесткие требования к постоянному обновлению репертуара художественных коллективов и исполнителей и к исполнительскому мастерству. Борьба против неоправданного исполнения под фонограмму. Государственный план концертно-гастрольной деятельности по всей стране включал, практически, все жанры исполнительского искусства. Финансирование гастрольных планов осуществлялось из госбюджета. Отлаженным механизмом было проведение регулярных концертов артистов по трем номинациям эстрады: речевого и оригинального жанра, эстрадной песни (фестивали и конкурсы), дни национальных культур в Москве и др.

Программы ЦТВ и Всесоюзного радио не предусматривали большого количества музыкальных и развлекательных программ, отличающиеся жесткой цензурой, высоким нравственно-эстетическим уровенем программ.

Огромное влияние на развитие отечественной арт-индустрии оказала рок-музыка. В 60-70-е годы наряду с официальной эстрадой под влиянием английской группы "Beatles" и не только ее появляются коллективы, в основном любительские, исполнявшие музыку в стиле рок. Это направление получило название "молодежная музыка". Именно ее легализация и выход на большую сцену, а также расцвет так называемой "магнитофонной культуры" создали предпосылки для возникновения и развития настоящего шоу-бизнеса в России.

1930-1980гг наиб-ю важную роль играли комитеты:Всекохудожник,Худфонд,Оргокомитет Союза Художников СССР.Орг-я Всекохудожник(М,1929)-некая сеть худ-х предприятий,обеспечивали обывателей и офиц-х заказчиковмассовыми худ-ми издел-ми.Худ-ки в Сов.время м.сказать стояли на гос.службе.М.выделить ТРИ группы: 1)элита-члены АХ.высокие гонорары,престижные выставки.2)группа коммерческого успеха-успешно продвигавшиеся по иерархической лестнице,персональные выставки, востребованность.З) «богема»-худ-ки не связанные с гос.инстит-ми,из-за неумения наладить отн-я с руководством=>вынуждена наход-ся в оппозиции офиц-му иск-ву.4) «халтурщики»-худ-ки,работ-е только д/ком-й выгодыЙТомимо roc-х офиц-х заказовсуществовал и нелегальный арт-рынок.Худ-ки подрабатывали нелегальными частными заказами.Если эти факты получали огласку,могли исключить из товарищ-ва.Да сер-ны 80-х худ-я политика в СССР определялась сугубо идеологическими моментами. В начале 1987г ситуация начала меняться-активная продажа за рубеж картин неформалов.Растет престиж «художника».Апогеем этого времени стал аукцион «Сотби»(М,1988).Гос-во поняло,что на этом можно зарабатывать денъги.=>испугалась утечки зарубеж современного иск-ва. Одной из важнейших проблем в становлении отечественного арт-рынка многие исследователи конца 1980-х считали отсутствие худ-й критики современного иск-ва.Т.о.,к моменту формир-я сов-го худ-го рынка опред-сь осн-е направл-я его становления: 1)экспорт сов-го иск-вахоцреализма и андеграунда2)медленное разв-е внутр-го арт-рынка:возн-е институтов и осн-х субъектовгйЗ годы перестройки-время возникновения худ-го рынка России. Мнения ученых о этом времени:Гэмбрелл* Дж.: «худ-й рынок России специфичен,если не парадоксален».Появление изв-х галерей: «Айдан»,/МАРС», «Арт-модерн», «Риджина», «Гельман гэллери», «Манеж».С 1990г-проводятся ежегодные ярмарки галерейного иск-ва в М.Закрепление статуса галерей.В этоже время прошла научно-практическая конференция, на кот-й обсуждались проблемы формир-я худ-го рынка.Из0дан сборник «Проблемы совр-го совет-го худ-го рынка».Можно констатировать,что арт-рынок сущ-л со своими + и -.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: