Социокультурная ситуация современности и ее репрезентация в философии. Постмодернизм

Историю человечества можно классифицировать по-разному например, на общественно-экономические формации. Сегодня популярно деление истории на 3 больших периода:

1. традиционализм, для него х-но сельское хозяйство; его еще называют премодерн; это период до 17 в.

2. модерн, для него х-но развитие промышленности; это эпоха капитализма, Новое время и до 20 в. - время с 17 по 20 вв.;

3. постмодерн, для него х-ны информационные технологии; это конец 20 и начало 21 в. Ведущим становится сектор услуг.

В культуре модерна, особенно в 17-18 вв., главными ценностями были разум, наука, идеал всесторонне развитого человека, вера в гуманизм и прогресс общества. Но уже с конца 18 в. заметным становится агностицизм, в 19 в. - иррационализм, представления о бессмысленности жизни - в 20 в. 20 в. с его войнами, оружием массового поражения, терроризмом, манипуляцией массовым сознанием с использованием СМИ, породил представление об абсурдности бытия, о неискоренимой иррациональности человека, об относительности всего и вся, отказ от поисков истины, представление об обществе риска.

Наконец, такое направление философии XX в. как постмодернизм выступает в качестве попытки поставить философский диагноз современности. По выражению одного из классиков постмодернистской философии французского мыслителя Ж.-Ф. Лиотара, современная философия является отражением состояния постмодерна в культуре как ситуации кризиса и утраты легитимности больших идей (например, идей коммунизма, фашизма, либерализма и т.д.), которые ранее мобилизовали массы людей на грандиозные социальные эксперименты и исторические свершения, а также отказа от любых попыток нормировать и структурировать соц. жизнь в формах доминирующих рациональных представлений. Также значимой проблемой для философского осмысления постмодернизма является феномен «распада субъекта», что зримо воплощается в утрате современным человеком стержневых моментов собственной личности и усиливающейся «мозаичности» его сознания. Последнее обстоятельство обусловлено тем, что преобладающей формой протекания многих актуальных общественных процессов, по мысли французского философа Ж. Бодрийяра, является тотальная симуляция реальности как замена оригинальных форм поведения и мышления их суррогатами, воссоздающими иллюзорный образ действительности в качестве картины мира современного человека. Это разрушает традиционные представления об истине, подлинности и объективности, что делает для человека неразличимым выбор тех или иных стратегий поведения, превращает его мышление в процесс воспроизводства симуляции, где вымысел и реальность сливаются в единое целое, а культура становится пространством заимствования, цитирования, утраты собственного за счет растворения в чужих смысловых полях. В плане кризиса классической философской традиции постмодернизм также исследует перспективы возможного нового пути для актуального философствования за счет применения метода деконструкции, который предложил французский мыслитель Ж. Дерридаразрушения традиционных метафизических смыслов, приводящих к подавляющему любое инакомыслие центристскому мышлению, и реконструкции нового пространства смыслов как равноправных источников значения, имеющих вид диссипативных структур мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: