Специфика динамической организации бытия раскрывается в онтологии с помощью категорий движения, развития и покоя.
Движение как философская категория обозначает св-во изменения, которым обладает любое сущее. По Аристотелю, «всякое движение есть некоторое изменение». Выделяют разные формы движения, исходя из качественной специфики сущего и х-ра его изменений: например, физическую, химическую, биологическую, социальную, духовную.
Так, в неорганической природе движение осуществляется в следующих формах: а) пространственные перемещения; б) движение и взаимопревращения элементарных частиц вещества и поля; в) движение и превращение атомов и молекул, включающие в себя хим. форму движения; г) теплота; д) звуковые колебания; е) геологические процессы; ж) изменения космических систем различных размеров (звёзд, галактик).
В живой природе движение выступает как совокупность жизненных процессов в организмах, обмен веществ, саморегуляция организмов.
Общественные формы движения - это материальные общественные отношения, движение соц. материи и т. д.
|
|
Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Интерпретация направленности изменений зависит от выбора общего принципа: круговорот, восхождение от низшего к высшему, нисхождение от высшего к низшему, единство восходящей эволюции и нисхождения.
В отличие от движения категория развития обозначает закономерные необратимые качественные изменения. Развитие сущего может совершаться в разных направлениях, отличающихся друг от друга степенью совершенствования системы, - прогрессивном, регрессивном и нейтральном. Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов: эволюционным, и революционным путем. Признаками развития принято считать:
1. Неотрывность от движения, изменения. Но это не отдельные изменения, а множество изменений в структуре, т.е. развитие связано с качественным характером изменений.
2. Развитие х-ся не разовым качественным преобразованием, а комплексом, связью ряда таких преобразований. Для этой связи х-на необратимость.
3. Развитие есть особого рода связь состояний. Развитие показывает наличие преемственности между качественными изменениями на уровне системы. Иначе говоря, развитие соотносится с направленными преобразованиями.
Таким образом, развитие - это направленные, необратимые качественные изменения системы, обусловленные противоречиями самой системы.
|
|
С помощью категории покой фиксируется относительная устойчивость всякого сущего. Поэтому способ бытия сущего проявляется не только в его движении и развитии, но и в покое, образуя единство движения, развития, покоя.
Одно из центральных мест в современной научной картине мира занимает концепция глобального универсального эволюционизма, выстраивающая общую схему единого мирового развития. Она исходит из следующих принципов: системности, самоорганизации и эволюции, которая представлена следующими видами - космическая, хим., биолог. и соц., объединенными между собой генетической и структурной преемственностью. Положения глобального эволюционизма:
- Вселенная - это единая саморазвивающаяся система;
- эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности;
- во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие;
- во Вселенной господствует наследственность: настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно;
- динамику мира можно представить как постоянный отбор, когда из множества виртуальных состояний система избирает наиболее реальные.