Понятие науки. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука

Одним из видов познавательной деятельности является научное познание. Наука – важнейшая часть общества, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных о действительности. Наука – это также деятельность, направленная на получение нового знания, преобразующего мир, обогащающего духовный мир человека, общества, цивилизации.

Принято выделять 3 основных аспекта понимания науки: наука как деятельность, как систему научных знаний и как соц. институт. Цель научной деятельности – получение нового научного знания об объекте исследования. Конечная цель научного познания – выявление законов, в соответствии с которыми объекты м. б. преобразованы в человеческой деятельности в необходимый для общества продукт.

Понимание науки как системы знаний означает не только накопление получаемых данных о природе и обществе, но и их критическую оценку и переоценку. Отличительной особенностью научного познания является объективный способ рассмотрения мира. Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определённых теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему.

Определение науки как соц. института означает понимание ее как организации со специфическим разделением труда, специализацией, наличием средств регулирования и контроля. Наука как соц. институт представляет собой сложную систему научных учреждений, а также научных отраслей, объединяющих около 5 млн. ученых по всему миру.

Концепция периодизации истории науки В.С.Степина и сотрудн., в которой выделяются 3 периода развития науки: классическая, неклассическая и постнеклассическая науки.

Понятие “классическая наука” относится к периоду от конца XVI в. до начала ХХ в. Основные разделы научного знания: физика, химия, биология, геология, астрономия - до начала ХХ в. ориентировались на идеал построения знания о природе, в котором влияние “человека-исследователя” с его познавательными инструментами либо отсутствовало, либо было пренебрежимо малым.

Неклассическая наука явно проявилась с начала ХХ в., со времени становления квантовой механики. Именно в физике микромира “человек-исследователь” столкнулся с проблемой неустранимости влияния макроскопической познавательной системы (человек-исследователь с познавательным прибором) на исследуемый микрообъект. Существенное отличие классического типа рациональности от неклассического состоит в том, что в классическом типе идеалом было устранение познающего субъекта и его исследовательских инструментов из законченного научного знания, в то время как в неклассическом типе рациональности познающий субъект и его исследовательский инструментарий неотделимы от познаваемого объекта.

Постнеклассическая наука. Во второй половине XX в. стал складываться третий тип рациональности, так называемый “постнеклассический тип рациональности”. Характерные черты постнеклассической науки: проблемно ориентированные формы исследовательской деятельности, комплексные программы, междисциплинарные исследования системных объектов, появление идей синергетики (теории саморазвивающихся систем). Для постнеклассической науки х-но также ясное осознание пределов научного познания (кризис ренессансного идеала объективного знания), что дополнительно обусловливает человекоразмерность научного знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: