Специфика соц.-гуманитарного познания

Естественники (математики, физики) не признают гуманитарные дисциплины за науку. Принципы естественников: 1. Объекты исследования существуют реально (реальность). 2. Эти объекты эмпирически доступны (наблюдаемость). 3. Возможность формализации знания (формализуемость).

Принципы гуманитарных учёных: 1. Объекты исследования не обязательно существуют реально. 2. Не обязательно д. б. наблюдаемым. 3. Формализация приведёт к разрушению знания (превращение стихи в прозу – разрушение).

Соц. познание, как и познание природных явлений, строится на противопоставлении объекта и субъекта знания, в результате которого возникает активное отношение субъекта к объекту, стремление представить и выразить некую объективную реальность в сознании человека. Объектом социально-гуманитарного познания выступает общество, все многообразные проявления, объективной для познающего субъекта, жизнедеятельности людей. Различая объекты соц. познания (мораль, право, воспитание), мы тем самым выявляем и науч. дисциплины, которые их изучают (этика, правоведение, педагогика).

Субъект соц. познания - человек, который целенаправленно отображает в своем сознании объективно существующую реальность общественного бытия. Познание всегда носит общественный характер. Оно определяется конкретно-истор. состоянием развития общества, его культуры, равно как объективным соц. положением, которое познающий человек занимает в обществе. От субъекта познания, его ценностных ориентаций во многом зависит направленность познания, идеологическая и науч. значимость и полезность получаемых результатов.

Процесс соц. познания всегда осуществляется в ходе общественно-практической деятельности - реальных действий по сохранению или изменению условий существования. Это значит, что только в деятельности происходит и получение, и предметная апробация тех знаний, которые формируются у человека. Соц. познание всегда целеориентировано. Эта целеориентированность, или избирательность соц. познания обусловлена тем, что оно всегда оперирует некоторым определенным срезом соц. действительности, представленной в ценностно окрашенном пространстве смыслов.

Соц. познание человека имеет ряд особенностей.

Во-первых, познавая соц. действительность, человек имеет дело с реальностью, где действуют такие же люди, как и он сам, которые также решают свои различные конкретные задачи. Это значит, что в соц. познании познающему субъекту приходится постоянно сталкиваться со сложным миром субъективной реальности, с человеческой активностью, способной существенно влиять на первоначальные установки и ориентации познающего. Следовательно, в каждый данный момент всякий человек может выступать как субъект, активно действующий и потому познающий действительность, но одновременно и как объект познания и практики.

Во-вторых, делая объектом познания общество, человек познает и свою собственную деятельность, воплощенную в различных формах культуры. Это удается ему сделать потому, что он мысленно отделяет себя от самой деятельности, противопоставляет себя в качестве субъекта обществу, которое в этом случае выступает объектом познания.

В-третьих, в познании соц. действительности нельзя не учитывать многообразие различных ситуаций общественной жизни людей. Учесть все и каждый из них, чтобы получить полное и адекватное понимание общественной динамики, очень сложно. Вот почему соц. знание представляет собой вероятностное знание, где нет места жестким и безоговорочным утверждениям.

В-четвертых, соц. познание ориентировано на человека, группу людей, историческую ситуацию, которые всегда индивидуальны, особенны и уникальны в своем становлении, существовании и изменениях. Всякое обобщение неизбежно требует одновременного рассмотрения специфических черт и оснований развития. В любом другом случае имеет место искажение сущности того или иного познаваемого соц. явления.

В-пятых, соц. познание практически всегда ценностно окрашено, оно пристрастно к полученному знанию, т. к. затрагивает интересы и потребности людей, которые из-за различий жизнедеятельности и интересов руководствуются разными установками и ценностными ориентациями в организации и осуществлении своих действий.

Все эти особенности соц. познания свидетельствуют, что получаемые в ходе его осуществления, знания могут иметь научный и вненаучный характер. Соответственно и само соц. познание тоже м. б. научным или вненаучным. Однако провести четкую границу между научным и вненаучным познанием общественных процессов не представляется возможным. И научное, и вненаучное соц. познание взаимосвязаны и нередко не только мирно сосуществуют, но и переходят друг в друга, образуя "сплав" знаний о действительности.

Существуют многообразные формы вненаучного соц. познания. По отношению к научному знанию можно выделить: донаучное, лженаучное, паранаучное, антинаучное и ненаучное, или практически-обыденное познание. По способу выражения знания о соц.действительности, мы можем говорить о таких его формах, как худ., религиозное, мифологическое, магическое и т.д. Так, в соответствии с характером оформления такое знание, например, может быть догматическим, скептическим, фетишистским, релятивным и т.д.

Сложность общественных реалий, огромное кол-во проблем, встающих перед современным человечеством, не возможно не только решить, но и осмыслить, уповая лишь на одну какую-либо форму (вид) познания. Современная общественная практика, равно как и философия, наоборот, доказывают необходимость сосуществования и взаимодействия в культуре всего разнообразия способов освоения мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: