Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание. Практика. Творчество

Познание – процесс целенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, это процесс получения нового знания. Изучением теории познания занимается гносеология.

Чувственное и рациональное в познании. Сталкиваясь с окружающей действительностью, человек, прежде всего, воспринимает ее на уровне чувств. Чувственное познание осуществляется в формах: ощущение, восприятие и представление.

Исходным моментом чувственного познания является ощущение - отражение в сознании человека отдельных сторон, св-в предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные.

Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания. Восприятие зависит также от самого воспринимающего субъекта, от его прошлого опыта. Кроме того, содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности.

Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти (например, воспроизведение облика Дома правительства), образы воображения (русалка, кентавр и т.п.) и др. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. В нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных.

Чувственное познание - первичный уровень процесса познания, однако, его недостаточно для постижения сущности предметов, явлений, процессов бытия. На его основе строится рациональное познание – целенаправленное отражение существенных свойств предметов, явлений.

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Следует выделить 2 основных уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок – это обыденное повседневное «житейское» мышление или то, что часто называют здравым смыслом. Разум – высший уровень рационал. познания. Только на этом своем уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Исходными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Понятия выражаются в языковой форме – в виде отдельных слов («атом», «кислород» и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов («элементарные частицы» и др.).

Суждение – форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, м. б. либо истинным («Париж стоит на Сене») либо ложным («Пекин – столица России»).

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения).

По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали 2 противоположные точки зрения – сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты (Гоббс, Локк, Беркли, Фейербах, Юм и др.) считали, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущения и др. формы живого созерцания признавались единственным источником и средством достижения истины. Рационалисты (Декарт, Лейбниц, Гегель и др.), стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта и его обобщений, а м. б. почерпнуты только из самого мышления.

Развитие философии, науки и др. форм духовной деятельности людей показывает, что в действительности любое знание есть единство двух противоположных моментов, сторон – чувственного и рационального. Сегодня все чаще речь идет о взаимодополнительности, органическом единстве чувственного и рационального в познавательной деятельности.

Реальный процесс познания не осуществляется как чисто рациональный: он всегда переплетается с нерациональными его формами. К иррациональному относятся предрассудки, эмоции, подсознательные влечения, интуиция, мистические озарения и т.д. Проблема иррационального в познании рассматривается в философии позднего Шеллинга, Шопенгауэра, Кьеркегора, Ницше, Бергсона и др.

Познание, мышление - это всегда искание и открытие нового, поиски ранее не изведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная деятельность субъекта в любой ее форме. Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее - материальные и духовные ценности. Виды творчества - творчество изобретателя, организатора, научное, худ. творчество и т.п. В творческом процессе сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное, дискурсивное (логическое, понятийное) и интуитивное дополняют друг друга. Важную роль в этом процессе играет интуиция (внезапное озарение) - способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств. Познание и творчество неразрывно связаны как между собой, так и с практикой (практической деятельностью) как с их основой. Практика - это целостная органическая система совокупной материальной деятельности человечества во всем его истор. развитии, всегда осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Человек сам активно и целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее. Практика - специфически человеческая форма деятельности, в процессе которой человек создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде («вторая природа»). Основные функции практики в процессе познания: 1. Практика во многом является источником познания, т. к. все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. 2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Практика служит основой познания т. к. обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т.п., без которых оно не может быть успешным. 3. Практика является целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. 4. Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: